Перебежчики из Советского Союза были всегда. В книге Д.Прохорова и О.Лемехова указывается, что только из сотрудников спецслужб (ВЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ-СВР-ГРУ) сбежало на сторону врага 138 человек (отчет велся с революционного времени до наших дней).
Так сколько человек перебежало за границу непосредственно из пограничных войск и с самой государственной границы? Места, откуда перебежать за кордон легче всего?
Их можно назвать поименно:
1. Пограничник 19-го пограничного отряда А. Колесников. Перешел на сторону Польши в июне 1933 года.
После освобождения войсками РККА Западной Украины в 1939 году бывший красноармеец Колесников А. был задержан Оперативной группой НКВД и осужден Военным Трибуналом к высшей мере наказания. К уголовной ответственности также были привлечены его ближайшие родственники.
2. Пограничник 86 ПО войск НКВД – Михайлов И.Ф. Перешел государственную границу СССР в апреле 1940 года.
Следствием Управления НКВД по Краснодарскому краю было установлено, что Михайлов являлся скрытым антисоветски настроенным врагом, принимал участие в антисоветской контрреволюционной организации Михайловой (матери), ее подруги Е.П. Прудниковой-Косенко и Прудникова. Все указанные лица (кроме сбежавшего Михайлова) были арестованы. Были сняты с должности командир отряда и командир заставы.
3. Офицер 80-го пограничного отряда майор А. Выхрыстюк. Перебежал в Финляндию 1 сентября 1992 года.
Сдался финским властям. Просил политического убежища, заявляя, что несогласен с политическим курсом, проводимым в России. Финны в убежище отказали, но разрешили оставаться на территории страны. Дальнейшая судьба его неизвестна.
4. Заместитель начальника оперотдела Псковского погранотряда Северо-Западного управления Федеральной Погранслужбы ФСБ подполковник Игорь Вялков.
Незаконно и неоднократно переходил государственную границу с Эстонией. Передавал ценные сведение эстонской разведке. По версии следствия выдал иностранной спецслужбе имена почти 50 сотрудников ГРУ и агентов ФСБ в Эстонии (за 1300 долларов США), передавал на Запад сведения о методах и основных направлениях деятельности российских спецслужб в Скандинавии.
Был задержан, в декабре 2004 года осужден на 10 лет за шпионаж и незаконное пересечение госграницы.
Всего четверо (из них двое уже в наши дни)! Из миллионов отслуживших в пограничных войсках ОГПУ-НКВД-КГБ-ФСБ солдат и офицеров. Это меньше, чем тысячная доля одного процента! И это свидетельствует о стойкости и добросовестности военнослужащих Пограничных войск, которые честно выполняют свои задачи по охране государственной границы.
С этим красноармейцем НКВД Колесниковым, кстати, вышла целая эпопея. Несмотря на то, что он перешел границу в июне 1933 года, а задержан в 1939 году — по статье 54-1 УК УССР за измену Родине, он был осужден Военным Трибуналом ПВ НКВД УССР лишь 4 января 1941 года.
Приговор этот был опротестован Военной Коллегией Верховного Суда Союза ССР. 11 февраля 1941 года Заместитель начальника ПВ НКВД СССР по политической части Бригадный комиссар Шляхтин поинтересовался у Зам. начальника ОПП УПВ НКВД УССР полкового комиссара Тельного, а где, собственно, находится сам Колесников?
Из приговора Трибунала и Приказа войскам округа от 21 января 1941 года №0014 было не ясно: задержан ли вообще изменник Колесников?
Имелись еще вопросы. Каким образом беспартийный и малограмотный Колесников сумел выдать секретные сведения и организовать переброску целого потока диверсантов? Из справки, приговора и приказа это не ясно. Если Колесников задержан — то почему не указаны обстоятельства его задержания? Если осужден заочно — то почему столь поздно?
Ответного рапорта от полкового комиссара Тельного в архиве нет. Вместо ответа в Москву он обратился по команде к Начальнику ПВ НКВД УСССР с просьбой опротестовать решение Военной Коллегией Верховного Суда.
И 26 февраля 1941 года Начальник ПВ НКВД Украинской ССР генерал-майор Хоменко докладывал Начальнику Пограничных войск НКВД генерал-лейтенанту Соколову о вопиющем случае по отношению судебных органов к изменнику Родине Колесникову.
Несмотря на то, что Колесников, по версии следствия, передавал секретные сведения врагам и активно участвовал в переброске на территорию СССР диверсантов, высшая мера наказания Колесникову Военной Коллегией Верховного Суда Союза ССР была заменена на более щадящее наказание.
Колесникову присудили всего 10 лет исправительно-трудовых лагерей с поражением политических прав на 5 лет, с конфискацией имущества, лично ему принадлежавшего. При этом было прекращено дело родственников Колесникова, а Определение Трибунала отменено.
Генерал-майор Хоменко считал, что наказание мягкое и его следует опротестовать вышестоящей инстанцией как незаконное.
Больше никакой информации о бывшем пограничнике А.Колесникове нет. Имелось ли его задержание и осуждение в очном виде или осужден он был заочно — в этой бюрократической чехарде осталось невыясненным.