Бывают такие ситуации, когда нужно платить контрагентам, платить налоги, а денег на счету нет…
Как же предотвратить кассовые разрывы и контролировать постоянное наличие денежных средств в организации?
Для этого есть такой инструмент, как платежный календарь
Платежный календарь представляет собой план на будущее в виде таблицы со всеми поступлениями и платежами
Для его составления необходимо разработать форму, в которой должна содержаться следующая информация:
-статья доходов или расходов
-наименование контрагента
-дата поступления или списания денег
-сумма платежа или поступления
-комментарий
В конце таблицы указывается сальдо денежного потока с учетом остатка на расчетном счете
Обычно платежный календарь составляется на месяц — по каждому дню
Для того, чтобы наполнить календарь информацией, надо:
1. собрать информацию о поступлениях (узнать от отдела продаж об ожидаемых оплатах от контрагентов; собрать сведения о планируемых получениях кредитов, займов или субсидий, а также о других поступлениях – за аренду, процентов по выданным займам, о возмещении ущерба и пр.)
2. собрать информацию о всех предстоящих платежах (узнать от отдела снабжения о предстоящих оплатах поставок, от бухгалтера – о датах оплаты налогов, зарплаты, аренды, коммунальных платежей и пр.). Датами оплаты платежей и поступлений необходимо установить последние возможные дни оплаты
3. разнести платежи по дням
4. проанализировать расходы (разделить все платежи на две группы: что нужно оплатить строго в срок, а что можно отложить). Переносить можно только те платежи, получатели которых не сразу предъявят неустойку
В результате подсчетов в таблице будет виден прогнозируемый остаток денежных средств в организации на каждый день
В случае наличия отрицательного сальдо, для покрытия разрыва, возможно подключить овердрафт, заключить договор факторинга и пр.
Платежный календарь можно вести как в Excel, так и в специально разработанных приложениях