До 2022 года часто доводилось слышать: «я вне политики». Реальность, в которой мы живем сейчас, всё изменила, доказала абсурдность данного заявления. История Пруссии – благодатное поле для разбора политических схем. Сегодня, вкратце, но на примерах, предлагаю разобраться в термине, который часто звучит в контексте современной политики - «реалполитик».
Как вид государственного политического курса «реальная политика» (realpolitik) появилась еще в античные времена, но считается, что отличным примером и чуть ли не идеальным реализатором являлся прусский министра Отто фон Бисмарк. Однако, смею с этим не согласиться и докажу вам, что в истории Пруссии был тот, чью модель внешней политики «железный канцлер» скопировал. Обо всём по порядку.
Реалполитик подразумевает отказ государства от использования любой идеологии, а курс страны основывается на практических соображениях, при этом любые политические союзы можно заключать и разрывать без угрызения совести.
Итак, мастер-класс от Бисмарка. В 1852 году Датское правительство принимает новую конституцию, фактически провозглашая свою власть над спорными герцогствами Шлезвиг и Гольштейн. Тогда эти земли на 90% были заселены людьми, говорившими на немецком языке, но запускается программа культурной «данификации» - родной для многих язык вытесняется из публичной жизни.
Бисмарк решает воспользоваться нарастающим в немецком обществе недовольством, но не столько с целью защиты германоговорящего населения, сколько для того, чтобы втянуть в конфликт Австрию, которую необходимо было вытолкнуть за рамки немецкого мира до объединения Германии под началом Пруссии.
Произнеся правильные слова, Бисмарк объединяет две армии и 1 февраля 1864 г. прусские и австрийские войска, числом в 60 тыс. человек вторгаются в Шлезвиг, неся «немецкий мир».
У Дании не было необходимых ресурсов для сопротивления, а союзники, в лице Великобритании и Франции, разведя руками … выразили сочувствие. В итоге 14 августа 1865 г. Дания соглашается с отказом от претензий на Шлезвиг и Гольштейн.
С этого момента начинается самое интересное. Бисмарк осознанно одобряет разделение зон влияния между победителями: в Гольштейне создаётся австрийская администрация, а в Шлезвиге – прусская. Так и был создан искусственный конфликт между двумя государствами, солдаты которых только что, воевали прижав штык к штыку.
Бисмарк, предварительно заключив союз с Италией (у которой были территориальные претензии к Австрии), объявляет ультиматум вчерашнему союзнику, с требованием отказа от Гольштейна. Как итог: в июне 1866 г. начинается война, которую молниеносно выигрывает Пруссия, а Австрия вытесняется за пределы «германского мира» и надолго становится для него изгоем. Как итог: Пруссия, через войну с Францией, добивается объединения немецкий земель и в 1871 году провозглашает образование Германской империи.
А теперь об учителе Бисмарка. Без сомнения, им можно считать Фридриха Вильгельма I Бранденбургского, который более известен как Великий курфюрст. Это он добился образования независимого Прусского королевства, а использовал для этого те самые принципы «реалполитик».
Во время шведско – польской войны 1655-1660 годов, Великий курфюрст сначала встал на сторону Швеции и по заключенному в Лабиау (ныне Полесск) договору, получал суверенитет Пруссии, а затем, когда расстановка сил поменялась, в Велау (совр. Знаменск) подписал союзнический трактат с польским сюзереном, окончательно гарантировавший независимость Прусско-Бранденбургского герцогства.
Комментируя свои действия, Фридрих Вильгельм, сам того не подозревая, сформулировал основные понятия термина «реальная политика»: «Военно-политические союзы Пруссии нужны только до тех пор, пока не будет исполнена их цель. После можно менять союзников, не обращая внимание на угрызения совести и чести, т.к. нас всё равно предадут».
Конечно, такого рода принципы использовались еще и в античности, но так как мы говорим о Пруссии, то этих примеров будет достаточно. В последующих статьях я еще не раз вернусь к теме политических и военных новшеств, которые были реализованы в Пруссии.