Найти в Дзене
ORDA

Новый музей в Алматы: для тех, кто не съехал с катушек

Оглавление

В мегаполисе открыл свои двери уникальный музей-коллекция. Владелец с любовью в течение многих лет собирал экспонаты. Orda.kz побывала на экскурсии в «Музее советских катушечных магнитофонов» и узнала, что это скорее была роскошь, а не средство прослушивания

Чтобы попасть в детище Андрея Николаевича (он просил называть себя так, без фамилии) надо договариваться заранее. Спускаемся в подземелье жилого комплекса возле метро «Алатау». Коллекционер объясняет, что раньше здесь хотели устроить подземный паркинг, но его раскупали неохотно. В итоге подземные площади стали продавать как помещения.

Андрей Николаевич встречает на входе и рассказывает: «Раньше здесь пельмени лепили, нам пришлось всё полностью переделывать». Когда-то в бывшем паркинге, действительно, располагался пельменный цех, а теперь музей. На небольшой, по сути, площади огромные потолки, и это решили использовать для размещения главной страсти Андрея Николаевича – советских катушечных магнитофонов. Это музей «для тех, кто не съехал с катушек», шутит хозяин.

С чего началась коллекция

Музей катушечных магнитофонов, фото Orda.kz
Музей катушечных магнитофонов, фото Orda.kz

Пельменный цех в музей превратили кропотливо. Каждый из 130 экспонатов тут – любимое детище. Собиралась коллекция с 2006 года, когда Андрей Николаевич начал ностальгировать по временам, когда музыка была не в гаджетах, а на увесистых бобинах.

«Наше поколение воспитывалось уже на западной музыке. Осознанно музыку я начал слушать году в 1978-1979. ABBA, Boney-M, Kiss. Всегда у меня были магнитофоны. В начале двухтысячных дети у меня выросли и говорят – купи нам магнитофон современный. Мы поехали в гипермаркет и даже на цены не смотрели, и больше, чем за $1000 и $2000 выбирали. Купили что-то в итоге, но я эту «балалайку» слушать не могу. В итоге, я начал искать в интернете катушечный магнитофон и нашёл», – рассказывает коллекционер.

Первым стал катушечный магнитофон необычной марки – «Иссык-Куль». Признаться, никто из тех, кто пришёл на экскурсию, даже не слышал об аппарате с таким названием. Оказалось, что его делали на заводе во Фрунзе (бывшее название столицы Кыргызстана Бишкека – прим.ред.).

катушечный магнитофон «Иссык-Куль» 101, фото Orda.kz
катушечный магнитофон «Иссык-Куль» 101, фото Orda.kz

Первая покупка переросла в большое увлечение. Стало интересно, что ещё из таких аппаратов осталось в Казахстане. Чтобы задать себе какие-то рамки, Андрей Николаевич решил ограничиться советской аудиотехникой, и в наших краях её оказалось достаточно.

«У каждого аппарата своя история. Я в Советском Союзе вырос. Когда появился импорт, мне это все было неинтересно уже. Я нашёл и первый аппарат, который я слушал в детстве. Он не тот самый, конечно. От первого ещё родители избавились. Меня как только не называют, и хламовщиком, но мне всё равно. Я их люблю, я с ними здороваюсь, прихожу и здороваюсь», – с горящими глазами поясняет Андрей Николаевич.

Катушечные магнитофоны это почувствовали и сами «потекли» в руки к выпускнику Алматинского энергетического института. Андрей Николаевич восстанавливал их самостоятельно – пригодились полученные в вузе и в жизни навыки. Коллекционер связал свою жизнь с радиоустановками, поэтому отремонтировать зачастую неработающие магнитофоны оказалось под силу.

Андрей Николаевич и часть виниловой коллекции, фото Orda.kz
Андрей Николаевич и часть виниловой коллекции, фото Orda.kz

Восстанавливать катушечные магнитофоны помогла информация из старых советских журналов, которые Андрей Николаевич многие годы бережно хранил дома.

коллекция журналов «Радио», фото Orda.kz
коллекция журналов «Радио», фото Orda.kz

Как выяснилось спустя десятки лет – они пылились не зря, ждали своего часа.

Катушечный магнитофон – всё-таки роскошь

Раньше, да и сейчас, хорошая аудиотехника была и вопросом престижа. Если у человека был классный магнитофон, то и дом полон гостей, и дискотеку можно организовать школьную. Новые композиции давали слушать и по телефону, а потом встречались и переписывали друг у друга, подключая адаптеры и «колокольчики».

«Как ни странно, я очень много магнитофонов приобрёл в Караганде и Усть-Каменогорске. Потому что там народ был с деньгами, потому что у шахтёров-проходчиков была зарплата под 1000 рублей (при средней 115-150 рублей, зарплата министра была 800 рублей – прим.ред.). В Алматы очень мало таких магнитофонов было, а вот Караганда, Экибастуз – много аппаратов», – рассказывает Андрей Иванович.
-6

История «катушек» и масса фотографий — в материале Orda.kz.

Новый музей в Алматы: для тех кто не съехал с катушек