В Москву в очередной раз приехал на гастроли пермский театр "У моста". И театралы затаили дыхание: какой из спектаклей выбрать? Я решила, что постановки по Макдонаху уже видела, поэтому в этот раз хочу чего-то новенького. Выбор пал на спектакль "Зверь" и я не прогадала. Федотов в этой постановке заставляет по-новому взглянуть на наш мир, показав общество, в котором все перевернулось: красивое стало уродливые, белое - черным. И еще он предостерегает нас: люди, будьте осторожны, что немаловажно в нынешней ситуации. Хотя спектакль идет на сцене театра с 1989 года, он очень актуален, вот как будто вчера поставлен.
Действие происходит после ядерной войны где-то на планете Земля. По иссохшей выжженной долине бредут трое: Мать (Е. Пономарева), Отец (В. Ильин) и Дочь (А. Леднева). Имен у них нет, они не нужны. Ибо больше людей в округе нет. Уже давно они ищут мужчину, который мог бы стать парой Дочери, ведь она уже взрослая девушка. И однажды они натыкаются на Зверя. Дочь, добрая душа, приручает зверушку и постепенно семья привыкает к своему питомцу. Хотя, еще вопрос кто кого питает, ибо Зверь (А. Пицык) отлично ищет и открывает странные железные банки, в которых лежит всякая вкуснятина...
Интересно, что конец спектакля (Зверь теряет разум) отличается от финала драмы М. Гиндина и В. Синакевича (Зверь угрожает уничтожить всех людей). На мой взгляд, он более трагический (хотя, возможно, кто-то так не скажет). Но, если воспринимать постановку как притчу, то выходит, что ненормальность все же победила норму. И это грустно. Да, я понимаю, что говорю несколько туманно, но мне бы не хотелось раскрывать все повороты сюжета, ибо искренне рекомендую читателям "Зверя" посмотреть. Кстати, некоторые специально в Пермь ездят, чтоб в этот театр сходить.
Актеры сыграли отлично, хотя задание у них было сложное: изобразить мутантов так, чтобы зрители поверили. Сергей Федотов, выступавший перед началом спектакля, поведал, что для аутентичности артисты посещали психоневрологические учреждения (мы же приличные, "сумасшедшие дома" не скажем) и учились у тамошних пациентов. И у них все получилось: персонажи спектакля страшны, но они живые и им сочувствуешь. Да, члены этой семьи - примитивные существа, но они по своему заботятся друг о друге, пытаются помочь. Самая пронзительная сцена - любовная, когда кривая, косая, нескладная Дочь вдруг становится прекрасной. Вот это было чудо.
Я крайне редко ухожу со спектакля или фильма, потому что даю режиссеру шанс хотя бы в конце исправить ситуацию. Но вчера я всерьез подумывала, не уйти ли мне со "Зверя". Удержало меня только одно: я уже смотрела не один спектакль Сергея Федотова и была уверена, что он ничего не делает просто так. Значит, в том, что я видела, есть какой-то свой смысл. Так и оказалось. Если первое действие у меня шло плохо, то второе летело, как на крыльях. Поэтому я могу честно сказать: это великолепнейшая постановка, глубокая, очень философская. Но я понимаю и зрителей, которые ушли через четверть часа после начала. Спектакль сложный, тяжелый. Кроме того, режиссер, на мой взгляд, несколько перестарался, показывая ущербность героев. Ибо крайне сложно смотреть спектакль, если из пяти персонажей у четырех такой фефект фикции, что слова разобрать сложно, а пятый первое действие только рычит или говорит с акцентом. Это мучительно для зрителя. Я знаю: полное погружение и так далее. Но можно это самое погружение немного минимизировать?
Резюме: Сергей Федотов - гений, спектакль великолепен. Но неподготовленному зрителю, пришедшему в театр развлечься, советую выбрать что-то другое, благо сейчас есть постановки на любой вкус.
За приглашение спасибо Московские блогеры МоскваЛюблю , Natalya Pamsik и Пермский театр «У Моста»
Фотографии с сайта Пермский театр «У Моста» и снимки Лены Никитченко.