Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Почему Серафимы в Библии выглядят так странно? Часть 4

Оглавление

Данная статья является четвертой частью серии статей о визуальном образе библейских ангелов. Ссылки на первые три части в конце статьи.

Многокрылые Серафимы

Кто такие серафимы? Считается, что пророк Исаия, живший в южном Иудейском царстве с 740 по 686 год до н.э., написал первые 39 глав книги, которая известна как Книга пророка Исаии. Остальные главы написаны другими авторами.

Исаия
Исаия

В 6-й главе описывается видение пророка Исаии, в котором он увидел бога Яхве. Бог восседал на троне в окружении шестикрылых серафимов:

«В год смерти царя Уззии я видел Владыку, сидящего на престоле, высоком и превознесенном, и края Его одеяния наполняли храм. Над Ним парили серафимы, и у каждого было по шесть крыльев: двумя крыльями они закрывали свои лица, двумя закрывали ноги и двумя летали». (Исаия 6:1-2)
-2

Серафимы в Библии являются небесными существами, однако они нигде не названы ни сыновьями божьими, ни посланниками (ангелами). Это совершенно иной класс божественных существ, который очень похож на шестикрылую богиню, чье изображение находится на Сирийской плите 10 века до н.э. Плиту нашли в Тель-Халафе на севере Сирии. Однако нельзя сказать точно, что серафимы стали прямым заимствованием из древней арамейской мифологии.

-3

Серафимы также интересны тем, что их образ может отсылать к древним аккадским верованиям. В Книге Исаии есть строки, как пророк негодует, что он предстал перед богом Яхве с «нечистыми устами». В ответ один из серафимов приблизился к нему с горячим углем из жертвенника и очистил уста Исаии от греха.

Икона с изображением Серафима, который очищает рот Исаие
Икона с изображением Серафима, который очищает рот Исаие

На самом деле это очень важный момент. Библеист Виктор Гуровиц сравнивает очищение рта Исаии с церемониями очищения рта в более древней месопотамской литературе, он говорит, что чистые уста (или очищение) позволяют человеку или предмету предстать перед богами, или войти в божественное царство. Это свидетельствует о влиянии политеистических верований Месопотамии на библейское повествование.

Больше серафимы в качестве небесных существ не упоминаются в Библии. Христиане полагают, что они упомянуты в Откровении Иоанна Богослова, которое было написано в конце 1 века н.э., однако там они выглядят иначе, и похожи на описанных у пророка Иезекииля херувимов.

Сераф - это змей

Еще один важный факт в том, что в Библии есть упоминания серафимов в качестве змеев. Да, слово «сераф» переводится как «змей». В книгах Числа и Второзаконие слово «сераф» применяется для описания ядовитых змей:

«Тогда Господь наслал на них ядовитых змей (сераф); они жалили израильтян, и многие умерли» (Числа 21:6).
«Он вел тебя через огромную и ужасную пустыню, иссохшую и безводную землю с ядовитыми змеями (сераф) и скорпионами» (Второзаконие 8:15).
Змеи жалят евреев и создание Медного змея
Змеи жалят евреев и создание Медного змея

В этих книгах «серафы» не описаны как крылатые, в отличие от Книги пророка Исаии. Библеист Хью Уильямсон предполагает, что серафимы из Книги Исаии представляют собой гибрид, сочетающий мотив крылатых змей с изображением гигантских херувимов, которые автор Книги пророка Исаии видел в храмовом убранстве Иерусалима.

Фигуры, похожие на сфинксов - один из образов херувимов (изображение Храма Соломона)
Фигуры, похожие на сфинксов - один из образов херувимов (изображение Храма Соломона)

Но наиболее достоверное объяснение связано с египетским искусством. В египетской иконографии был популярен образ «крылатого урея», змея, который прикреплялся к головному убору фараонов. Змей урей ассоциируется с египетской богиней Уаджит, которая изначально была божеством-покровителем Нижнего Египта. Крылатый змей должен был защищать фараона и угрожать его врагам.

Богиня Нехбет (стервятник, покровительница Верхнего Египта) и Кобра-Урей (Уаджит)
Богиня Нехбет (стервятник, покровительница Верхнего Египта) и Кобра-Урей (Уаджит)
Изображение крылатого урея
Изображение крылатого урея

Иудейский царь Езекия использовал изображения крылатого урея в своих печатях в период до того, как он сдался ассирийскому царю Синнахерибу (701 г. до н.э.). На некоторых печатях крылатый урей имеет четыре крыла. Поскольку Исаия был современником Езекии и действовал при царском дворе, было бы логично предположить, что серафимы из видения Исаии также понимаются как крылатые змеи, сопровождающие бога Яхве. Но почему они имеют шесть крыльев, а не два или четыре. Это тоже объяснимо.

Печати с крылатым уреем времен Езекии
Печати с крылатым уреем времен Езекии

Символика двукрылого урея заключалась в том, что он охранял объект, на котором был вырезан, в то время как символика четырехкрылого урея, который был особенно распространен на иудейских печатях, заключалась в том, что он охранял владельца печати. Дополнительные два крыла, которые имеют библейские серафимы, защищают самих серафимов от лучей, исходящих от бога. Серафимы прикрывают свои лица, так как они не могут смотреть на бога, ибо это означало бы неуважение к нему, и возможно нанесло бы им вред.

Таким образом, серафимы в Книге пророка Исаии являются текстуальными версиями крылатого урея. Во-первых, это означает, что творения Исаии глубоко укоренены в египетской художественной традиции. Эта традиция мигрировала в Левант и сохраняла популярный статус в иконографическом репертуаре на протяжении нескольких столетий. Во-вторых, как в Египте, так и в Израиле серафимы выполняют функцию защитных существ. Однако у Исаии роль существ меняется. Вместо того, чтобы защищать кого-то или что-то, серафимы защищают себя от Яхве дополнительной парой крыльев.