Найти тему
Первые впечатления

Брайан Мэй о создании саундтрека к «Горцу»

В 1986 году французский музыкальный журнал «Juin» выпустил статью под названием «Ночь в кино». Она была посвящена выходу во французский прокат голливудского фильма «Горец» и работе Queen над саундтреком к ленте. После некоторых сведений о создании фильма авторы статьи предлагают интервью с Брайаном Мэем.

- Я родился в 1518 году, малыш. Мне 477 лет, и я не могу умереть.

- У каждого своя проблема.

Кадр из фильма "Горец" (1986)
Кадр из фильма "Горец" (1986)

«На эту короткую реплику криминалистки Бренды Уайт отважному горцу, который мужественно перенес холод и одиночество, преследования врагов и…неожиданно приобретенное бессмертие, кажется, совсем нечего сказать. В фильме Рассела Малкэхи есть несколько подобных ослепительных сцен, которые создают ему репутацию продуманного и нескучного продукта, который, помимо всего прочего, может похвастаться невероятным коктейлем из спецэффектов, хорошо поставленных боевых сцен и прекрасных ландшафтов Англии и Шотландии. Но в фильме есть еще одна жемчужина, которая привлекает всех поклонников современной музыки, - песни известнейшей рок-группы Queen. Поскольку Queen всегда преуспевали в самых сложных и смелых миксах, выбор этой группы для создания саундтрека к "Горцу" выглядит вполне закономерным и правильным. Сегодня гитарист Queen Брайан Мэй готов рассказать нам об этой новой драгоценности группы.

Брайан Мэй
Брайан Мэй

Создание саундтрека к фильму "Горец" вдохновило вас больше, чем обычный альбом Queen?

Брайан Мэй:«Перед работой нам показали 20-минутный отрывок из фильма Рассела Малкэхи. На самом деле вначале, через Джима Бича, мы ответили "нет", потому что планировали отдохнуть и заняться другими делами, однако увиденный фрагмент потряс нас до глубины души. Мы были вдохновлены этой историей таким образом, что каждый из нас постепенно создал свои песни для фильма, с добавлением своего искреннего личного чувства. Тогда мы получили огромное удовольствие от работы, потому что сюжет ленты оставлял широкий простор нашему воображению. Кроме того, создатели фильма предоставили нам полную свободу. Думаю, именно это и вдохновило нас на работу».

Вы, кажется, уже работали с Расселом Малкэхи

Брайан Мэй: «Нет, но он снял наши клипы "A Kind of Magic" и "Princes of the Universe"».

Что может быть общего у этого фильма с Queen, кроме музыки?

Брайан Мэй: «Мы близки по духу. Например, персонаж Кристофера Ламберта выглядит очень убедительно. Такого не было с "Флэшом Гордоном", для которого мы написали музыку в 1980 году. Герой с самого начала показался мне не слишком правдоподобным. Однако буквально одного взгляда на Кристофера Ламберта достаточно, чтобы поверить в происходящее, каким бы фантастическим это вам не казалось. Не говоря уже о злодее Кургане, который, я уверен, вскоре станет культовой фигурой среди панков и фанатов металла. Он выглядит действительно устрашающе. Невероятная работа Клэнси Брауна, костюмеров и гримеров».

Кроме того, можно сказать, что в эстетике Queen есть как средневековый пафосный налет, так и старый добрый хеви-метал.

Брайан Мэй: «Многие люди думают, что мы пишем только гимны, а не обычные песни, поэтому это, вероятно, идет оттуда. Лично я рассматриваю работу группы прежде всего с эмоциональной точки зрения. Если бы я не нашел романтического аспекта в "Горце", моя вовлеченность в проект не была бы такой искренней и полной. Мне понравилась сентиментальная сторона фильма, которая сильно отличается от подобных направлений в других фильмах. Герой живет своей любовью без надежды, потому что понимает, что он бессмертен, а его подруга - нет».

В этом еще одно сходство с жизнью Queen. Вас не беспокоит состояние огромнейшей машины Queen?

Брайан Мэй: «Rolling Stones, очевидно, уже давно доказали, что можно выступать в зрелом возрасте с достоинством, что можно избежать оцепенения и играть ради уважения поклонников и собственного удовольствия. Главным ключом ко всему этому, на мой взгляд, являются уважительные отношения между музыкантами группы. Благодаря этому искорка в Queen по-прежнему живет».

Кадр из клипа "A Kind of Magic"
Кадр из клипа "A Kind of Magic"

Тем не менее в последние годы многие из вас совершили сольный побег. Фредди Меркьюри и Роджер Тейлор записали свои сольные альбомы, а вы поработали с Эдди Ван Халеном.

Брайан Мэй: «Время от времени вы должны освобождаться от разочарований, вызванных структурой группы из четырех человек».

Что вы думаете об альбоме Фредди?

Брайан Мэй: «Здесь есть несколько очень хороших вещей. По-моему, он был неправильно понят потому, что люди ожидали увидеть утонченную и сложную сторону, как в альбомах Queen, в то время как Фредди сделал ставку на противоположную, не совсем отшлифованную сторону. Ему хотелось записать песни в несколько иных жанрах, чем в Queen, и он использовал лишь первые дубли своего голоса в сессиях. Кроме того, в то время он пережил несколько непростых личных моментов. Я бы сравнил этот альбом с первым альбомом Джона Леннона, в котором было много боли и самоанализа».

Queen всегда были чемпионами барочного рока, напыщенности и яркого цвета. Что же является доминирующим ключом в вашем альбоме-саундтреке "A Kind of Magic"?

Брайан Мэй: «Это весьма разносторонний альбом; в нем есть как "тяжелые", роковые вещи ("Princes of the Universe" и "Gimme the Prize"), так и романтический аспект в виде "One Year of Love" и другой, ради которого мы впервые в своей карьере пригласили симфонический оркестр из 80 музыкантов. Сейчас у меня такое чувство, что чем дальше мы работаем, тем больше экспериментируем и ходим по краю пропасти».

Какие ваши любимые записи Queen?

Брайан Мэй: «"We Are the Champions" и "A Night at the Opera"».

С Кристофером Ламбертом на съемках клипа "Princes of the Universe"
С Кристофером Ламбертом на съемках клипа "Princes of the Universe"

Какова ваша позиция к Сан-Сити, где вы некогда играли?

Брайан Мэй: «О нет (Разочарованно). Это уже 350 000 раз, когда я объясняюсь по данному вопросу. Во-первых, мы против апартеида. Это нечто неоправданное и невыносимое. Во-вторых, мы играли в Южной Африке, не скрывая этого и не принося извинений. Мы бы ни за что не согласились, если аудитория, перед которой мы выступали, была бы исключительно белой. Чернокожие зрители также покупают наши пластинки. "I Want to Break Free" стала почти гимном африканского населения. В-третьих, в данный момент мы не планируем туда возвращаться».

***

И еще о работе группы над саундтреком к "Горцу". Рассказывает режиссер фильма Рассел Малкэхи: «Они присоединились почти в самом начале работы над фильмом, когда основным композитором был Майкл Кеймен. У него, кстати, тоже есть некое рок-н-ролльное прошлое (Майкл Кеймен сотрудничал со многими популярными музыкантами, в том числе с Дэвидом Гилмором, Бобом Диланом, Дэвидом Боуи, Стингом, Брайаном Адамсом и д.р. – Прим. пер.). Итак, Queen взошли на борт, и они написали несколько песен, из которых мы выделили необходимые фрагменты и вставили в фильм. Это было совсем не так, как если бы мы закончили фильм и попросили написать к нему песню. Они были очень сильно вовлечены в процесс производства музыки на всем протяжении постпродакшена фильма».

Некоторые сложности в написании музыки подтверждает и Брайан Мэй: «Этот процесс осложнялся тем, что они постоянно что-то переснимали, пока мы это создавали. В частности, были вырезаны некоторые фрагменты, на которые мы рассчитывали вначале» (Из интервью порталу Den of Geek).

Мэй тесно сотрудничал с композитором Майклом Кейменом, с которым интегрировал оркестровую партитуру песни «Who Wants to Live Forever» в фильм. Впоследствии Кеймен так вспоминал об этом событии: «Работа с Queen с самого начала обещала стать чем-то особенным; мне было любопытно узнать, как создают свои песни гениальные музыканты нашего времени. Работая с ними над песней "Who Wants to Live Forever", я лишний раз убедился, какими дотошными и ответственными они были артистами: они ничего не делали поверхностно и спустя рукава, а старались проникнуть в самую глубь тех вещей, над которыми работали в данный момент, сделать так, чтобы получить максимальное удовлетворение от результата. Это удивительные музыканты, и я счастлив, что когда-то сотрудничал с ними».