Проблема зависимости подрастающего поколения от гаджетов – одна из самых распространенных и волнующих их родителей и родителей их родителей. А поскольку технологии переживают период бурного роста, то как бы мы ни старались, мы не сможем полностью защитить от них своих детей и внуков. В какой-то момент малыши обязательно заинтересуются гаджетами, и если мы не будем осторожны, они станут буквально одержимы ими. И чем старше – тем больше.
Вот и получается: сначала ты даёшь малышу телефон, чтобы он не разнёс квартиру, пока ты пьёшь кофе, занимаешься делами в соседней комнате или просто отдыхаешь, а потом — раз, и приходится запрещать подростку зависать в играх , чатах и ютубах, пока он не уберётся в комнате или не сделает уроки. И тут начинается самая настоящая истерика с криками и слезами.
Вот и задумываешься порой - как отвернуть ребенка от цифровых носителей, как отвлечь его от них, как сделать так, чтобы ребенок не только сидел, уткнувшись в экран, но и жил реальной жизнью?
Да, сделать это не очень просто. Но запретами тут вряд ли поможешь. Ведь с гаджетами нам приходится жить, потому что они окружают нас буквально повсюду. И это факт, против которого не пойдешь.
Впрочем, не всё так плохо, как кажется.
С одной стороны, смартфоны и планшеты вкупе с обычными компьютерами захватили всё внимание детей, а с другой — они очень удобны и могут приносить пользу. Например, они упрощают доступ к образовательным ресурсам и дистанционному обучению, помогают быстро найти нужную информацию. Особенно ярко это проявилось во время пандемии, когда дети переходили на домашнее обучение.
Но самое главное — смартфон позволяет постоянно поддерживать с ребенком связь: быстро менять планы, отслеживать его местонахождение с помощью геотрекинга, контролировать процесс обучения, созваниваться в режиме видеосвязи или записывать голосовые сообщения друг для друга. Кроме того, знакомство с технологиями в детстве может значительно облегчить их дальнейшее освоение во взрослой жизни. А без этого уже никуда не денешься.
Давайте будем честны сами с собой: смартфон прежде всего удобен старшим. Но так ли уж ответственно мы подходим к его использованию детьми?
Можно, конечно, ворчать на современное время, но это не поможет – нынешние дети относятся к поколению, которое не застало времени без интернета и цифровых устройств. А современное цифровое общество диктует свои нормы и правила поведения. Так что часто родители чувствуют себя обязанными купить ребенку мобильный, поскольку у многих его друзей он уже есть. Чтобы ребенок не ощущал себя в классе белой вороной, ему покупают если не айфон последней марки, то точно смартфон с большим экраном.
Однако ребенку, у которого в кармане есть смартфон, бывает сложно преодолеть соблазн запустить приложение с любимой игрушкой вместо урока или залезть в TikTok, а не сделать домашнее задание. И это еще самые безобидные варианты! Интернет увлекает детей настолько, что они могут часами просиживать за гаджетами, забывая про другие дела. Да и всякого мусора в интернете полно. Нам ли, взрослым, этого не знать?!
Так что получается, что есть ощущение, разумеется, ошибочное, но очень распространенное: гаджет — это единственное, что может увлечь современного ребенка. А старшее поколение начинает ворчать про зависимость, забывая о том, кто дал гаджет в руки ребенку или посадил его за компьютер, чтобы он какое-то время не мешал. Так что причин, по которым родители самостоятельно вручают детям смартфоны, несколько. Первая – занять дошкольника, чтобы он не мешал заниматься своими делами: он сидит, играет и никого не трогает. Вторая причина – занять его этим же гаджетом, чтобы быстро и без истерик накормить, одеть, побрызгать больное горло и так далее. Но проходит время, и мы уже очень возмущены, что ребенок сам себя занимает и развлекает исключительно гаджетами.
Почему у детей формируется зависимость от них? Потому что смартфон, планшет и простой компьютер производят на ребенка колоссальное впечатление. Мультфильмы, игры, яркие картинки полностью захватывают сознание и вызывают бурю эмоций. Именно отсюда идет потеря интереса к родителям — если взрослый не дает ребенку достаточно положительных эмоций, ребенок ищет их в виртуальном мире. Результат — снижение уровня взаимодействия между родителем и ребенком. Так что причины пристрастия к гаджетам стоит искать не в детях и даже не в гаджетах, а во взрослых. Так что если не взять ситуацию под контроль, то взрослый может запросто трансформироваться из любимого папы или мамы, дедушки или бабушки в обычного «кормильца», утратив функцию источника радости.
Факт остается фактом: разнообразные гаджеты проникли буквально во все сферы жизни, а наши дети уже вовсе не мыслят своего существования без них. Вы пытаетесь как-то ограничить время, которое ребенок проводит, уткнувшись в экран. Но если по завершении заранее оговоренных тридцати минут у него забрать планшет, он устроит настоящую истерику! В результате большинство родителей не ограничивают время использования гаджета, а вообще отнимают у своего ребенка смартфон или доступ к интернету. Но это только усугубляет ситуацию, ведь ребенок не получает ничего взамен - родители не стремятся стать ребенку интереснее, чем отданный ими девайс. А это, действительно, сложно — в руках у ребенка бесконечный источник информации и развлечений, которые можно найти, даже не умея писать — с помощью голосового помощника. В конце концов, вместо попыток стать интереснее в ход идут либо запреты на телефоны и компьютеры, либо жесткое ограничение.
Но надо не забывать, что мир цифровизируется, и важно, чтобы дети были подготовлены к нему. Поэтому лишить их современных цифровых устройств — это как ампутировать часть тела, которая очень может пригодится в будущем. Намного лучше протянуть свою руку к его цифровой, показав, что он важен и значителен не только в виртуальной среде. Лучше, но сложнее. Это надо четко осознавать.
Что тут греха таить - и дети, и взрослые нынче проводят много времени в телефонах, потому что там много информации на любой вкус: хочешь — учись или общайся, хочешь — играй или смотри сериалы. Мы все буквально «утекаем» в гаджеты, потому что там огромный мир в свободном доступе. Этот мир очень привлекательный: в телефоне картинки более яркие, а действия более быстрые, чем в жизни.
Маленькие дети вовлекаются в этот мир быстрее, чем взрослые, потому что еще не умеют себя контролировать. К тому же для дошкольников смартфон — это способ получить быстрый и понятный результат, например в играх. В итоге ребенок думает: зачем прикладывать какие-то усилия в реальной жизни, если в телефоне добиться успеха можно гораздо быстрее.
А подростков привлекают в смартфоне-планшете-компьютере не только развлечения, но и общение — тоже легкодоступное. Дети в этом возрасте очень радуются тому, что могут «дружить» онлайн, что кому-то на другом континенте интересны их мысли и впечатления.
Признайте, смартфоны нынче повсюду, и как бы вы ни хотели защитить своего ребёнка, вы запросто можете проиграть эту битву. Да, вы будете соблюдать все правила в своем доме, но что происходит, когда ребёнок остается с няней или родственниками? Что будет происходить, когда нас с вами вообще не будет рядом, да и других взрослых тоже?
Давайте будем честными: мы часто ищем самый простой вариант - даешь смартфон в руки ребенку и занимаешься своими делами. Конечно, обвинять родителей не хочется: все работают, времени мало, а дел много, да и отдохнуть иногда не лишне. Но надо, все-таки, находить альтернативы: книги, занятия спортом, прогулки и многое другое есть из того, что может быть интереснее виртуальной реальности. Но для этого нужно очень стараться.
Однако иногда кажется, что в наше время оградить детей от влияния технологий почти невозможно. Что ж, это действительно сложно, но вполне можно уменьшить их негативное влияние.
Так как же вырвать свое чадо из цепких лап виртуальности, чтобы оно восприняло возвращение к реальности спокойно? И можно ли полностью закрыть детям доступ в виртуальное пространство. И нужно ли?
Вот об этом мы и будем с вами говорить в этом цикле публикаций о проблеме детей и гаджетов. Но уже в следующих статьях на эту тему. И поговорим мы о том, нужно ли полностью запрещать гаджеты, возможно ли это. И полезно ли? И если мы все-таки решили не запрещать гаджеты (что, мне кажется, разумнее, ведь мир сейчас буквально пронизан цифровизацией), а лишь отвлечь детей от них, то как это сделать без больших проблем, истерик и т.д. А также мы поговорим о том, с какого возраста следует давать ребенку гаджеты, сколько времени можно ими пользоваться в течение дня, как родителям стать интереснее ГЕЙМУБОЯ и какими умными способами вытеснить цифровых друзей с первого места в иерархии детей, касающейся их времяпрепровождения и интересов. Ну и о многом другом, что касается этой большой и серьезной проблемы нашего времени.
Ну, вот пока и всё на сегодня. Продолжение этой темы будет скорее всего на следующей неделе.
А пока я тщу себя надеждой, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя. Надеюсь, что и дальше так будет.
Приглашаю вас на свой канал, где уже есть и еще будет много всего полезного для души, сердца и ума. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.
На этом смею закончить и откланяться.