Губернатор Приморья Олег Кожемяко в ходе своего инвестиционного послания на 2023 год особо подчеркнул важность развития морских портов для региона. Он отметил, что в крае продолжится рост импорта, а также транзитных контейнерных перевозок, в том числе и по Северному морскому пути.
Глава региона не зря выделил именно контейнерные перевозки — эту номенклатуру грузов специалисты называют важной составляющей развития территории. Вхождение в контейнерный рынок — это возможность интеграции в международное товародвижение.
На пути к вершине транспортно-логистической деятельности
Помощник ректора по научной работе Морского государственного университета им. адмирала Г. И. Невельского Михаил Холоша уверяет, что контейнерный рынок — это лакмусовая бумага, показывающая степень цивилизации экономики. Одно дело переваливать сырье, например, уголь, нефть, нефтепродукты, какие-то полуфабрикаты что, конечно, важно для нашего хозяйства. Но совсем другое дело перегрузка контейнеров — это качественно новый уровень развития, поэтому любая страна стремится интегрироваться в контейнерный рынок по максимуму.
Переориентация российских торговых потоков с западных портов на восток страны — через юг Дальнего Востока в Азию является одной из наиболее четко проявляющихся тенденций последних лет. Но в последний год она стала более явной. И для Приморья это уникальная возможность развития территории, причем не только в экономическом, но и социальном плане. Именно так влияет на любой регион вхождение в рынок логистического обслуживания дорогих товарных сегментов мировой торговли. Поскольку контейнерный рынок на сегодня — это вершина транспортно-логистической деятельности.
Стоит отметить, что прошедший год был очень сложным для сферы морских перевозок. Из-за западных санкций российский рынок регулярных морских сервисов покинули крупные мировые игроки, и это на фоне лавинообразно растущего спроса на услуги морских перевозок, в том числе контейнерных.
Однако отечественные перевозчики в этих условиях сумели даже нарастить объемы контейнерных перевозок. По данным исследований Морского государственного университета им. адм. Невельского за 2022 год, рост грузопотока в портах ДФО проходит более интенсивно, чем в среднем по стране — 1,7% против 0,8%. И хотя доля контейнерных перевозок в общем грузопотоке еще невелика — 10,7% (24,6 млн тонн), но именно прирост этой номенклатуры, произошедший за прошлый год, стал одним из самых интенсивных — плюс 18% за год. Сравните: объем перевозок угля в портах ДФО возрос по итогам 2022 года на 0,8%, наливных грузов — минус 2,3%, перевозки леса упали более чем 28%.
Заведующий научной лаборатории пространственной логистики МГУ им. адмирала Г. И. Невельского Александр Гаврилов отметил, что в 2022 году «переориентацию на восток» осуществили именно импортные грузы, их суммарный прирост к 2021 году составил 33,2%, в основном, за счет генеральных грузов и контейнеров.
На Дальнем Востоке России расположено 19 морских портов, их общая перевалка грузов в 2022 году составила почти 230 млн тонн. На долю портов Приморья пришлось 84,2% от всего контейнерооборота портов Дальнего Востока. И приморцы активно наращивают объемы перевалки этой номенклатуры.
Контейнеры потеснили уголь
Показательным стал пример одного из крупнейших портов Приморья и всего макрорегиона — АО «Восточный Порт». Он расположен в бухте Врангеля и специализируется на высокотехнологичной перевалке угля. Однако с 2021 года, обозначил себя как звено контейнеризации. Компания создала Контейнерный терминал на базе Универсального производственного-перегрузочного комплекса, переориентировав инфраструктуру на функционал мультимодального экспортно-импортного контейнерного хаба. Немаловажно, что портовики Восточного, понимая «узкое» место дальневосточной логистики, — недостаточность развития пропускной способности железной дороги, — нашли оптимальный вариант участия в контейнерных перевозках. Поясним: в адрес «Восточного Порта» идут полувагоны с углем из регионов Кузбасса, Хакассии и Якутии. После разгрузки порожние вагоны направляются под погрузку контейнеров. Отправка контейнерных поездов из полувагонов, а не привычных фитинговых платформ, позволит выровнять сложившийся дисбаланс на сети дорог в обеспечении подвижным составом контейнерных перевозок.
В 2022 году АО «Восточный Порт» переработал объем грузов, эквивалентных 12 тыс. двадцатифутовых контейнеров (TEU). На сегодня отгружают примерно один состав за 1,5-2 суток, указано на сайте порта.
АО «Терминал Астафьева», специализирующийся на перевалке угля, с 2022 года стал активно развивать направление контейнерных перевозок. В сентябре прошлого года первое судно с контейнерами встало под разгрузку у причала «Терминала Астафьева».
В компании тщательно подготовились к развитию этого крайне востребованного направления. Специально для работы с контейнерами была создана соответствующая инфраструктура, закуплена новая техника. Открыта постоянная зона таможенного контроля, что позволило принимать и обрабатывать импортные грузы.
— Мы знаем о существующем остром дефиците портовых площадок для выгрузки грузов, пришедших в Россию морем. Поэтому активно развиваем контейнерное направление, остро востребованное в настоящее время. Диверсификация наших производственных процессов также направлена и на дальнейшее устойчивое развитие предприятия, — приводит слова генерального директора АО «Терминал Астафьева» Алексея Владимирова пресс-служба компании.
По итогам 2022 года предприятие стало лидером среди отправителей контейнеров в полувагонах со станции Находка. Только за декабрь 2022 года с причалов «Терминала Астафьева» вывезло 1418 TEU в центральную часть России. В настоящий момент компания отправляет от пяти до семи контейнерных поездов в неделю в Новосибирск, Екатеринбург, Санкт-Петербург и Москву.
Компания намерена и далее развивать контейнерные перевозки. В ближайших планах — увеличение количества отправки контейнерных поездов в сутки. Специалисты предприятия рассматривают возможность открытия сервиса «Логопер-Астафьева» во Владивостоке на станции Угловая. Также в ближайшее время «Терминал Астафьева» планирует расширить географию поставки и запросить дополнительные нитки графика на станции назначения Красноярского края, Свердловской и Московской областей.
Перспективы контейнерных перевозок оценил и Морской контейнерный терминал «Восточная стивидорная компания» (ВСК, входит в группу Global Ports, расположена в порту Восточный), который перешел на перевалку только грузов этой номенклатуры. Еще в сентябре 2021 года терминал прекратил перевалку угля и сконцентрировался на контейнерных грузах (до этого переваливал и контейнеры, и уголь).
В 2022 году ВСК увеличил контейнерооборот на 20,1% — до 624 тыс. TEU. Причем в IV квартале прошедшего года этот показатель превысил 31%. Таким образом, ВСК установила новый рекорд годового объема перевалки контейнеров в истории терминала. Результат обусловлен высоким спросом в регионе, а также усилиями группы по повышению операционной эффективности терминала и инвестициями в его инфраструктуру и оборудование.
Специалисты ВСК отмечают, что на сегодня сохраняется повышенная загрузка портовой и железнодорожной инфраструктуры Дальнего Востока, и они не ожидают изменения этого тренда, по крайней мере, в ближайшей перспективе. В связи с этим Global Ports реализует масштабную инвестиционную программу на ВСК для повышения эффективности обработки грузов и увеличения пропускной способности терминала.
В 2022 году терминал ввел в эксплуатацию новый автомобильный въездной комплекс, на треть расширил досмотровые мощности, заключил несколько крупных контрактов на производство и поставку в адрес ВСК новой мощной перегрузочной техники. Кроме того, планируется наращивать пропускную способность терминала и расширять его контейнерные мощности. В октябре 2022 года группа пробрела права на прилегающие к ВСК участки земли общей площадью 47 га, на которых планируется построить два контейнерных причала, современную складскую и железнодорожную инфраструктуру. Таким образом, к середине 2030-х годов суммарная мощность терминала ВСК может возрасти в 2,5 раза — до 1,7 млн TEU.
Увеличил в 2022 году на 1,4% по сравнению с 2021-м перевалку контейнеров и Владивостокский морской торговый порт, обработав свыше 768 тысяч TEU, став в очередной раз лидером России по контейнерообороту.
Наращивает контейнерный грузооборот и ОАО «Владморрыбпорт», обработав в 2022 году свыше 5 млн тонн грузов различных номенклатур. Перевалка контейнерных грузов достигла 290 тыс. TEU, увеличившись на 9% в сравнении с 2021-м. Этому способствовало, в том числе и обновление портовой инфраструктуры. В октябре 2022 года начал работу еще один внутренний терминал транспортно-логистического комплекса Владморрыбпорта — новый сухой порт ООО «Терминал Хлебная База». Таким образом, количество контейнерных терминалов порта увеличилось до трех.
Слабое звено в цепи поставок грузов на восток
И все же портовики уверены, что рост контейнерооборота на Дальнем Востоке мог быть и больше. Одним из сдерживающих факторов стала недостаточность логистической инфраструктуры.
Ведущий научный сотрудник хабаровского Института экономических исследований Дальневосточного отделения Российской Академии наук, кандидат экономических наук Анна Бардаль уверена, что перегрузочные мощности морских портов ДФО превышают возможности железных дорог. Так, провозная способность магистралей в макрорегионе составляет 144 млн тонн, суммарная мощность грузовых терминалов морских портов Дальневосточного бассейна (согласно данных Реестра морских портов РФ) — 252,6 млн тонн. То есть, железная дорога стала лимитирующим звеном в цепочке контейнерных перевозок.
Специалисты Восточной стивидорной компании также считают, что увеличение пропускной способности терминала будет поддерживать долгосрочный рост контейнерного рынка и внешней торговли России через порты Дальнего Востока. Однако подчеркивают: без дальнейшего развития припортовой ж/д-инфраструктуры, в том числе развития станции Находка-Восточная, инвестиции терминала не дадут нужного эффекта.
Проблемы портовики не копят, а стараются решать на своем уровне — применяют полувагоны, чтобы снизить нехватку перевалочных мощностей, обустраивают сухие порты — участки для складирования контейнеров. Эксперты, кстати, уже предвидят рост спроса на автоперевозки — перевалку грузов в фуры и железнодорожные вагоны с сухих терминалов.
Ранее «Восток-Медиа» сообщало, что в Приморье на участке Шкотово — Смоляниново для модернизации Восточного полигона провели первые 500 метров горной выработки тоннелей.
Новый стратегически важный железнодорожный тоннель возводят в Приморье