Так получилось, что уже несколько лет я работаю репетитором по двум языкам: русскому и английскому. Детей, желающих «подтянуть» английский, в разы больше, чем тех, кто хочет писать без ошибок на русском.
С чем связано такое преимущество дополнительного изучения английского? Скорее всего, с общей неуспеваемостью по предмету, когда в минимальное количество школьных часов пытаются уложить огромный пласт материала. Причем это материал нужно понять, закрепить и отработать на практике. Одну тему не поймешь, к следующей не имеет смысла приступать. Как снежный ком: непонимание растет с каждым днем, отсюда – плохие оценки и тотальная нелюбовь к английскому.
С русским вроде как попроще. Если уж совсем прижмет, можно и правила поучить, как-то самому разобраться.
В начальной школе родители еще могут и хотят (!) помочь. Совместными усилиями преодолеваются «жи-ши», безударные гласные, разделительный твердый знак. А вот в английском без знания языка даже читать сложно, не то, что там составлять фразы в Презент Симпл или степени сравнения прилагательных. Да и вообще, как разобрать, где тут существительное, прилагательное, а где глагол. Вот и приходится брать на себя роль «учителя английского», который полностью берет на себя функцию транслятора знаний по предмету.
Оценки – субъективное явление. Одному моему ученику учительница заявила, что он совершенно безнадежен и ему «не дано». Не буду рассуждать, насколько это «профессионально» прозвучало с ее стороны. Но мальчишка совершенно забросил учить английский и даже не хочет ходить на урок. Стали заниматься, все получается и даже быстрее, чем я думала.
Оно ведь как бывает?! Почти с каждым учеником приходится начинать изучение основ языка, потому что базовых знаний – ноль. Независимо от того, 5 это класс или 9. Иногда приходится изучать вспоминать алфавит.
У другого ученика репетиторы пот каждому предмету. Дни расписаны по минутам. Родители хотят, чтоб он был успешен, поэтому так его нагружают. Мама с гордостью сообщает, что после английского у ее сына еще история онлайн и какое-то тестирование по праву.
Я вот о чем подумала. Раньше репетиторы были у слабых учеников, и об этом не принято было говорить вслух. Это скрывали и считали недопустимым, если кто-то узнавал об этом.
А что мы видим сегодня? Чем больше репетиторов, тем круче. Чем больше загружен ребенок вне школы, тем успешнее он будет в будущем. Сегодня репетиторы есть даже у младших школьников – тех, кто только начинает двигаться по пути школьного обучения.
Когда все успело измениться? А самое главное – почему? Если репетиторы по каждому предмету (и даже по одному предмету!), возникает вопрос: «А зачем нужна школа?» Если я не получаю нужных знаний в школе и мне приходится «догонять» после уроков (да еще в таком объеме), что не так в современной системе образования? Программа стала сложнее? Или дети думают по-другому? Кто виноват и что делать?
Пока все так, как есть, без работы я не останусь. А мои ученики выучат язык: кто русский, кто английский.