Я долго думала, стоит ли мне в заголовке взять слово «умный» в кавычки. Но тогда бы получилось совсем противоположное значение. А ученик на самом деле не глупый. Вот именно, что умный. Но умный как-то странно. Впрочем, я сейчас все расскажу.
***
Мальчик считает себя умным, и у него на то действительно есть все основания. Он и правда соображает. Учится в местном лицее, физико-математический класс, побеждает в олимпиадах. То есть явно не средний ученик.
Но проблема в том, что он, похоже, считает себя не просто умным, а самым умным. Поэтому работать с ним достаточно тяжело.
К примеру, у него очень неплохой словарный запас, но говорит грязно, с кучей ошибок. При этом исправления от меня изо всех сил пытается игнорировать, даже спорит:
- А я так и сказал!
Периодически прямо на занятии проверяет по телефону, правильно ли я произнесла то или иное слово. Перевод тоже проверяет. Помнится, как-то мы слушали текст, там встретилось слово «ромб» - «diamond». На следующий урок мальчик приходит и торжественно сообщает мне, что он посмотрел в словаре, как переводится «ромб». И это никакой не «diamond», а «rhombus». ) Типа, опустил ниже плинтуса училку, а заодно и авторов текста – носителей языка. )
На мои вопросы развернуто не отвечает принципиально. Потому что «а ничего об этом не думаю».
Пытаемся читать тексты, обсуждать их, говорить на любые темы.
- Не интересно!
Спрашиваю:
- А что интересно?
- А ничего.
Допустим, читаем текст из «The Guardian» (я об этом пособии упоминала здесь и здесь). Про пиратов – тупой текст. Про апартеид в ЮАР:
- Зачем вообще об этом говорить, как это нас касается?
Ладно, бросили «The Guardian», читаем Хемингуэя «Старик на мосту». Спрашиваю, когда и где происходили события. Мне в ответ возмущенно:
- Откуда мне знать? Я что, обязан это знать?
Я предлагаю обратить внимание на населенный пункт:
- Как вы думаете, в какой стране может быть Барселона? И Сан-Карлос?
- Да без понятия, откуда мне знать.
Хорошо, делаем упражнение. Там что-то о Великом Лондонском пожаре. Я мимоходом отмечаю, что он был в 1666 году.
Мне эдак снисходительно:
- И зачем мне эта информация?
И вообще при любом рассказе или пересказе спрашивает:
- А что, другие ученики вам об этом что-то говорят? И им есть, что сказать?
Отвечаю, что еще как есть.
- А зачем это все им?
- Расширяют словарный запас, узнают новое, то, чего раньше не знали.
Скептически:
- Ну-ну.
И постоянно раздражается:
- Зачем мне эта информация, что это мне дает, зачем мне об этом рассказывать.
Мои действия
Все его ошибки при рассказах, ответах на вопросы и прочее отмечаю на бумажке. Поэтому когда возникает вопрос: «А зачем мне это делать?», показываю бумажку с ошибками. И отвечаю:
- Затем, чтобы у вас было не 20 ошибок на 10 предложений, а значительно меньше. В идеале вообще ноль.
На крики, что «это не интересно, то не интересно», предлагаю говорить о том, что ему интересно.
- А мне ничего не интересно!
- Прекрасно, тогда вам без разницы, о чем говорить. Поэтому будем говорить о том, что я предложу.
Честно говоря, у меня сложилось ощущение, что он в школе с удовольствием таким образом доводит учительниц, чтобы они не выдержали и орать начали. И от меня, похоже, ждет того же. А я в ответ только ехидно стебусь. Ибо мне тоже прикольно его периодически опускать.
А как именно – я вам сегодня расскажу в ВК и телеграме. Там опять тема не для Дзена.
А как вы работаете с такими учениками?
Продолжение истории:
Как моя дочь мужественно работала с очень умным мальчиком
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
Вот о чем я писала 6 февраля в прошлом году:
Дзен соединяет людей, или как мой читатель стал персонажем
В дополнение к сегодняшней статье о том, как Дзен помогает в поисках старых знакомых
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.