Найти тему

Уникальный шведский броневик по кличке "жаба"

Мы продолжаем изучать необычные бронемашины с забавными прозвищами, и следующая - шведский Pansarbil fm/29, ласково называемый солдатами "Жаба". Думаю, несложно догадаться о причине столь откровенного прозвища.

Этот бронетранспортер был создан для замены устаревшего Pansarbil m/26. Стоит напомнить, что шведы изначально планировали закупать иностранные бронемашины, но в итоге пришли к выводу, что лучшим решением будет разработка собственных машин.

-2

Предшественники Sapo действовали как временные решения и должны были быть заменены. Одним из основных требований к новой бронемашине было улучшение проходимости. В июле 1930 года проектирование нового бронеавтомобиля было завершено. Шведской компании Landsverk, важному звену шведской танковой промышленности, было поручено построить базу машины.

-3

Компания тесно сотрудничала с немецкими дизайнерами в 1930-х и 1940-х годах. Если в начале 20-го века она производила железнодорожные вагоны, то в 28-м веке Ландсверк начал производство бронетехники. К концу 31 июня шасси бронемашины было готово. Одновременно велись работы по подготовке брони, которая состояла из клепаных металлических пластин толщиной от 4 до 6 миллиметров, установленных под углом для лучшей защиты. Колеса машины также были бронированы.

После того, как шасси и броня были утверждены, на верфи началась окончательная сборка бронемашины. Работа над бронеавтомобилем была завершена в 1932 году. Бронеавтомобиль поступил на вооружение 1-го кавалерийского полка шведской армейской гвардии. Вскоре автомобиль получил прозвище "Жаба" из-за характерных фар. Несмотря на свой устрашающий вид, он считался достаточно современным. Это был бронированный автомобиль с полным приводом, специальной коробкой передач и двумя наборами органов управления.

Передние и задние колеса были управляемыми. Кроме того, бронемашина может двигаться с одинаковой эффективностью в обоих направлениях. Мехи были размещены по обе стороны транспортного средства. Идея заключалась в том, чтобы водителю не пришлось разворачиваться в случае угрозы, что привело бы к потере драгоценных секунд. Два запасных колеса с каждой стороны также облегчали преодоление препятствий. В задней части Toad был установлен 6-цилиндровый двигатель мощностью 85 л.с. Скорость бронемашины составляла 60 километров в час в обоих направлениях. Дальность полета составляла 100 километров.

Жаба стреляла из тридцатисемимиллиметрового орудия, установленного в передней броне. Однако это оружие имело очень ограниченный горизонтальный угол обзора. В качестве дополнительного вооружения использовались два пулемета с жидкостным охлаждением.

-4

Хотя это был настоящий прорыв, в Швеции был выпущен только один автомобиль. В ходе испытаний автомобиль показал смешанные результаты, с плохими ходовыми качествами, особенно на пересеченной местности. Кроме того, автомобиль был очень дорогим, что стало очевидным уже на этапе производства шасси.

Жадность поглотила огромную сумму денег - 50 000 крон, и шведы поняли, что не могут позволить себе серийное производство бронемашин такого типа. Поэтому предпочтение отдавалось бронемашинам других серий. Кроме того, бронетехника тех лет быстро устаревала, и "Жаба" вскоре была признана слишком тяжелой и большой для современного боя. Ведь вес бронемашины составлял семь с половиной тонн, а длина - почти пять с половиной метров. Тем не менее, шведы приобрели ценный опыт в создании автомобиля. Он не простаивал и был принят в эксплуатацию. Жаба широко использовалась для проведения всевозможных экспериментов и испытаний. Начиная с 1940-х годов, она способствовала подготовке будущих шведских водителей бронетехники. После войны "Жаба" была отправлена в отставку и помещена в музей.