Найти тему
Про жизнь

Русский мир

Илл.: Художник Илья Глазунов. Вклад народов нашей страны в мировую культуру и цивилизацию
Илл.: Художник Илья Глазунов. Вклад народов нашей страны в мировую культуру и цивилизацию

Глупый западный мир вновь собирается в кучу. Нет, не объединяется, а именно собирается в кучу, чтобы всем скопом навалиться на Россию. Поодиночке-то — слабо. Сами это понимают, вот и кучкуются. Но чтобы пойти на Россию, нужны какие-то лозунги, призывы. Вот и придумали: «восстание против Русского мира». А ведь Русский мир, он не только в Великой России — он в мире повсюду.

Куда ни посмотри на глобусе, везде были, жили, творили русские. Нет смысла всё перечислять. Русские были, работали, открывали новые земли и на Северном полюсе, и на Южном, и на других континентах. И живут они во всём мире, не смотря на различие взглядов на жизнь. Они всё равно себя чувствуют русскими. Это в крови и в сознании каждого живущего на земле помимо его воли.

Русский мир имеет древние исторические корни. А чем можно сегодня гордиться, когда так много утрачено, погублено и разрушено. А что создано? Предлагают гордиться свободой. Свободой от кого или от чего? «Свободой слова»? Это когда правда давно уравнена с ложью? «Права человека»? Так ещё нужно иметь возможность ими пользоваться, умея при этом не мешать другим. И что это за права без обязанностей?

Гордиться можно тем, что спасено от разрушения, от преступного безобразия и дикости, от забвения. Любой многочисленный народ, такой, как русичи, есть общность племён. Поляне себя славянами не называли, кривичи, дреговичи, дулебы, древляне, угличи — всё это были русичи. Любое из этих племён могло возглавить консолидацию населений верховьев Волги, Днепра. Западной Двины.

А могло случиться и такое, что в разное время на исторической арене появлялись бы то русь, то весь, то поляне, то древляне. Может, так оно и было: со скифами, славянами, аланами, половцами. Их описывали греки, арабы, европейцы как белокурых здоровяков. Антропологи свидетельствуют, что даже с нашествием монголо-татар на территории севернее Чёрного моря от скифского до нашего времени антропологический тип населения практически не изменяется.

Учёные задают вопрос: так кто же они, эти руссы? Может, они славяне. Известно, что славе это прозвище от слова «склаб» – раб. Учёные допускают, что славяне — это группа племён. Все в Прибалтике, на Востоке, в Причерноморье – один народ, или близкородственные племена. Быт русского юга отличается от быта русского севера, русского Поморья. Отличаются жилища, орудия труда, одежда.

Хазары построили на Дону крепость Саркел. Помогли им в этом византийские спецы, ибо Константинополь тоже боялся руссов. Посещавший Таврику славянский просветитель Кирилл заходил в Киев. Заходил посуху, а не днепровским путём. Перекопские края благословенны и освящены этим святым человеком. Константинопольский патриарх Фотий с Кириллом посетил Киев и крестил руссов.

Смиренные посланцы Рима появляются на Руси. В середине Х века апостольское слово в латинском исполнении в Киев принёс епископ Альберт, но повёл себя так, что киевляне его изгнали. А за 80 лет до этого, князь Олег назначил судьбу Киева так: «Се будет матерь городам русским». Так оно и состоялось. И Русскому миру все эти столетия приходилось отстаивать свои права.

Оценивать, судить поступки и поведение людей иных времён рискованно. Принципы «не возжелай, не отыми, не убий» появились не сразу, да и то в отношении с близкими. Общество менялось. Появилось понятие справедливость (независящее от воли богов), гуманность. Провозглашено правовое равенство. Право сильного давно осудили, но оно продолжает осуществляться за спиной у демократий.

Когда случаются войны или революции, то всё, что делается теми, кто их заказывает и делает, — свято. Если не находится другая сила, у которой есть право осудить и наказать. И такая сила в современном мире — Русский мир.

Русский мир — это не национальность. Это предназначение, данное свыше. Это вековая связь с родиной под названием Россия. Примеров тому тысячи. Вот лишь один — из недалёкого прошлого. В старой Феодосии жил мальчик, сын рыночного старосты Оганес Гайвазян. Начал рисовать углём на оштукатуренных стенах. Рисовал так, что на него обратил внимание губернатор города и направил его учиться в симферопольскую гимназию. Талант привёл его в Петербургскую академию художеств. Затем художник стажировался в Крыму, в Италии, в Европе. Домой вернулся мастером-маринистом.

Он любил Феодосию, земляки-феодосийцы отвечали ему тем же. Айвазовский — так звучала его фамилия по-русски — подарил городу воду, проложил железную дорогу в знак благодарности. Вокруг Айвазовского сложилась целая школа живописи, из которой вышли такие мастера русской живописи, как А.И. Куинджи, И.Ф. Лагорио, К.Ф. Богаевский, МА. Волошин, Э. Я. Магдесян, А.И. Феслер.

И вот тут открывается интереснейшая тема – этническая принадлежность выдающихся людей. Русский или армянский художник Айвазовский? Русский или греческий художник Куинджи? Русский или армянский — Магдесян? Русский или немецкий — Феслер? Русский или итальянец — Лагорио? Всё зависит от того, в мире какой культуры живёт человек, на каком языке говорит, какими приоритетами пользуется конкретная личность. Если всё это — русское, то вот вам и ответ.

Не считал же себя А.С. Пушкин арапом, эфиопом или эритрейцем, но только — русским. Не считал себя Суворов армянином. Но только — русским.

Таких примеров можно привести тысячи. И никуда не деться остальному миру от Русского мира. С ним надо дружить, жить во взаимопонимании, и радоваться широте русской души.

Вячеслав ЛОЖКО, член Союза писателей России

Источник: газета Слово № 2, 2023 Подписывайтесь на газету «Слово»! Подписные индексы: П4244 и П4362 (индексы каталога Почты России) Подписаться на Почте России через интернет можно здесь Подписка на электронную версию газеты «Слово» на сайте «Ист Вью»

Книга "Купола Кремля" здесь Книга "Три власти" здесь и здесь