Найти тему
ОтЛичная Жизнь

Варшавский вокзал – история и современность. Как старинный железнодорожный вокзал стал современным ТРК

Оглавление

Здравствуйте, дорогие друзья!

Недавно и мы побывали в новом пространстве с модным названием «фуд-молл «VOKZAL 1853». Поэтому теперь, когда есть собственное мнение на этот счет, хочу поделиться им с Вами, и рассказать немного о самом месте и об его истории.

Варшавский вокзал в 1906 году
Варшавский вокзал в 1906 году
Современное фото - центральный вход в здание
Современное фото - центральный вход в здание

Для начала заглянем в прошлое

До 1851 года на месте, где ныне располагается здание вокзала, был пустырь и, так называемые, выгонные земли, которые использовались для выпаса скота и других сельскохозяйственных нужд. Однако, наличие большого количества производств, расположившихся вдоль Обводного канала, сформировавшихся дорог (Большая и Малая Митрофаньевская дороги, Московское шоссе) и близость водных артерий, послужили тому, что здесь было решено создать новый транспортный узел.

Так, в феврале 1851 года императором было принято решение о строительстве железной дороги от Петербурга до Варшавы, станция отправления которой должна была располагаться на этом участке, и соответственно здесь же предусматривалось строительство здания вокзала.

Первый участок в 44,6 километров от Петербурга до Гатчины, где находилась императорская резиденция, был введен в эксплуатацию в ноябре 1853 года (тот самый год, что ныне красуется в названии нового фуд-молла). Тогда же появилось и первое здание вокзала, которое не имеет особого отношения к сохранившемуся до наших дней.

Первое здание вокзала, начало 1850-х. Автор гравюры  Б. Грейм
Первое здание вокзала, начало 1850-х. Автор гравюры Б. Грейм

Здание же, которое мы видим сегодня, было введено в 1860 году. А спустя примерно два года была введена в эксплуатацию и вся железнодорожная трасса, соединяющая столицу Российской империи с административным центром Варшавской губернии.

Варшавский вокзал на фото 1860-х годов, автор фото Альфред Федорович Лоренс
Варшавский вокзал на фото 1860-х годов, автор фото Альфред Федорович Лоренс

Впоследствии отдельная ветка соединила Петербург с городами Европейских государств (поездом можно было отправиться в Париж, Ниццу, Прагу, Берлин и т.д.). Это было настоящее железнодорожное «окно в Европу».

Встреча делегации депутатов из Польши на Варшавском вокзале, 1906 год
Встреча делегации депутатов из Польши на Варшавском вокзале, 1906 год
Встреча делегации из Черногории, 1914 год
Встреча делегации из Черногории, 1914 год
И даже принц Китайской империи приезжал в Петербург по железной дороге, 1910 год
И даже принц Китайской империи приезжал в Петербург по железной дороге, 1910 год

Надо сказать, что международный статус этой железной дороги наделял ее рядом отличительных черт.

И в первую очередь, это наличие лучших подвижных составов и локомотивов. В составы входили вагоны 4-х классов, где первоклассные купе отличались особым убранством – богатые интерьеры, мягкие диванчики, изысканная драпировка на окнах и т.п. В самых престижных и дорогих купе, были даже ванны.

Как Вам такое убранство? На фото купе личного состава князей Юсуповых
Как Вам такое убранство? На фото купе личного состава князей Юсуповых
А это фото не особо к теме, просто понравилось. Это кухня в составе поезда, друзья! По крайне мере такой она была в санитарном поезде все тех же Юсуповых. Дровяной очаг какой красивый, да (слева)?
А это фото не особо к теме, просто понравилось. Это кухня в составе поезда, друзья! По крайне мере такой она была в санитарном поезде все тех же Юсуповых. Дровяной очаг какой красивый, да (слева)?

И так как такие путешествия могли позволить себе далеко не все, то основным контингентом пассажиров были в основном аристократы, чиновники и люди высокого достатка.

Банковские акционеры на Варшавском вокзале
Банковские акционеры на Варшавском вокзале

Однако, череда исторических событий и войн, которые определяли новые границы России, способствовали тому, что постепенно дорога стала второстепенным дублером линий балтийского и витебского направлений и стала проигрывать в неравной конкуренции с одноименными вокзалами.

Вокзал и ведущие к нему железнодорожные пути полностью утратили свою актуальность к 2001 году – отправление и прибытие поездов дальнего следования было перераспределено на Витебский вокзал, а пригородное сообщение стало осуществляться в вокзала Балтийского.

"В настоящее время участки Петербурго-Варшавской железной дороги относятся к Октябрьской железной дороге (РЖД), Латвийской железной дороге, Литовским железным дорогам, Белорусской железной дороге и Польским железным дорогам"
Цитата с википедии
У вокзала в 1904 году
У вокзала в 1904 году

После, на базе мощностей бывшего вокзала функционировал музей железнодорожной техники и торговый комплекс «Варшавский экспресс», который не мог похвастаться обилием посетителей и покупателей.

В итоге, в 2022 году пространство обретает новую жизнь – здесь проводят глобальный ремонт и открывается крупнейший в России и Европе фуд-молл.

ТРК "Варшавский экспресс", источник фото: архитектурный сайт citywalls
ТРК "Варшавский экспресс", источник фото: архитектурный сайт citywalls

Современность

Если внешний облик здания сохранился до нашего времени в виде, более-менее приближенном к историческому, то внутренние пространства полностью перестроены, а их исторические интерьеры полностью утрачены, за совсем уж небольшим исключением в виде нескольких чугунных колонн, которые когда-то служили опорами для перекрытий, и кирпичной кладки некоторых стен.

Варшавский вокзал в наши дни
Варшавский вокзал в наши дни

Скажу честно, что мы не ожидали увидеть здесь что-то особенное, и именно поэтому долгое время откладывали визит. И зря! Внутри оказалось очень красиво!

-14
-15
-16

Очень понравилась стилизация многих элементов интерьера под старину – лифт, посадочные места, паровоз, торговые павильоны.

-17
-18
-19
-20
-21
-22

Сделано, конечно, все очень здорово, современно и со вкусом. Если вкратце, то посмотреть есть на что.

На нулевом этаже есть даже небольшая экспозиция, посвященная истории железных дорог и вокзала
На нулевом этаже есть даже небольшая экспозиция, посвященная истории железных дорог и вокзала

Что же касается остального, то точек общепита здесь огромное количество, людей тоже. Цены высококваты, да, чего уж там лукавить, они высокие для заведения подобного рода (обычный бургер, например, стоит 600 рублей).

-24

Выглядит все однако весьма аппетитно, пахнет вкусно. Но, когда мы решили сделать заказ, нам объявили, что ждать его нужно будет не менее 40 минут!! Ну, неет, на такое ожидание мы не рассчитывали.

-25

Помимо огромной территории со столами и павильонами, здесь также есть кинотеатр и барный «отсек» со сценой. Это тоже понравилось: часть помещений как бы предназначена для семейного гастрономического досуга, а часть – для более томного, если можно так выразиться, отдыха, с бокалом какого-нибудь коктейля и в сопровождении выступлений артистов.

-26
-27
-28

Подводя итог

Место стоит внимания, если Вы интересуетесь архитектурой и Вам просто интересны новые места. Здесь можно погулять внутри здания и вокруг него, поискать сохранившиеся исторические детали, и, быть может, сравнить увиденное со старыми фотографиями.

Ехать сюда специально ради фуд-молла я бы не стала, т.к. очень многолюдно, дорого и долго. Гораздо приятнее, на мой взгляд, провести вечер в каком-нибудь уютном кафе или ресторане, коих в городе огромное количество.

Здание бывшего вокзала расположено в таком месте, что кроме него рядом смотреть в общем-то больше не на что, поэтому лучше заранее продумать маршрут.

Например, можно совместить визит с посещением Балтийского вокзала и Музея железных дорог, который находится здесь же – расстояние между этими точками около 1 километра. Также можно совместить прогулку с посещением куда более интересного места – Планитарием №1, который находится в 1,6 километрах от фуд-молла в старинном Газгольдере.

-29

Адрес: набережная Обводного канала, строение 118. Ближайшие станции метро: «Фрунзенская» и «Балтийский вокзал». Центральный вход в здание фуд-молла находится со стороны Варшавского проезда, практически напротив церкви Воскресения Христова.

Снова получилась какая-то огромная статья, и это при том, что нерассказанного остается еще статьи на три. Надеюсь, что не утомила Вас объемом текста и Вы не зря потратили время на чтение.

На это все на сегодня. Спасибо всем за внимание!

Интересные места Петербурга