Найти тему

ПРОДВИЖЕНИЕ КНИГИ И ЧТЕНИЯ В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ

Продвижение книги и чтения – основное направление в деятельности каждой библиотеки. В настоящее время у людей пропадает интерес к книге, ее вытесняют Интернет, телевидение, компьютерные игры, которые не могут заменить книги. Роль чтения как источника развития личности и как фактора ее социальной защищенности признана во всем мире. Чтение книги развивает гуманность; формирует ум, память, воображение, речь, терпение и другие черты характера; учит творчеству.

Вопрос продвижения чтения в нечитающей среде постоянно стоял на повестке дня библиотечных специалистов. В библиотечном деле России ХХ века над всеми другими процессами доминировала идеология. Так, в 30-е годы к чтению относились как к орудию политической борьбы. Подразумевалось, что просветившись, в классовую борьбу включатся широкие народные массы.

В 60-е годы чтение воспринималось как средство участия в «строительстве будущего». В то время также делался акцент на проведении массовых мероприятий идеологической направленности, которые зачастую носили формальный характер.

ХХIвек принес новые проблемы и новые возможности. Появилась гуманистическая позиция, в соответствии с которой ценность чтения заключается в развитии личности. Продвижение (пропаганда) книг, их авторов, составление библиографических списков, баз данных начинает уступать место другой задаче –развитию процесса чтения, формированию отношения к чтению как к удовольствию.

Поэтому основными своими задачами российские библиотекари сейчас считают формирование благоприятной среды библиотеки, где каждый может найти помощь, а также формирование потребности в чтении, развитие культуры чтения и читательского вкуса. Все это позволяет читателю самостоятельно определять свой круг чтения.

У российских библиотек накоплен богатый опыт привлечения читателей, но проблемы по-прежнему остаются. Сегодня библиотекари ведут активный поиск нестандартных форм продвижения книги и чтения, внося в традиционную работу новые идеи; разрабатывают интересные программы мероприятий, направленные на продвижение книги; привлекают читателей и создают позитивный образ библиотеки. Реализуя проекты и программы по продвижению чтения, повышению престижа книги и библиотеки, библиотекари используют презентационные, интерактивные, мультимедийные формы работы.

Для большинства современных людей интернет стал домом, работой, местом отдыха, поэтому виртуальное пространство стало важной областью для продвижения книги и чтения, особенно в молодежной среде. В условиях виртуального медийного пространства меняется одна из фундаментальных функций библиотеки – продвижение книги, сопровождение чтения. Сегодня уже ясно: феноменальная доступность информации – то, что в условиях революционных технологических перемен осознавалось современной библиотекой как вызов и угроза – таит в себе и реальный шанс для нее.

У современного читателя отпала необходимость физического посещения библиотеки для поиска и получения инфор­мации. Киберпространство и тотальная цифровизация стерли границы между виртуальным и реальным миром, и вообще – стерли границы и уничтожили расстояния. Именно поэтому часть своих базовых функций библиотека должна выполнять в виртуальном пространстве, в том числе, в пространстве социальных медиа.

В последнее время для продвижения чтения активно используются социальные сети. Считается, что у каждой социальной сети своя возрастная аудитория: например 95% российских школьников старше 12 лет и студенты являются пользователями «ВКонтакте», в «Одноклассниках» преобладает взрослая женская аудитория (57% пользователей).

Для того чтобы продвигать чтение в виртуальной среде нужно создавать уникальный контент, который заинтересует аудиторию и будет поддерживать обратную связь. Контент –(от английского content – содержание) –это любое информационно значимое либо содержательное наполнение информационного ресурса или веб-сайта. Созданный контент должен информировать, привлекать внимание, вызвать желание обратиться к книге. Контентом для продвижения чтения может быть знакомство с книжными новинками, рекомендации к прочтению, информация об электронных книжных ресурсах и мероприятиях, направленных на популяризацию книги, отзывы на книги, разнообразные книжные рейтинги и др.

-2

Для формирования контента по продвижению книг можно задействовать следующие рубрики:

• Информирование о книгах. Его цель — регулярное оповещение о выходе новых изданий, о полученных библиотекой новинках, а также об имеющейся в данной библиотеке литературе по тем темам и проблемам, которые интересуют читателей. Источником информации о фонде является выставочная деятельность, в виртуальном пространстве ей будет соответствовать рубрика «Виртуальные выставки».

  • Интерес у читателей вызовет рубрика «Книга недели». Каждую неделю в этой рубрике должна появляться новая книга из новых поступлений или самая востребованная читателями.
  • Рубрики с познавательной информацией дают дополнительные знания. К ним можно отнести такие рубрики, как «Литературный календарь» (отражает информацию о важных датах и событиях в мире литературы) и «Литературные премии».
  • Рубрика, посвященная авторам юбилярам — содержит фото автора, биографию и иллюстрации его книг и обязательно ссылки на источники, где можно познакомиться с его творчеством более подробно;
  • реклама книги или журнала под рубрикой «Советуем почитать» — короткая аннотация из книги или о журнале и фото;
  • информация о действующих выставках в библиотеке — фото выставки и небольшое её описание;
  • читательские отзывы о книгах;

Способствуют продвижению чтения различные ресурсы, размещаемые на сайтах и в соцсетях:

  • обзоры — кратко представляют литературу по теме или новинки;
  • путеводители — выполняют роли навигаторов по ресурсам Интернет, посвящённым книгам и чтению;
  • рекомендательные списки, акцентирующие внимание читателя на какой-либо теме;
  • бюллетени новых поступлений;
  • виртуальные выставки;
  • буктрейлеры.

Для создания интересных и привлекательных постов нужно учитывать несколько рекомендаций:

  • текст должен дополняться иллюстрациями – визуальность повышает заинтересованность в теме;
  • исключите непроверенные цитаты;
  • вовлекайте в беседу, задавайте вопросы, призывайте людей делиться мнением о прочитанном;
  • все посты должны быть грамотными;
  • размещаемый материал должен быть полезным и уникальным.
-3

Главная задача библиотеки в соцсетяхпредоставлять информацию удалённому пользователю, которая заинтересует его и промотивирует прийти в библиотеку за книгой.

Кроме общеизвестных социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники», представляющими собой пространство для обмена мыслями, идеями и взглядами, есть ещё и специализированные сети для любителей книг, в которых они могут узнать, что читают их друзья, написать собственную рецензию, составить список книг для прочтения и быть в курсе книжных новинок. Чтобы упростить поиски интересных книг предлагайте познакомиться с социальными книжными сетями, где можно найти единомышленников и поделиться впечатлениями от прочитанного. Среди наиболее известных книжных социальных сетей Рубуки, Ваттпад, БукМикс, ЛайвЛиб. Все эти онлайн-сервисы призваны помочь участникам сориентироваться в литературных направлениях, авторах и изданиях; найти людей со схожими вкусами и обменяться мнениями, вспомнить все прочитанные книги, получить рекомендации от других пользователей; получать свежую информацию о книжных новинках. Здесь можно создать свою подборку книг и поделиться ею с друзьями, вести читательские дневники, обсуждать книги. Сервисы публикуют рейтинги читательских предпочтений, литературные новости, информацию об авторах и сериях книг. Кроме того, можно играть в литературные игры, участвовать в конкурсах и получать за это призы.

-4

Крупнейшая социальная сеть о книгах и чтении, которая еженедельно предлагает читателям новые рейтинги и интересные книги – Ридрейт. Здесь есть список рекомендаций от знаменитостей, можно создавать свою библиотеку, делиться впечатлениями от прочитанного, а также записывать любимые цитаты и распространять их в других соцсетях.

В разделе «Новости» можно узнать о выходе нашумевшей книги, юбилее знакового автора, выходе на экраны экранизации, книжных ярмарках и победителях литературных премий. А еще здесь можно найти интересные истории про книги и писателей, краткое содержание школьной классики, книжные цитаты на любые случаи жизни, советы, что почитать в выходные и много чего еще.

Тематические подборки и книжные рейтинги давно стали визитной карточкой сайта Ридрейт. Это рекомендации звезд (раздел «Рейтинги от знаменитостей»), подборки экранизаций (раздел «Экранизации»), списки книг – бестселлеров (раздел «Бестселлеры») и, конечно, подборки книг на определенную тематику (раздел «Рейтинги ReadRate»).

-5

Важный момент: ReadRate – независимый книжный сервис о книгах и чтении. Он не торгует книгам и не принадлежит ни к одному из литературных издательских кланов. Так что здесь никогда не навязывают произведения, которые нужно продать – у сервиса просто нет такой задачи. Цель данного ресурса: чтобы все больше читали и читали хорошее, поэтому книгам дается объективная оценка. Если что-то рекомендуют, значит, ручаются за свой выбор. Книжная база ReadRate – карточки книг, где читатели могут отмечать свою активность, оставлять цитаты и отзывы.

На сайте можно не только читать книжные новости, но и вести собственный книжный аккаунт. Для этого и заведена такая большая книжная база – больше двух миллионов карточек книг. И эта база ежедневно пополняется! Кто не вел бумажных читательских дневников хотя бы в детстве? Тетрадей, куда записывали названия прочитанных книг, избранные цитаты и собственные мысли – отзывы? Теперь все то же самое можно делать в электронном виде – создать личный профиль на ReadRate, используя аккаунт любой социальной сети и вести свой дневник. У каждой книги есть 4 статуса: «планирую прочитать» – если вы хотите почитать книгу в будущем и не хотите об этом забыть; «читаю» – если читаете прямо сейчас; «прочитана» – если уже закончили книгу. Есть еще статус «Не дочитана» – такое тоже бывает, ведь иногда приходится бросать показавшиеся неинтересными сюжеты. В личном кабинете все прочитанные книги сохраняются списком по месяцам. Это очень интересно: в конце года смотреть, сколько книг вы прочитали за год, когда вы это делали, перечитывать понравившиеся цитаты. Ссылками на любимые книги и цитаты можно и нужно делиться с друзьями. И, конечно же, чем чаще вы пишете отзывы о хороших прочитанных книгах, тем больше других людей обратит на них внимание.

Книжные коллекции – любимый многими раздел сайта. Это созданные читателями тематические книжные подборки и списки. Если читатель не может найти ответ на вопрос «Что почитать?» ему обязательно помогут тематические пользовательские коллекции.

-6

Почему сегодня социальные сети так важны для библиотек? Потому что это едва ли не главный канал продвижения вообще чего-либо в современном мире: не только товаров и услуг, но и идей, знаний, теорий... Именно там находится практически вся целевая аудитория библиотек, и, значит, именно там библиотеки должны выстраивать с этой аудиторией взаимоотношения, получать быструю и ценнейшую обратную связь, осуществлять свою гуманистическую и просветительскую миссию, в том числе, по продвижению книги и чтения.

Есть немало примеров, когда библиотеки очень умело и изобретательно используют специфические возможности соцсетей – их техно­логии, инструменты, форматы...

Например, Краснодарская муниципальная молодежная библиотека им. Н. А. Островского к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне реши­ла рассказать о книге знаменитой летчицы Натальи Кравцовой «От заката до рассвета». Но рассказать так, таким языком, в такой стилистике, чтобы даже нынешним молодым людям стали понятны и близки события тех далеких воен­ных лет. Для этого в ВКонтакте и Инстаграме был зарегистрирован аккаунт, который велся от лица юной Натальи Кравцовой (Меклин) – обычной девушки, которая только-только вступает во взрослую жизнь. Как и принято в Инстагра­ме, в публикациях она рассказывала о своих буднях, учебе, планах, размещала фотографии, публиковала сторис...

-7

На долю девушки и ее подруг – летчиц легендарного полка ночных бомбардировщиков под командованием Евдокии Бершанской – выпало немало испытаний и подвигов, о которых Наташа расска­зывала, как очевидец, от первого лица. Это вызывало у подписчиков чувство до­верия и сопричастности, помогало видеть в ней не просто книжную героиню, но живого человека. Это чувствовалось и по комментариям: читатели поздравляли хозяйку аккаунта с днем рождения, задавали вопросы, волновались, делились с ней своими мыслями.

Можно уверенно сказать, что эта замечательная мистификация пробудила у пользователей самые благородные чувства и заставила не только прочитать или перечитать книгу, но и обратиться к другим краеведческим материалам.

В борьбе за внимание аудитории библиотекам приходится проявлять изо­бретательность, выжимать максимум из особенностей виртуальных площадок, на которых они работают. Иногда с ошеломительным успехом «выстреливает» самая простая идея.

Доподлинно неизвестно, кто первый сделал публикацию с хештегом #Ьоок-facefriday. Но новую – небывалую! – жизнь эта виртуальная затея, главным дей­ствующим персонажем которой является книга, получила 29 августа 2014 г. Именно в этот день Публичная библиотека Нью-Йорка, которая искала новую идею для своей пятничной рубрики, опубликовала первый букфейс. (Букфейсы– это фотографии, где лица моделей – библиотекарей или читателей – совмещаются с обложками книг). Идея, простая в исполнении, не требующая никакого дополнительного технического оборудования, никаких специальных навыков, давала людям возможность создавать своеобразную дополненную реальность, проявлять свою креативность, наблюдательность и чувство юмора. При этом в центре восхищенного внимания была печатная книга!

За 8 лет эта инициатива превратилась в настоящее движение, к нему присоединились тысячи библиотек, книжных магазинов и обычных пользователей по всему миру. Своеобразным вкладом российских библиотек в развитие этой практики можно считать наличие в постах сопроводительных аннотаций: стремление не просто интересно показать книгу, но и коротко рассказать о ней. На слайде мы видим букфейсы, созданные методистом ОИиИТ А.А. Свергиной.

-8

Эффективным способом привлечения читателей в библиотеки может стать организованный в соцсетях конкурс на создание букфейсов. Ведь найти для инсталляции подходящую книгу не так-то просто, что само по себе ведет к более подробному знакомству с книжными фондами, способствует появлению новых читательских интересов и потребностей.

В цифровом мире, с его информационным изобилием, возможностями ти­ражирования и моментального распространения, формы и способы подачи материала быстро устаревают и превращаются в рутину. Сегодня для того, чтобы привлечь внимание к книге, уже недостаточно сфо­тографировать ее обложку (пусть даже и эффектно!) и поведать (пусть даже и интересно!) о ее содержании. Приходится искать все новые и новые ракурсы освещения и толкования литературоведческой информации, присоединять к ней дополнительные смыслы, искать точки пересечения с другими сферами культурной жизни человека.

В этом смысле удачным опытом стали публикации в Инстаграм-аккаунте Краснодарской краевой УНБ им. А.С. Пушкина, объединенные хештегом #Пушкинка_подорожники. Это серия постов, в которых сотрудники библиотеки де­лятся впечатлениями о своих реальных путешествиях, связанных так или иначе с литературой или краеведением. Например, рассказывают о своем пребывании в городе, в котором родился тот или иной писатель, предлагают маршруты с любимой книгой в руках, показывают места и улицы, по которым ходили по­любившиеся книжные герои... Пятигорcк, в котором все дышит Лермонтовым. Кисловодск, в котором родился нобелевский лауреат Александр Солженицын. Репортажи из Таганрога, откуда родом Антон Павлович Чехов, и откуда родом многие его наблюдения, жизненные впечатления и герои. Крымская Балаклава – загадочная, просоленная, овеянная мифами о встрече Одиссея с листригонами и описанная Александром Куприным. И так далее...

В качестве примера можно привести и литературно-туристический проект «Бажовскими тропами», разработанный и успешно реализованный в 2022 году ведущим методистом ОИиИТ А.А. Свергиной, в рамках которого были разработаны маршруты автобусных путешествий к местам, описываемым в произведениях П.П. Бажова и связанным с его биографией.

-9

Почему такие короткие заметки и зарисовки имеют успех и представляются идеальным способом популяризации библиотечных фондов, пробуждения интереса к чтению? Потому что это своеобразная неявная (нативная) реклама, сотканная из эмоций и впечатлений, воздействующая не «в лоб», а опосредовано. Этот прием широко используется в маркетинге. В нём сочетаются и другие яркие тренды последних лет: персонификация информации, сторителлинг и так называемый тревел-блогинг.

Люди любят, когда другие люди рассказывают истории, делятся впечатлениями о поездках. Кто-то находит в этом идею для следующего своего путешествия, кто-то – повод перечитать книгу, познакомиться с творчеством писателя, вовлечь в круг этого интереса детей...

Еще один актуальный медиа-сегмент, который переживает настоящий бум – это подкасты. Подкаст – это аудиопрограмма, напоминающая классические программы на радио, но распространяемая по Интернету. Обычно их слушают через специальные приложения, имеющие все признаки социальных сетей: можно подписаться на обновления полюбившихся подкастеров, можно оставлять комментарии и т. д. Это похоже на YoutuЬе, только аудио. Свою подкаст-площадку уже внедрили «ВКонтакте» и «ЯндексМузыка».

-10

Сейчас подкастинг — один из активно развивающихся форматов представления контента, которым активно пользуются подростки, студенты, молодые люди. Но дело не только в его новизне и трендовости: подкасты, как и аудиокниги, позволяют проводить время за каждодневной рутиной (например, уборкой) с пользой, слушая образовательные аудиопередачи, интервью успешных людей и так далее.

Жанровое разнообразие подкастов не ограничивается ни формой подачи (бывают разговорные, документальные и художественные), ни темами (они могут быть вообще какие угодно, в том числе, связанные с кругом чтения, популяри­зацией хорошей литературы). Очень часто подкасты – это просто специально смонтированные интервью или разговор нескольких человек в студии.

Последнее время библиотеки стали активно создавать свои подкаст-каналы. В качестве примера можно привести:

− подкаст Центральной городской публичной библиотеки им. Н. А. Некрасова «На дом не выдается»: фрагменты и короткие литературные произведения из оцифрованных фондов библиотеки;

− подкаст Российской государственной библиотеки для молодежи «Аудито­рия». 1-2 раза в месяц главный редактор подкаста приглашает в студию гостей (литераторов, музыкантов, художников, историков и т.д.). В часовой программе ведущий и его гости обсуждают актуальные темы современ­ной культурной жизни в диапазоне от литературы до молодежных субкультур, или погружаются в историю – кино, книги, музыки;

− интересные и разнообразные по тематике подкасты можно найти на сайте Муниципального объединения библиотек Екатеринбурга.

Почему библиотеки создают подобные проекты? Какие возможности они в них видят?

Подкасты – это не просто возможность зацепиться за читательский интерес, но шанс библиотеки продемонстрировать себя с неожиданной стороны: сделать так, чтобы люди услышали, как звучат голоса специалистов, которые в ней рабо­тают, узнать, что их волнует, чем им хочется поделиться. Если библиотека заинтересована в расширении круга своих читателей, в его обновлении, то ей стоит изучать новые форматы своей деятельности. И этим новым форматом как раз и может стать создание подкастов.

Подкасты помогают библиотекам быть ближе к своей целевой аудитории, которая уже устала от привычных информационных форматов и давно потребляет контент преимущественно с помощью мобильных устройств (в том числе, через наушники). И, наконец, создание подкастов – это довольно дешевая технология, не тре­бующая сложного и дорогостоящего оборудования и специфических навыков.

-11

Цифровая среда, в которой живет современный читатель, напрямую влияет на способы восприятия текста и на появление новых читательских привычек. Например, таких, как склонность к пролистыванию и «сканированию» текста, тяготение к привлекательной визуализации, наглядности материала. Специалисты, которые занимается продвижением чтения, не могут не учитывать эти процессы: главный ресурс, за который им приходится бороться – это внимание аудитории. Это обстоятельство заставляет менять все: и способы подачи материалов, и в не­котором смысле даже философию предъявления этих материалов.

-12

Современный коммуникационный ландшафт характеризуется следующими свойствами:

  • мультимедийностью (выигрывает тот материал, где органично сочета­ется текст, аудио, видео, графика, фотография, анимация);
  • интерактивностью (пользователь становится частью коммуникацион­ного процесса; он не только потребляет контент, но имеет возможность ре­агировать на него, давать ему оценку, становиться соавтором, генерировать в ответ свой контент – участвовать в конкурсах, флешмобах и челленджах).
-13

В заключение стоит сказать, что интернет и тотальная цифровизация измени­ли все вокруг, в том числе схему, сценарий осуществления одной из важнейших социальных функций библиотеки – сопровождение чтения, популяризацию книги. Для успешного выполнения этой миссии современной библиотеке необходимо найти свое место в перенасыщенной информационной среде.

Уже понятно, что глобальная цифровизация – это не конец света для современной библиотеки, а новый виток в развитии. Необходимо, чтобы каждая библиотека, создавая свой контент, осознавала важность не только информации, но и чтения для современного человека и стремилась профессионально, интересно и качественно, используя современные возможности, вести разговор о книге. Методов и приёмов размещения контента по продвижению книги и чтения достаточно много, тематика его разнообразна, и если походить к его созданию творчески, он обязательно будет замечен пользователем, а это значит ещё не один человек обратится к книге.

Скачать/посмотреть всю презентацию с активными ссылками можно здесь

Е. А. Сбоева, заведующая методико-библиографическим отделом Белоярской библиотеки