Дорогие, поздравляю вас с неделей о мытаре и фарисее. Чувствуете, как в воздухе весной запахло? И конечно, Великим постом. Уже начались подготовительные недели перед ним. То есть настало время подготовки к предстоящему святому времени.
Я очень, очень люблю пост, особенно Великий. Вчера батюшка в храме говорил долгую проповедь о мытаре и фарисее. А я стояла и размышляла - кто я из них? Фарисей? Мытарь? Ведь так всегда - если в Библии идет речь о двоих, то мы, все православные христиане, либо одного представляем, либо другого. Каин и Авель, Адам и Ева, Хам и братья его - десятки примеров.
Пришла я домой и глубоко задумалась. Мытарь - это тот, кто под тяжестью своих грехов не может поднять глаз ко Господу. И так искренне кается, что Господь его и Сам оправдывает. Ну это, конечно, любой искренне кающийся человек. Я себя отношу все таки к кающимся, поэтому могу назвать себя мытарем. Но мытарь кается под тяжестью грехов. пРодолжу эту тему ниже.
Фарисей же - тот, кто, почувствовав силу Господню, то есть Его промысел над собою, Его помощь, видит, что становится лучше, а потому, глядя на других людей и благодаря Господа, что он - не такой грешник, превозносится. Осуждает.
По поводу второго случая - каждый из нас когда-то был новоначальным, а может, и сейчас такой. Каясь и участвуя в таинствах, человек видит свое исправление и порой превращается в фарисея. Да, он, несомненно, благодарит Господа, только забывает, что продолжает оставаться все тем же грешником.
Все тем же, но под Божией благодатью. Господь отпустит - и превратимся мы в тех, кто стоит с утра с трясущейся рукой и просит "на выпить". А может, и еще хуже. Конечно, фарисей благодарит Господа за то, что он "не такой". Но ведь самое страшное - он превозносится. А мы ведь, дорогие, должны всех жалеть. Помня, что и сами мы грешники.
Разбирая фарисейство, я поняла, что и оно во мне есть. Отметая от себя порой греховные мысли, не общаясь с людьми, ведущими неблагообразный образ жизни, я превозношусь перед ними. Это состояние опасное. От него до демонического превозношения всего несколько шагов. Поэтому Отцы столько нам оставили своих трудов о том, что наше дело - просто каяться и не брать на себя никаких подвигов.
У нас же что не подвиг - то превозношение.
По слову Отца Паисия, грешники взмывают вверх, ко Господу, покаянием. Это как мытарь. Мы помним о своих грехах, вспоминаем их, плачемся. А иногда они еще в нас живут. Мы превращаем их в слезную молитву и в этом можем быть по-своему счастливы. Потому что Господь нас слышит.
Но более счастливы те, кто, не имея грехов, может не возгордиться и устремляться ввысь. Таким ведь был наш Христос.
По слову Аввы Дорофея, чем ближе человек приближается ко Господу, тем значительнее он ощущает неприступную святость Творца. И понимает, что он совсем ничего из себя не представляет. И слезы льются из его глаз. Вот что такое праведность. Вот это состояние правильное. В нем мы не можем осуждать других людей. Просто не можем.
Фарисейское же поведение вообще не такое - фарисей смотрит на людей и благодарит Господа, что не такой. Эта дорога опасная. Идя по ней, можно в итоге превознестись и превратиться в демона. То есть можно так сильно рваться в ангельские высоты, что в итоге обезобразиться до демона. Такого человека легко распознать - он высокомерен и надменен. При этом считает себя христианином. Вот что бывает с неправильно встроенной душой, занимающейся аскезой.
Крайностей очень много, дорогие. Сети расставлены на каждом шагу нашем. Нужно быть очень внимательными к тому, что происходит у нас внутри. И главное - никого не осуждать, чтобы не превратиться из фарисея в кого похуже.
Если статья была вам полезна, ставьте "класс" и подписывайтесь на мой канал - так о нем узнает больше читателей. С Богом, мои дорогие!
Ваша Татьяна, канал "Мама и братия"
Добровольный и необязательный взнос на развитие канала:
Карта СБ - 2202200856842891