Найти тему
Дневник интроверта

"Унесенные ветром". Скарлетт О'Хара. Часть 1

Сразу хочу предупредить — это написано именно по фильму, книгу я не читала, поэтому на чей-то взгляд могу быть не права. Но это — мои мысли, чувства, ощущения, которые отнюдь не претендуют на абсолютную истину.

Хотя в фильме дана очень неплохая динамика становления Скарлетт, но мне все-таки чего-то не хватает. Пока не понимаю, чего именно.

кадр из фильма "Унесенные ветром"
кадр из фильма "Унесенные ветром"

В начале фильма это веселая, красивая, несколько эгоистичная, избалованная вниманием, но отнюдь не лишенная ума и доброты, девушка. Она – яркая, живая, в ней кипит жизнь, и она фейерверком рассыпает свое жизнелюбие во все стороны. Девушка –праздник! Она гибка в общении, мгновенно реагирует на малейшие изменения вокруг, никогда не полезет за словом в карман. Ее слова, словно легкие хрустальные бусинки, рассыпаются во все стороны – комплименты, кокетничанье и просто милая девичья болтовня. Но так ли уж она искренна и непосредственна, как считает Мелани? Я с этим не согласна. Скарлетт — естественна в том смысле, что позволяет себе делать то, что она хочет. Она умна, и четко знает, что и где можно сказать, а о чем лучше промолчать. Ей по большому счету параллельно, что о ней подумают и скажут за ее спиной, если она этого не слышит и если это не Эшли (хотя она вполне способна соблюдать основные рамки приличий). Она не сильно об этом задумывается.

кадр из фильма "Унесенные ветром"
кадр из фильма "Унесенные ветром"

Ее игра с молодыми людьми, которые, словно бараны (уж извините, но тут я по-другому не скажу) идут за ней, забывая о своих спутницах, стоит лишь Скарлетт улыбнуться и сказать им хоть одно слово (а что сказать, она знает) вызывает восхищение, что уж тут скажешь. Скарлетт осознает свою привлекательность и получает искреннее удовольствие от такой игры.

На балу в "12 дубках" эта игра имеет конкретную цель – показать Эшли, что она — звезда, привлечь его внимание, вызвать ревность. Хотя, в принципе, подобная игра для нее — просто привычный способ развлечься, и она ничуть не думает о том, как чувствуют себя другие девушки, наблюдая подобное. Именно потому что она просто играет. До поры, до времени... Пока Эшли не познакомил ее с Мелани и его свадьба с Мелани не стала однозначностью.

кадр из фильма "Унесенные ветром"
кадр из фильма "Унесенные ветром"

Чарльз Хэмилтон – первая жертва Скарлетт. При том "жертва" не только в том плане, что Чарльз что-то теряет, он-то как раз и не понимает в своем счастливом ослеплении, что именно делает Скарлетт. А она жертвует частью своей души, сама того не понимая. Ей больно, и она мгновенно пытается отплатить Эшли той же монетой – это с одной стороны, с другой –так она получает право быть ближе к Эшли в самом прямом смысле. Теперь они — одна семья. И решение это она принимает мгновенно. Кажется, она делает это из любви. Но это – не любовь. Это уязвленное самолюбие. Ее задевает то, что Эшли не склонился перед ней. Он – всего лишь заветная цель, приз, достижение. Помните, у Пушкина: "Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей."? Вот оно самое и есть.))) Но Скарлетт этого не понимает.

И при первой же возможности она едет к Мелани в Атланту. И ее цель очевидна. И Мэмми в оценке намерений Скарлетт абсолютно права: она намерена сплести паутину для Эшли. Скарлетт четко видит, что Мелани не объективна в своем добром к ней отношении. Но она готова воспользоваться этим, чтобы быть ближе к Эшли. Легко ли ей это? Ничуть.

Обратите внимание, вначале она с трудом терпит Мелани с ее идеализмом. По взгляду Скарлетт временами читается, что она почти ненавидит Мелани, и в этой "почти ненависти" переплетаются и боль, и ревность, и чувство вины. Скарлетт чувствует себя виноватой за то, что обманывает Мелани, за то, что не может так чувствовать, за то, что не так чиста, как думает о ней Мелани. Она пытается стать такой, как Мелани. Но у нее не получается, и она это тоже чувствует. Помните, как по-разному они реагируют на сбор драгоценностей в пользу фронта? "У нас ничего нет, у нас траур". Мелани же снимает обручальное кольцо. Вспомните этот жест! В нем трепет, боль и вера, любовь и надежда..

И Скарлетт делает тоже самое , но... в ее жесте всего лишь подражание, это кольцо ничего для нее не значит. Просто жест, чтобы не отстать от Мелани. Тоже самое происходит не один раз.. Госпиталь: "Мелани, я устала, я хочу домой. Ты не устала?" - "Нет, я не устала. Это мог быть Эшли. Они все могли быть Эшли. Я должна позаботиться о нем"... После этого ответа Мелани Скарлетт замолкает. Она – думает. Она – учится у Мелани любви, по шажочку, по крупинкам, учится.

кадр из фильма "Унесенные ветром"
кадр из фильма "Унесенные ветром"

Второй "якорь" Скарлетт, дававший ей в дальнейшем силы и мужество — просьба Эшли позаботиться о Мелани. Скарлетт обещала. И для нее это уже не только способ доказать Эшли свою преданность, это со временем становится делом чести в некотором смысле. Эти два момента становятся для Скарлетт и мотивом, и смыслом, и точкой опоры. И незаметно та избалованная девчонка, которую мы видели в начале фильма, становится сильной волевой женщиной. Она не бросает Мелани, когда все пытаются сбежать из города. Она не истерит и когда у Мелани начинаются роды — в самый неподходящий момент. Нет врача. Обстрелы. Ужас. Кровь. Страшно. Очень. Но она берет себя в руки. "Я иду, Мелли. Я иду." Знаете, в такой ситуации человек просто теряет чувства. Они словно проваливаются в какую-то бездну, и ты не чувствуешь ни страха, ни боли. Надо – значит, надо. Выбора нет. И ты просто делаешь то, что должен. Помните, как Скарлетт поднимается по лестнице к Мелани? Именно так. Она собирается с духом, и делает шаг. Нет врача? Но и выбора нет. И она сделает все, что в ее силах, чтобы Мелани справилась, чтобы она выжила. Она должна. Точка.

Это второй реальный момент осознанной силы Скарлетт, очень глубокий и осознанный волевой шаг. А дальше.... Один раз шагнув в эту бездну, ты продолжаешь идти, шаг за шагом, опрокидывая и ломая свои чувства, страх и боль. Шаг, еще, и еще.. И только та самая точка надежды впереди не дает тебе перестать быть человеком. У Скарлетт эта "точка надежды" —встреча с Эшли.

кадр из фильма "Унесенные ветром"
кадр из фильма "Унесенные ветром"

Следующий раз она "скручивает" себя, когда надо одной добираться до "Тары", после того, как уходит Ретт. Дальше - что говорить? Разоренные "12 дубков" и могила родителей Эшли, смерть матери, голод... "Бог мой свидетель! Ни я, ни мои родные никогда не будут голодать! Даже если мне придется лгать и убивать. Бог мой свидетель! Я никогда больше не буду голодной!" - это не просто слова! Это - вызов, брошенный судьбе, клятва.

кадр из фильма "Унесенные ветром"
кадр из фильма "Унесенные ветром"

Теперь ей надо спасти "Тару", накормить семью, выходить Мелани с ребенком.. Кто, кроме нее, сделал бы это?! Отец, обезумевший после смерти жены? Сестры, которые не прочь поныть, что у них болят руки? Про Мелани я в этой ситуации и не говорю. И каждая задача — еще один шаг воли, еще один шаг через себя. Она, по сути своей добрая, вскоре оказывается способной убить – пусть врага, мародера, но – убить человека! И при этом она помнит, что нельзя лишний раз напугать ни сестер, ни отца... Мелани тут вовремя оказывается рядом... Но даже если бы Мелани не вышла, Скарлетт справилась бы. У нее в очередной раз просто не было выбора. Хотя в этой ситуации поддержка Мелани была просто чрезвычайно своевременна.

Иногда даже кажется, что опорой для Скарлетт была Мелани. Это не совсем так. Сначала Мелани — пример, своего рода наставник, у которого, как я уже говорила, Скарлетт учится любви. Мелани становится ангелом–хранителем Скарлетт после возвращения в Атланту. А изначально, с начала всех этих кошмаров, точка опоры Скарлетт — Ретт. Она точно знает, что всегда может обратиться к нему за помощью. Она абсолютно уверена, что он может все. В любой сложной ситуации он поможет выкарабкаться. Умный, сильный, решительный, бесстрашный, именно Ретт является для Скарлетт той самой необходимой поддержкой и опорой. И именно так оно и есть. Почти всегда. Исключение — когда он отказывается ей помочь деньгами для уплаты налога за "Тару. "

кадр из фильма "Унесенные ветром"
кадр из фильма "Унесенные ветром"

Сравните Скарлетт в начале фильма и на момент ее брака с Френком Кеннеди. В начале — веселая, игривая девочка, затем — жесткая, сильная, практически несгибаемая женщина, ведущая не только дом, но и бизнес лучше любого мужчины. Да, она помнит про свою красоту, которая тоже добавляет ей в некотором смысле власти над людьми. Она выкарабкалась, восстановила Тару, спасла Мелани и Эшли от голода и нищеты. Она может пойти по головам, если потребуется. Но Эшли все еще не с ней... А она пока от своей цели не отказалась...

Продолжение следует

все фото взяты из свободного доступа Яндекс