Продвижение книги и чтения – основное направление в деятельности каждой библиотеки. В настоящее время у людей пропадает интерес к книге, ее вытесняют Интернет, телевидение, компьютерные игры, которые не могут заменить книги. Роль чтения как источника развития личности и как фактора ее социальной защищенности признана во всем мире. Чтение книги развивает гуманность; формирует ум, память, воображение, речь, терпение и другие черты характера; учит творчеству.
Вопрос продвижения чтения в нечитающей среде постоянно стоял на повестке дня библиотечных специалистов. В библиотечном деле России ХХ века над всеми другими процессами доминировала идеология. Так, в 30-е годы к чтению относились как к орудию политической борьбы. Подразумевалось, что просветившись, в классовую борьбу включатся широкие народные массы.
В 60-е годы чтение воспринималось как средство участия в «строительстве будущего». В то время также делался акцент на проведении массовых мероприятий идеологической направленности, которые зачастую носили формальный характер.
ХХIвек принес новые проблемы и новые возможности. Появилась гуманистическая позиция, в соответствии с которой ценность чтения заключается в развитии личности. Продвижение (пропаганда) книг, их авторов, составление библиографических списков, баз данных начинает уступать место другой задаче –развитию процесса чтения, формированию отношения к чтению как к удовольствию.
Поэтому основными своими задачами российские библиотекари сейчас считают формирование благоприятной среды библиотеки, где каждый может найти помощь, а также формирование потребности в чтении, развитие культуры чтения и читательского вкуса. Все это позволяет читателю самостоятельно определять свой круг чтения.
У российских библиотек накоплен богатый опыт привлечения читателей, но проблемы по-прежнему остаются. Сегодня библиотекари ведут активный поиск нестандартных форм продвижения книги и чтения, внося в традиционную работу новые идеи; разрабатывают интересные программы мероприятий, направленные на продвижение книги; привлекают читателей и создают позитивный образ библиотеки. Реализуя проекты и программы по продвижению чтения, повышению престижа книги и библиотеки, библиотекари используют презентационные, интерактивные, мультимедийные формы работы.
Для большинства современных людей интернет стал домом, работой, местом отдыха, поэтому виртуальное пространство стало важной областью для продвижения книги и чтения, особенно в молодежной среде. В условиях виртуального медийного пространства меняется одна из фундаментальных функций библиотеки – продвижение книги, сопровождение чтения. Сегодня уже ясно: феноменальная доступность информации – то, что в условиях революционных технологических перемен осознавалось современной библиотекой как вызов и угроза – таит в себе и реальный шанс для нее.
У современного читателя отпала необходимость физического посещения библиотеки для поиска и получения информации. Киберпространство и тотальная цифровизация стерли границы между виртуальным и реальным миром, и вообще – стерли границы и уничтожили расстояния. Именно поэтому часть своих базовых функций библиотека должна выполнять в виртуальном пространстве, в том числе, в пространстве социальных медиа.
В последнее время для продвижения чтения активно используются социальные сети. Считается, что у каждой социальной сети своя возрастная аудитория: например 95% российских школьников старше 12 лет и студенты являются пользователями «ВКонтакте», в «Одноклассниках» преобладает взрослая женская аудитория (57% пользователей).
Для того чтобы продвигать чтение в виртуальной среде нужно создавать уникальный контент, который заинтересует аудиторию и будет поддерживать обратную связь. Контент –(от английского content – содержание) –это любое информационно значимое либо содержательное наполнение информационного ресурса или веб-сайта. Созданный контент должен информировать, привлекать внимание, вызвать желание обратиться к книге. Контентом для продвижения чтения может быть знакомство с книжными новинками, рекомендации к прочтению, информация об электронных книжных ресурсах и мероприятиях, направленных на популяризацию книги, отзывы на книги, разнообразные книжные рейтинги и др.
Для формирования контента по продвижению книг можно задействовать следующие рубрики:
• Информирование о книгах. Его цель — регулярное оповещение о выходе новых изданий, о полученных библиотекой новинках, а также об имеющейся в данной библиотеке литературе по тем темам и проблемам, которые интересуют читателей. Источником информации о фонде является выставочная деятельность, в виртуальном пространстве ей будет соответствовать рубрика «Виртуальные выставки».
- Интерес у читателей вызовет рубрика «Книга недели». Каждую неделю в этой рубрике должна появляться новая книга из новых поступлений или самая востребованная читателями.
- Рубрики с познавательной информацией дают дополнительные знания. К ним можно отнести такие рубрики, как «Литературный календарь» (отражает информацию о важных датах и событиях в мире литературы) и «Литературные премии».
- Рубрика, посвященная авторам юбилярам — содержит фото автора, биографию и иллюстрации его книг и обязательно ссылки на источники, где можно познакомиться с его творчеством более подробно;
- реклама книги или журнала под рубрикой «Советуем почитать» — короткая аннотация из книги или о журнале и фото;
- информация о действующих выставках в библиотеке — фото выставки и небольшое её описание;
- читательские отзывы о книгах;
Способствуют продвижению чтения различные ресурсы, размещаемые на сайтах и в соцсетях:
- обзоры — кратко представляют литературу по теме или новинки;
- путеводители — выполняют роли навигаторов по ресурсам Интернет, посвящённым книгам и чтению;
- рекомендательные списки, акцентирующие внимание читателя на какой-либо теме;
- бюллетени новых поступлений;
- виртуальные выставки;
- буктрейлеры.
Для создания интересных и привлекательных постов нужно учитывать несколько рекомендаций:
- текст должен дополняться иллюстрациями – визуальность повышает заинтересованность в теме;
- исключите непроверенные цитаты;
- вовлекайте в беседу, задавайте вопросы, призывайте людей делиться мнением о прочитанном;
- все посты должны быть грамотными;
- размещаемый материал должен быть полезным и уникальным.
Главная задача библиотеки в соцсетях — предоставлять информацию удалённому пользователю, которая заинтересует его и промотивирует прийти в библиотеку за книгой.
Кроме общеизвестных социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники», представляющими собой пространство для обмена мыслями, идеями и взглядами, есть ещё и специализированные сети для любителей книг, в которых они могут узнать, что читают их друзья, написать собственную рецензию, составить список книг для прочтения и быть в курсе книжных новинок. Чтобы упростить поиски интересных книг предлагайте познакомиться с социальными книжными сетями, где можно найти единомышленников и поделиться впечатлениями от прочитанного. Среди наиболее известных книжных социальных сетей Рубуки, Ваттпад, БукМикс, ЛайвЛиб. Все эти онлайн-сервисы призваны помочь участникам сориентироваться в литературных направлениях, авторах и изданиях; найти людей со схожими вкусами и обменяться мнениями, вспомнить все прочитанные книги, получить рекомендации от других пользователей; получать свежую информацию о книжных новинках. Здесь можно создать свою подборку книг и поделиться ею с друзьями, вести читательские дневники, обсуждать книги. Сервисы публикуют рейтинги читательских предпочтений, литературные новости, информацию об авторах и сериях книг. Кроме того, можно играть в литературные игры, участвовать в конкурсах и получать за это призы.
Крупнейшая социальная сеть о книгах и чтении, которая еженедельно предлагает читателям новые рейтинги и интересные книги – Ридрейт. Здесь есть список рекомендаций от знаменитостей, можно создавать свою библиотеку, делиться впечатлениями от прочитанного, а также записывать любимые цитаты и распространять их в других соцсетях.
В разделе «Новости» можно узнать о выходе нашумевшей книги, юбилее знакового автора, выходе на экраны экранизации, книжных ярмарках и победителях литературных премий. А еще здесь можно найти интересные истории про книги и писателей, краткое содержание школьной классики, книжные цитаты на любые случаи жизни, советы, что почитать в выходные и много чего еще.
Тематические подборки и книжные рейтинги давно стали визитной карточкой сайта Ридрейт. Это рекомендации звезд (раздел «Рейтинги от знаменитостей»), подборки экранизаций (раздел «Экранизации»), списки книг – бестселлеров (раздел «Бестселлеры») и, конечно, подборки книг на определенную тематику (раздел «Рейтинги ReadRate»).
Важный момент: ReadRate – независимый книжный сервис о книгах и чтении. Он не торгует книгам и не принадлежит ни к одному из литературных издательских кланов. Так что здесь никогда не навязывают произведения, которые нужно продать – у сервиса просто нет такой задачи. Цель данного ресурса: чтобы все больше читали и читали хорошее, поэтому книгам дается объективная оценка. Если что-то рекомендуют, значит, ручаются за свой выбор. Книжная база ReadRate – карточки книг, где читатели могут отмечать свою активность, оставлять цитаты и отзывы.
На сайте можно не только читать книжные новости, но и вести собственный книжный аккаунт. Для этого и заведена такая большая книжная база – больше двух миллионов карточек книг. И эта база ежедневно пополняется! Кто не вел бумажных читательских дневников хотя бы в детстве? Тетрадей, куда записывали названия прочитанных книг, избранные цитаты и собственные мысли – отзывы? Теперь все то же самое можно делать в электронном виде – создать личный профиль на ReadRate, используя аккаунт любой социальной сети и вести свой дневник. У каждой книги есть 4 статуса: «планирую прочитать» – если вы хотите почитать книгу в будущем и не хотите об этом забыть; «читаю» – если читаете прямо сейчас; «прочитана» – если уже закончили книгу. Есть еще статус «Не дочитана» – такое тоже бывает, ведь иногда приходится бросать показавшиеся неинтересными сюжеты. В личном кабинете все прочитанные книги сохраняются списком по месяцам. Это очень интересно: в конце года смотреть, сколько книг вы прочитали за год, когда вы это делали, перечитывать понравившиеся цитаты. Ссылками на любимые книги и цитаты можно и нужно делиться с друзьями. И, конечно же, чем чаще вы пишете отзывы о хороших прочитанных книгах, тем больше других людей обратит на них внимание.
Книжные коллекции – любимый многими раздел сайта. Это созданные читателями тематические книжные подборки и списки. Если читатель не может найти ответ на вопрос «Что почитать?» ему обязательно помогут тематические пользовательские коллекции.
Почему сегодня социальные сети так важны для библиотек? Потому что это едва ли не главный канал продвижения вообще чего-либо в современном мире: не только товаров и услуг, но и идей, знаний, теорий... Именно там находится практически вся целевая аудитория библиотек, и, значит, именно там библиотеки должны выстраивать с этой аудиторией взаимоотношения, получать быструю и ценнейшую обратную связь, осуществлять свою гуманистическую и просветительскую миссию, в том числе, по продвижению книги и чтения.
Есть немало примеров, когда библиотеки очень умело и изобретательно используют специфические возможности соцсетей – их технологии, инструменты, форматы...
Например, Краснодарская муниципальная молодежная библиотека им. Н. А. Островского к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне решила рассказать о книге знаменитой летчицы Натальи Кравцовой «От заката до рассвета». Но рассказать так, таким языком, в такой стилистике, чтобы даже нынешним молодым людям стали понятны и близки события тех далеких военных лет. Для этого в ВКонтакте и Инстаграме был зарегистрирован аккаунт, который велся от лица юной Натальи Кравцовой (Меклин) – обычной девушки, которая только-только вступает во взрослую жизнь. Как и принято в Инстаграме, в публикациях она рассказывала о своих буднях, учебе, планах, размещала фотографии, публиковала сторис...
На долю девушки и ее подруг – летчиц легендарного полка ночных бомбардировщиков под командованием Евдокии Бершанской – выпало немало испытаний и подвигов, о которых Наташа рассказывала, как очевидец, от первого лица. Это вызывало у подписчиков чувство доверия и сопричастности, помогало видеть в ней не просто книжную героиню, но живого человека. Это чувствовалось и по комментариям: читатели поздравляли хозяйку аккаунта с днем рождения, задавали вопросы, волновались, делились с ней своими мыслями.
Можно уверенно сказать, что эта замечательная мистификация пробудила у пользователей самые благородные чувства и заставила не только прочитать или перечитать книгу, но и обратиться к другим краеведческим материалам.
В борьбе за внимание аудитории библиотекам приходится проявлять изобретательность, выжимать максимум из особенностей виртуальных площадок, на которых они работают. Иногда с ошеломительным успехом «выстреливает» самая простая идея.
Доподлинно неизвестно, кто первый сделал публикацию с хештегом #Ьоок-facefriday. Но новую – небывалую! – жизнь эта виртуальная затея, главным действующим персонажем которой является книга, получила 29 августа 2014 г. Именно в этот день Публичная библиотека Нью-Йорка, которая искала новую идею для своей пятничной рубрики, опубликовала первый букфейс. (Букфейсы– это фотографии, где лица моделей – библиотекарей или читателей – совмещаются с обложками книг). Идея, простая в исполнении, не требующая никакого дополнительного технического оборудования, никаких специальных навыков, давала людям возможность создавать своеобразную дополненную реальность, проявлять свою креативность, наблюдательность и чувство юмора. При этом в центре восхищенного внимания была печатная книга!
За 8 лет эта инициатива превратилась в настоящее движение, к нему присоединились тысячи библиотек, книжных магазинов и обычных пользователей по всему миру. Своеобразным вкладом российских библиотек в развитие этой практики можно считать наличие в постах сопроводительных аннотаций: стремление не просто интересно показать книгу, но и коротко рассказать о ней. На слайде мы видим букфейсы, созданные методистом ОИиИТ А.А. Свергиной.
Эффективным способом привлечения читателей в библиотеки может стать организованный в соцсетях конкурс на создание букфейсов. Ведь найти для инсталляции подходящую книгу не так-то просто, что само по себе ведет к более подробному знакомству с книжными фондами, способствует появлению новых читательских интересов и потребностей.
В цифровом мире, с его информационным изобилием, возможностями тиражирования и моментального распространения, формы и способы подачи материала быстро устаревают и превращаются в рутину. Сегодня для того, чтобы привлечь внимание к книге, уже недостаточно сфотографировать ее обложку (пусть даже и эффектно!) и поведать (пусть даже и интересно!) о ее содержании. Приходится искать все новые и новые ракурсы освещения и толкования литературоведческой информации, присоединять к ней дополнительные смыслы, искать точки пересечения с другими сферами культурной жизни человека.
В этом смысле удачным опытом стали публикации в Инстаграм-аккаунте Краснодарской краевой УНБ им. А.С. Пушкина, объединенные хештегом #Пушкинка_подорожники. Это серия постов, в которых сотрудники библиотеки делятся впечатлениями о своих реальных путешествиях, связанных так или иначе с литературой или краеведением. Например, рассказывают о своем пребывании в городе, в котором родился тот или иной писатель, предлагают маршруты с любимой книгой в руках, показывают места и улицы, по которым ходили полюбившиеся книжные герои... Пятигорcк, в котором все дышит Лермонтовым. Кисловодск, в котором родился нобелевский лауреат Александр Солженицын. Репортажи из Таганрога, откуда родом Антон Павлович Чехов, и откуда родом многие его наблюдения, жизненные впечатления и герои. Крымская Балаклава – загадочная, просоленная, овеянная мифами о встрече Одиссея с листригонами и описанная Александром Куприным. И так далее...
В качестве примера можно привести и литературно-туристический проект «Бажовскими тропами», разработанный и успешно реализованный в 2022 году ведущим методистом ОИиИТ А.А. Свергиной, в рамках которого были разработаны маршруты автобусных путешествий к местам, описываемым в произведениях П.П. Бажова и связанным с его биографией.
Почему такие короткие заметки и зарисовки имеют успех и представляются идеальным способом популяризации библиотечных фондов, пробуждения интереса к чтению? Потому что это своеобразная неявная (нативная) реклама, сотканная из эмоций и впечатлений, воздействующая не «в лоб», а опосредовано. Этот прием широко используется в маркетинге. В нём сочетаются и другие яркие тренды последних лет: персонификация информации, сторителлинг и так называемый тревел-блогинг.
Люди любят, когда другие люди рассказывают истории, делятся впечатлениями о поездках. Кто-то находит в этом идею для следующего своего путешествия, кто-то – повод перечитать книгу, познакомиться с творчеством писателя, вовлечь в круг этого интереса детей...
Еще один актуальный медиа-сегмент, который переживает настоящий бум – это подкасты. Подкаст – это аудиопрограмма, напоминающая классические программы на радио, но распространяемая по Интернету. Обычно их слушают через специальные приложения, имеющие все признаки социальных сетей: можно подписаться на обновления полюбившихся подкастеров, можно оставлять комментарии и т. д. Это похоже на YoutuЬе, только аудио. Свою подкаст-площадку уже внедрили «ВКонтакте» и «ЯндексМузыка».
Сейчас подкастинг — один из активно развивающихся форматов представления контента, которым активно пользуются подростки, студенты, молодые люди. Но дело не только в его новизне и трендовости: подкасты, как и аудиокниги, позволяют проводить время за каждодневной рутиной (например, уборкой) с пользой, слушая образовательные аудиопередачи, интервью успешных людей и так далее.
Жанровое разнообразие подкастов не ограничивается ни формой подачи (бывают разговорные, документальные и художественные), ни темами (они могут быть вообще какие угодно, в том числе, связанные с кругом чтения, популяризацией хорошей литературы). Очень часто подкасты – это просто специально смонтированные интервью или разговор нескольких человек в студии.
Последнее время библиотеки стали активно создавать свои подкаст-каналы. В качестве примера можно привести:
− подкаст Центральной городской публичной библиотеки им. Н. А. Некрасова «На дом не выдается»: фрагменты и короткие литературные произведения из оцифрованных фондов библиотеки;
− подкаст Российской государственной библиотеки для молодежи «Аудитория». 1-2 раза в месяц главный редактор подкаста приглашает в студию гостей (литераторов, музыкантов, художников, историков и т.д.). В часовой программе ведущий и его гости обсуждают актуальные темы современной культурной жизни в диапазоне от литературы до молодежных субкультур, или погружаются в историю – кино, книги, музыки;
− интересные и разнообразные по тематике подкасты можно найти на сайте Муниципального объединения библиотек Екатеринбурга.
Почему библиотеки создают подобные проекты? Какие возможности они в них видят?
Подкасты – это не просто возможность зацепиться за читательский интерес, но шанс библиотеки продемонстрировать себя с неожиданной стороны: сделать так, чтобы люди услышали, как звучат голоса специалистов, которые в ней работают, узнать, что их волнует, чем им хочется поделиться. Если библиотека заинтересована в расширении круга своих читателей, в его обновлении, то ей стоит изучать новые форматы своей деятельности. И этим новым форматом как раз и может стать создание подкастов.
Подкасты помогают библиотекам быть ближе к своей целевой аудитории, которая уже устала от привычных информационных форматов и давно потребляет контент преимущественно с помощью мобильных устройств (в том числе, через наушники). И, наконец, создание подкастов – это довольно дешевая технология, не требующая сложного и дорогостоящего оборудования и специфических навыков.
Цифровая среда, в которой живет современный читатель, напрямую влияет на способы восприятия текста и на появление новых читательских привычек. Например, таких, как склонность к пролистыванию и «сканированию» текста, тяготение к привлекательной визуализации, наглядности материала. Специалисты, которые занимается продвижением чтения, не могут не учитывать эти процессы: главный ресурс, за который им приходится бороться – это внимание аудитории. Это обстоятельство заставляет менять все: и способы подачи материалов, и в некотором смысле даже философию предъявления этих материалов.
Современный коммуникационный ландшафт характеризуется следующими свойствами:
- мультимедийностью (выигрывает тот материал, где органично сочетается текст, аудио, видео, графика, фотография, анимация);
- интерактивностью (пользователь становится частью коммуникационного процесса; он не только потребляет контент, но имеет возможность реагировать на него, давать ему оценку, становиться соавтором, генерировать в ответ свой контент – участвовать в конкурсах, флешмобах и челленджах).
В заключение стоит сказать, что интернет и тотальная цифровизация изменили все вокруг, в том числе схему, сценарий осуществления одной из важнейших социальных функций библиотеки – сопровождение чтения, популяризацию книги. Для успешного выполнения этой миссии современной библиотеке необходимо найти свое место в перенасыщенной информационной среде.
Уже понятно, что глобальная цифровизация – это не конец света для современной библиотеки, а новый виток в развитии. Необходимо, чтобы каждая библиотека, создавая свой контент, осознавала важность не только информации, но и чтения для современного человека и стремилась профессионально, интересно и качественно, используя современные возможности, вести разговор о книге. Методов и приёмов размещения контента по продвижению книги и чтения достаточно много, тематика его разнообразна, и если походить к его созданию творчески, он обязательно будет замечен пользователем, а это значит ещё не один человек обратится к книге.
Скачать/посмотреть всю презентацию с активными ссылками можно здесь
Е. А. Сбоева, заведующая методико-библиографическим отделом Белоярской библиотеки