Найти тему
Александр Ш.

Минск как киногерой

Со времен братьев Люмьер столица Беларуси засветилась в кино более трех десятков раз. Самые интересные моменты данной кино-эпопеи в обзоре WhetheMinsk.

Историю города невозможно познать только по художественным фильмам. Разумеется, нужны научные книги и видео-документалистика. Художественный же фильм всегда из разряда «о людях»; но город, разнопланово засветившись в кино, может получить очень любопытную роль второго плана. По прошествии нескольких десятилетий эта роль станет, пусть и небольшими, но ценными кусочками информации для последующих поколений историков. А в недалекой временной перспективе искушенный зритель, знающий город, в котором кино снималось, может ощутить некую гордость за место, где он живет, или посмеяться над киноляпами, невидными и непонятными большинству других зрителей.

Во-первых

В 1927 г. на экраны вышел фильм «Кастусь Калиновский». Минск в ленте появляется эпизодически, играя при этом роль Вильно, где Калиновского казнили. Присутствуют кадры, на которых вдалеке виднеется Площадь Свободы (Соборная), части башен и стен СИЗО №1 (Пищаловский замок), а также, вероятно, улицы довоенного Минска, города, которого уже нет. Правда, все это ближе к концу фильма. Вообще же съемки по нынешним меркам короткометражки (всего 39 мин.) отличаются очень высоким художественным уровнем и масштабом. Большое внимание уделено костюмам от главных героев до простых крестьян и солдат, присутствует несколько массовых батальных сцен, много исторических зданий, кроме Минска. И очень важно вот что: эпоха немого кино отличалась полной ограниченностью подачи информации посредством звука, поэтому актеры должны были усиливать эффект яркой мимикой, а гримеры им в этом активно помогать. Все это есть в «Кастусе Калиновском».

-2
-3
-4

Для души

К 1965 г. Минск уже давно успел залечить раны войны и получить молодое поколение, ужасов этой войны не видевшее. В этом году появилась мелодрама «Любимая» и в этом художественном фильме город в прямом смысле слова предстал в полной красе. Кино было, конечно, о людях, о их работе, планах, мечтах, непростых взаимоотношениях. Всходили на звездный олимп будущие народные артисты Виталий Соломин, Александра Назарова, Нонна Мордюкова. Город здесь для антуража, зато как красиво получилось! Аэросъемке может и сейчас позавидовать любой владелец крутого дрона. Солнечные ванны на крыше цирка с видом на телевышку. Футбольный матч на стадионе Динамо. Молодые микрорайоны с новехонькими «хрущёвками». Минск дневной и ночной. Чего в этом фильме только нет! Даже историки найдут для себя полезный материал, в виде дореволюционных зданий, снесенных в те же 60-е.

-5
-6
-7
-8

Чужие роли и компьютерная графика

Чаще всего появление Минска в художественных фильмах зашифровано под другими именами. Так особняк Литературно-мемориального музея Якуба Коласа в фильме «Вольф Мессинг: видевший сквозь время» (2009) показан как богатый дом начала XX в., но с пропиской в Варшаве. Это же здание в картине «Снайпер. Оружие возмездия» (2009) находится уже в Восточной Пруссии. Троицкое предместье не раз выступало в виде немецкого, австрийского, чешского города. В сериале «Зал ожидания» (1997) Минск понизили до некоего городишки Зареченска. Зато в «Шпионе» (2012) и «Легенде №17» (2013) наоборот повысили до Москвы и Монреаля соответственно.

С чем это связано? Во времена СССР такого вопроса даже не возникало – снимали там, где находили лучший, соответствующий сцене антураж. Ныне затраты на съемку играют свою важнейшую роль, а в Минске снимать намного дешевле, чем в Москве, или Санкт-Петербурге. Не говоря уже о том, что центральные улицы столицы Беларуси в гораздо меньшей степени страдают от обилия наружной рекламы, заторов и пробок. Соответственно меньше нужно приспосабливать сцены съемки, или потом вырезать ненужное. В том числе поэтому сериал «Каменская» вообще целиком снят в Минске.

Тем не менее, не все виды города могут вписаться в контекст фильма полностью. Поэтому в уже упоминавшемся «Шпионе» возле здания КГБ стоит памятник не Дзержинскому, а Пушкину; на компьютере также перерисована улица Октябрьская в фильме «Стиляги» (2008).

-9
-10

Страшно, или смешно?

Еще о двух картинах также можно было бы рассказать в предыдущей части статьи, но они стоят несколько особняком по другой причине. Несмотря на довольно низкую художественную ценность, минчанин при их просмотре, скорее всего, не раз улыбнется, определяя хорошо знакомые улицы и без труда отмечая явные киноляпы.

Штатовского зрителя, может быть и можно было бы обмануть, назначив Минск в фильме «Лима: Нарушая молчание» (1998) столицей южно-американского государства Перу – Лимой. Нашего любителя боевиков – нет. Потому что во время погони по центру города (с отнюдь не южно-американской архитектурой) номерные знаки Лимы есть только на удирающем мотоцикле и преследующем его полицейском автомобиле. Постоянно мелькают вывески и табло на русском языке. И уж совсем смешно смотрятся пластмассовые пальмы возле СИЗО №1, которые потом еще перекочевали для съемок эпизодов здания посольства, захваченного террористами. На самом деле «посольство» - дворец в Прилуках под Минском.

-11

Мало кто из любителей кино-эпопеи «Обитель зла» знает, что в 2012 г. в Минске снимался фильм в стиле «хорор», про оживших мертвецов. Называется он «Метелица. Зима мертвецов». Загримированная под зомби массовка бродила по разным местам исторического центра, микрорайону «Осмоловка», а в кульминации фильма – по ТЭЦ-4. Попадаются кадры, где издалека за этой массовкой наблюдают любопытные минчане, номерные знаки с семеркой и названия улиц на белорусском языке, хотя город позиционируется как Смоленск. В широкий прокат фильм так и не вышел, хотя вытянул из своих создателей миллион долларов.

-12