Найти тему

Храм святителя Гурия архиепископа Казанского, история

Оглавление
Храм святых Гурия, Варсонофия и Германа, Казанских Чудотворцев. Примерно конец 1998-х годов.
Храм святых Гурия, Варсонофия и Германа, Казанских Чудотворцев. Примерно конец 1998-х годов.

Богатырёвское население начали обращать в православие с 1740-х годов, когда шла массовая насильственная христианизация чувашского народа российской колониальной властью.

Начало, деревянная церковь

Приход утвержден в 1747-1748 годах. На выданном причту Евангелии на старославянском языке и графике стоит дата «1748 г.» — время царствования Елизаветы Петровны. Его получил священник Ионн (Савян) 15 января 1748 года. На последней странице подписался некий Макарий Георгиев.

Деревянная церковь в с. Богатырево построена в 1749 году на месте киремети (священное место поклонения духам предков у чувашей). Местное население вплоть до второй половины ХIХ в. фактически оставалось в своей исконной вере. И оттого устанавливаемые часовни, модельные дома, деревянные церкви часто горели, страдали и церковнослужители, вносящие в местную среду чуждые обычаи, язык, мораль.

Христинанизация с последующим обрусением была государственной политикой Российской империи. Это явствует и из именного указа тогдашней императрицы Анны Иоанновны Сенату от 11 сентября 1740 года о мерах по удержанию новокрещенных из нерусских народов а православной вере:

«Новокрещенных иноверцев, которые живут в одних деревнях с некрещенными, перевесть в другие деревни и поселить с крещеными иноверцами и старинными русскими людьми».

Приход села Гурьевское, «Салтыганово», в 1805 году включал Салтыганово (390 мужчин и 417 женщин), д. Богатырево (259 мужчин и 264 женщины), д. Первое Шаксубино (110 мужчин и 129 женщин), д. Второе Шаксубино (174 мужчины и 204 женщины, д. Аткенево (179 мужчин и 208 женщин), д. Чебаево (270 мужчин и 298 женщин), д. Бибарсово (264 мужчины и 134 женщины) всего 514 дворов, 1769 мужчин и 1969 женщин. Как тогда указано, «церковь деревянная в один этаж во имя Гурия, Варсонофия и Германа — казанских чудотворцев».

В начале 1820-х годов в приходе решили, что в селе «церковь ветхая, на 10 саженях каменное здание, старое построено в 1749 году, в приходе 1766 душ мужского пола (на один двор тогда считали 4 мужчины). Священнослужители получают с каждого венца в год по три пуда ржи и по два пуда овса и вместо сена по 20 копен с ревизской души». За разрешением на строительство к архиепископу в Казань от имени прихожан (21 мая 1822 года) отправили Федора Иванова (Первое Богатырево) и Ивана Андреева (Второе Шаксубино). Заявление рассмотрено 30 июня 1822 года положительно. 10 июля 1822 года архиепископ Казанский и Симбирский Амвросий выдал богатырёвцам грамоту: «Мы благословляем строить новую каменную церковь во имя святых Гурия и Варсонофия с приделом святого апостола Ионна Богослова». Строительство церкви закончено в 1826 году, освящена она в 1827 году.

Грамота от 10 июля 1822 года с благословением на строительство новую каменную церковь
Грамота от 10 июля 1822 года с благословением на строительство новую каменную церковь
Грамота от 10 июля 1822 года с благословением на строительство новую каменную церковь
Грамота от 10 июля 1822 года с благословением на строительство новую каменную церковь

В церкви хранится также антиминс, выданный церкви в царствование императора Александра Николаевича 7.08.1866 года архиепископом Казанским и Свияжским Афанасием.

Антиминс, выданный церкви в царствование императора Александра Николаевича 7 августа 1866 года архиепископом Казанским и Свияжским Афанасием.
Антиминс, выданный церкви в царствование императора Александра Николаевича 7 августа 1866 года архиепископом Казанским и Свияжским Афанасием.

Сохранилась с тех времен полная звонница на колокольне из шести колоколов. Колокола отлиты в 1878 году, вес большого колокола составляет 17 пудов (278 кг).

Новая каменная церковь

Новая каменная церковь, построенная рядом с деревянной на средства жителей Бибарсовской (Богатыревской) волости, очень красиво смотрелась с Хорнзор (межуездной дороги Ядрин-Цивильск). Здание это до сих пор стоит и действует. Длина церкви с колокольней составляет 11 сажен (23.5 м.), наибольшая ширина — 5 сажен и 1 аршин, высота до верхнего карниза — 4 сажени 2 аршина. На церкви имеется одна большая глава и другая малая над алтарем. Иконостас главного храма: длина 3 сажени 2,5 аршина, высота 6 сажен. Иконостас придела: длина 2 сажени, высота 2 сажени 2 аршина. Колокольня — трехяърусная, высотой 6 сажен 2 аршина.

Приходские деревни располагались недалеко (по состоянию конца ХIХ в.):

  • Салтыганово в 2 верстах (считая расстояние до материнского околодка Топтулкасы),
  • Байдушево — в 1 версте,
  • Первое и Второе Шаксубино — в 3 верстах,
  • Бибарсово — в 7 верстах,
  • Эткенево — в 8 верстах,
  • Чебаево — в 7 верстах,
  • Первое Богатырево — в 8 верстах.

Вплоть до 1918 года церковь выполняла на своей территории и функции загса (учет рождающихся, бракосочетающихся и умерших), вопросы размещения обьектов соцкультбыта и др. Например, на 1898-1899 год Богатыревская церковь имела на своем попечении земскую школу (90 учеников) и четыре школы грамоты (всего 83 учащихся). Журнал (книга) для записей актов гражданского состояния, называемый «метрической книгой», выдавался церкви под строгим учетом и систематически проверялся вышестоящими духовными органами. Например, «Книга, данная из Козьмодемьянского духовного правления Ядринского уезда села Богатырева Гурьевской церкви священникам Захарию Ливатову, Иоанну Скворцову и Михаилу Беллицкому и причту, для записи родившихся, бракосочетавшихся и умерших на 1834 год».

Основные служители Богатыревской церкви в ХIХ веке:

  • священники Семен Архипов Софотеров (1790-1820);
  • Михаил Иванов Беллицкий (1815-1850);
  • Иоанн Александрович Скворцов (1830-1845);
  • Алексей Любимов (1840);
  • Семен Ливатов (1830-1880);
  • Захарий Ефимов Ливатов (1818-1865);
  • Стефан Ливатов (1866);
  • Алексей Аристов (1879, 1880);
  • Василий Ястребов (1878);
  • Кронид Бенедиктов (1887);
  • Александр Павлович Софроницкий (1878-1918);
  • Виктор Александрович Бузановский (1895-1910);
  • Симеон Троицкий (1904, 1907);
  • Евгений Троицкий (1900-1915);
  • Семен Лазарев (1911) и т. д.

На 1899 год епархией первому священнику (А. П. Софроницкий, 1848 гр., благочинный) был установлен оклад в 160 рублей, второму (В. А. Бузановский, 1871 г. р.) — 106 рублей. Кроме того, церковь имела 69 дес. земли (усадебной, луговой и пахотной), ежегодно собиралась руга по 2 меры ржи и по 2 меры овса с венца, что распределялось на весь причт. Причт состоял из двух священников, дьякона и двух псаломщиков.

Храм святых Гурия, Варсонофия и Германа, Казанских Чудотворцев. Примерно конец 1998-х годов.
Храм святых Гурия, Варсонофия и Германа, Казанских Чудотворцев. Примерно конец 1998-х годов.

Дьяконами служили (с примерными датами):

  • Василий Семенов (1800-1815);
  • Яков Андреев Центовский (1817-1845);
  • Полиевтов (1897);
  • Афиноген Центовский (1860-е гг.);
  • Александр Фортунатов (1866);
  • Александр Иванович Весновский (1906-1914);
  • Василий Александрович Макарьевский (1834 г. р., окончил духовное училище 1868-1905).

В 1898 году последнему платили 70 руб. в год. Старостой церкви тогда работал Ефрем Васильев.

Прежде дьяконов часто заменяли дьячки, которых в штате обычно числилось до двух. В Богатыревской церкви таковыми были:

  • Семен Иванов (1817, 1828);
  • Семен Красно (1828);
  • Петр Алексеевич Любимов (1817, 1819, 1828, 1832, 1841);
  • Илья Андреев (1828, 1831);
  • Михаил Петрович Краснов (1847);
  • Иван Рапидов (1863, 1864);
  • Матвей Богатырев (1847, 1863, 1864, 1861).

Псаломщиками работали:

  • Бурцевский (1878);
  • Матвей Богатырев (1878-1883);
  • Илья Краснов (1887);
  • Павел Ильич Громов (1874 г. р., после духовного училища с 1896 г.);
  • Семен Иванович Вишневский (1880 г. р., семинарист, с 1896 г.).

В 1899 г. последним двум назначили: первому 30 руб., второму 40 руб. в год.

В начале ХХ века псаломщиками в Богатырево были:

  • Михаил Александрович Смирнов (в сане диакона),
  • Иван Александрович Зиготин,
  • Федор Николаевич Белов.
  • Пономарями в этой церкви в свое время служили:
  • Павел Федоров (1817, 1825);
  • Никита Иванов (1828);
  • Иван Александрович Богоявленский (1832);
  • Иван Михайлович Беллицкий (1841, 1847);
  • Владимир Бурцевский (1864, 1866, 1879).

Священнослужители, являясь более всех образованными, играли значительную роль в общественной жизни села. Так, широко в округе Богатырева была известна в Х1Х в. семья Ливатовых (в ХХ веке — Липатовы). Почти шесть десятилетий они проповедовали в селе, находясь на разных церковных должностях. Некоторые позже служили далеко отсюда, например, А. Липатов в 1911 г. был псаломщиком чувашского села Ерилкино Бугурусланского уезда. Были среди них и чиновники. Так, Георгий Липатов работал в Чувашском книжном издательстве (весной 1919 г., в Казани). А Петр Ливатов еще в середине 1830-х годов окончил Чебоксарское уездное училище.

С 1870 — годов православная церковь с помощью государства т различных миссионерских организаций добилась заметных успехов в христианизации чувашского населения. Значительную роль здесь играла школа.

В 1923 году в облисполкоме Чувашской автономии под № 23 было зарегистрировано Богатыревское религиозное объединение на основе Устава и списка верующих (1389 человек), был заключен договор с исполкомом об аренде имущества и здания церкви.

Во время войны

Осенью 1941 года одно из воинских подразделений формирующейся в Чувашии 238-й стрелковой дивизии стояло в д. Нижние Кибекси. Чтобы обеспечить солдат хлебом, решили здесь построить небольшую пекарню. Но кирпичей не было. Власти решили разобрать часовню, сложенную еще ХVIII веке из красного кирпича на месте древнейшей киремети в с. Богатырево. Но приведенные сюда бойцы отказались трогать часовню. Тогда, долго не раздумывая, берется за ломку святого места богатырёвец, учитель местной семилетки Никифоров Иван Никифорович, не призванный в армию по состоянию здоровья. Подошел он к часовне и со словами: «Если действительно есть Бог, то пусть за мои действия меня он покарает за одни сутки». Вытащил из ниши икону Богородицы и разбил её. Затем Иван поднялся по лестнице на саму часовню и сорвал железную крышу и начал разбирать кирпичи. Солдатам пришлось только ему помогать. Так была разобрана часовня, которая простояла полтора века... А дальше... А дальше так и получилось: действительно, он умер через сутки. Умер в своем доме, на постели. Похоронили его, тысячу раз вспоминая его слова. Вдова его, Вера Александровна, прожила весь ХХ век.

В 1942 году храм был закрыт, богослужения здесь возобновились только в 1944 году, за неделю до Пасхи. На открытие народу собралось много, пришли и учащиеся местной школы. Священником в первое время работал русский. (От него в селе остался сын, после работавший капитаном парома). После войны батюшкой в селе был уроженец д. Хорнвары. Он жил в церковной сторожке (дочь 1931 г. р., сына звали Павлом).

В 1950-х годах за церковью сельская молодежь устроила танцплощадку, стояли турники.

В 1974 году церковь попала в список памятников архитектуры местного (АССР) значения, подлежащих государственной охране.

Постановление об утверждении списков памятников истории и культуры Чувашской АССР, 1974
Постановление об утверждении списков памятников истории и культуры Чувашской АССР, 1974

«Новый курс»

В новое время приход церкви Святителя Гурия архиепископа Казанского зарегистрирован 6 января 2000 года. По постановлению № 351 от 23 октября 2000 года, выданного администрацией Цивильского района ЧР, церковью используется на правах бессрочного пользования земельный участок только под территорией церкви, за каменной оградой.

В 2010 году на колокольне сменили кровлю и установили новый шпиль. В 1985-1999 годы священником здесь служил Георгий (1941-2001), в 1999-2003 годы — Александр Панзин. 2003-2006 годы — Геннадий, (Владимир из с. Балдаево). В настоящее время по указу № 230 от 24.05.2006 года митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы настоятелем является иерей Алексеев Георгий Иванович (из п. Первомайск Ибресинского района).

Источники:

Из книги «Земля Богатырёвская» - Е.Е. Ерагин, Чебоксары «Новое Время», 2014 год

-7