19-20 февраля - очередная годовщина боев под Сегежей, когда в 1919 году русские, карелы, красные финны, латыши и китайцы сражались в карельских лесах против англичан, сербов, канадцев и их местных приспешников. Интернационал был полный... А в следующем году будет 105-летний юбилей главных событий гражданской войны в Карелии. Среди которых еще - Олонецкий поход белофиннов и их террор против местного населения, оборона Петрозаводска и его бомбардировки англичанами, Лижемская операция, славный Видлицкий десант. Именно в результате этих событий, Карелия вообще-то осталась в составе России...
Но сегодня поговорим о китайцах. Откуда они взялись на русском Севере? Как я уже рассказывал, ( подробнее можно прочитать здесь ) во время первой мировой войны власти Российской империи привлеки 10 тысяч навербованных китайцев для строительства Мурманской железной дороги. После Февральской революции часть китайцев успели отправить на родину, но далеко не всех. Потом произошла Октябрьская революция, а весной 1918 года началась интервенция.
Как пишет историк Григорий Циденков, уже с лета 1917-го в бараки китайских строителей валом повалили различные политические агитаторы. Китайцы ничего не понимали и не хотели лезть в политику — они просто хотели домой. Зимой стали приходить уже вооруженные люди. Китайцы понимали, что зовут драться, но драться не пойми за что не хотели, несмотря на обещанные обмундирование и харч. А потом в Мурманске высадились англичане...
«Сначала мы не понимали агитаторов. Но потом нам объяснили, что нас зовут убивать англичан».
Мотивация многих китайцев понятна. Конечно, были и идейные товарищи, успевшие проникнуться идеями революции, были и просто случайные люди. И еще очень важный момент. Красные русские были первыми европейцами, которые обращались с китайцами на равных, видя в них таких же людей, как они сами. Тогда это было редкостью. И за это стоило воевать, китайцы оказались готовы идти в бой во имя справедливой жизни.
При этом китайцы отличались стойкостью и дисциплиной даже при тяжелых потерях. Один из командиров красных китайцев писал: «Мы, китайцы, любим порядок и дисциплину. Это в нас заложено. Посмотри, как китайцы сажают руками каждое пшеничное зёрнышко в отдельности, как корзинами таскают землю, чтобы создать поле там, где поля нет, и ты поймёшь, какая огромная внутренняя собранность нужна для подобного адского труда. Боец должен понимать, что воинская служба — это то же, что и землепашество: хорошо ухаживай за землёй — и ты будешь хорошим крестьянином, хорошо выполняй все требования устава воинской службы — и ты будешь хорошим солдатом».
Итак, летом 1918 года войска англо-франко-американских интервентов и белогвардейцев начали интервенцию на севере Советской республики. В Карелии им удалось захватить Кемь и Сороку (нынешний Беломорск). Борьба против захватчиков легла в основном на отряд под командованием И. Д. Спиридонова, сформированный из петроградских рабочих, китайцев и латышей, а также отряд красных финнов из числа строителей Мурманской железной дороги. Впоследствии к ним присоединились финские красногвардейцы, ушедшие в Советскую Россию после жестокого подавления революции в Финляндии. Именно они в августе 1918 года смогли остановить наступление интервентов на реке Онде.
Впоследствии отряд Спиридонова был переформирован в 41-й полк. Он был малочисленным и слабовооруженным. Но несмотря на все это, моральное состояние бойцов было очень высоким, что проявилось в боях в феврале 1919 года, во время нового наступления противника, войска которого составляли русские белогвардейцы, а также англичане, сербы и канадцы.
Главный удар врага был направлен на станцию Сегежа, которая являлась передовым опорным пунктом советских войск на линии железной дороги. 19 февраля станция была окружена. Часть бойцов пробилась из окружения и вышла к своим во главе с командиром взвода И. Макаленкиным и помощником командира 3-й роты Син Ци-шаном. Последний стал героем этого дня, его упоминают многие источники.
20 февраля, подтянув подкрепления, основные силы красного полка предприняли контрудар. На поезде им удалось прорваться к станции, на подступах к которой разгорелся жаркий бой. В результате противник был отброшен за реку Сегежу. Однако дальнейшее продвижение вперед пришлось приостановить. Командование 19-й стрелковой дивизии особо отмечало в своей недельной сводке «геройство китайцев-красноармейцев» в бою 20 февраля.
Сейчас в Надвоицах есть братская могила китайских воинов-интернационалистов, взятых в плен и расстрелянных белыми. Между прочим, в интернете гуляет фантастическая история о том, что уже под Медвежьей Горой, целый красный полк, состоящий исключительно из китайцев, при отступлении пошел по замерзшему лесному озеру. Весенний лед не выдержал и китайский полк в полном составе утонул в озере. С тех пор это озеро называют Китайским... Но во-первых, никакого китайского полка в Карелии просто не было. А во-вторых, могли утонуть те, кто шел впереди, но чтобы все вышли на лед озера и одномоментно провалились? Налицо очередная байка...
А теперь разберем ситуацию боев под Сегежей с идеологической точки зрения. У современных национал-патриотов, белодельцев и любителей похрустеть дореволюционной французской булкой участие китайцев в русской гражданской войне вызывает приступ бешенства, сопряженный с безудержной фантазией о «зверствах китайских отрядов ЧК». Что вполне понятно — они защищают своих белых коллаборационистов.
Ведь не надо забывать, что на Севере России никакой гражданской войны вообще бы не случилось без вмешательства союзников по Антанте. Все это время линию фронта помогали удерживать британские, французские, американские и сербские солдаты, как только они ушли, белый фронт сразу рухнул.
Также не надо забывать, что еще до Брестского мира союзники начали делить Россию на сферы влияния, а Русский Север благодаря и ресурсам и географическому расположению был важным стратегическим пунктом. Как в одном из интервью рассказал архангельский историк Владислав Голдин, автор капитального труда по истории гражданской войны, по мнению англичан одних лесных ресурсов было достаточно, чтобы «отбить» долги России по первой мировой войне. И все, что можно было вывезти, они вывозили, так что сейчас даже трудно посчитать ущерб, который был нанесен интервентами нашей стране.
Это был настоящий колониальный грабеж. А русские белогвардейцы, эти «истинно русские люди», «православные воины», были пособниками интервентов, то есть предшественниками власовцев и предателями Родины. И наоборот, китайцы, латыши, красные финны защищали нашу Россию. Именно так, и никак иначе!
__________
На тему участия иностранцев в военных действиях на территории нашей республики читать еще - ИСПАНЦЫ В БОЯХ ЗА КАРЕЛИЮ