Найти тему

Научное эссе

Эссе

на тему: «Необходимость присоединения России к международному Договору «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников»-Пакт Рериха (1935)».

Сланова Сюзанна Тайнеровна

Пакт Рериха-один из самых значимых документов современности, имеющий огромное культурное и историческое значение, это первый международный договор о защите культурного наследия, установивший преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью. Инициатором создания этого документа был русский художник Николай Константинович Рерих, который долгое время являлся наблюдателем того, как разрушительные войны становятся причиной уничтожения величайших памятников культуры. Каждая подобная утрата являлась болезненным ударом по человеческой цивилизации, так как культурные ценности являлись не только исторически значимыми объектами, но и достоянием всего человечества, свидетельством прекрасных творений, являющихся важным условием на пути к прогрессивному развитию. Рерих считал, что памятники культуры необходимо защищать и оберегать не только в военное, но и в мирное время, тем самым он хотел призвать человечество к миру, из чего и обозначился его девиз «Мир через культуру».

Чтобы наиболее подробно разобраться в значении данного договора и понять, зачем же и нашему государству необходимо пополнить ряды присоединившихся к нему, нужно как можно глубже разобраться в истории создания Пакта и тех событиях, которые последовали после.

О создании подобного договора Рерих задумался еще в 1899 году, но окончательно эта мысль укрепилась в 1930-х годах, которые стали тяжёлым временем для всего мира. В это время наступил кризис, вызванный возникновением фашистских и националистических правительств Италии и Германии. Диктатор Гитлер и его захватнические планы стали явным свидетельством того, что в скором времени разверзнется война, которая сметет все на своем пути. Рерих, предвидя наступление грозных событий, предложил мировой общественности первый в истории человечества «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», с которого началось международное движение за сохранение культурного наследия. Впоследствии его стали называть Пактом Рериха.

Художник был свидетелем многих кризисов. Он видел, как разрушается культурное достояние человечества, призванное возвышать дух человека. Он понимал, что «в разрушении памятников понижается культура страны». С разрушением культурных ценностей также деградирует сознание народа, и никакие условные ценности цивилизации не смогут воспитать человека в сознании любви к другим людям и ответственности за судьбу нашего общего дома – планеты Земля. В мире всегда появлялись люди, которые старались воззвать к красоте и бесконечной силе культуры. Поэтому перед Рерихом стояло важная задача-наделить этот зов юридической силой.

Он обратился к доктору международного права и политических наук Парижского университета Георгию Гавриловичу Шкляеву и профессору Гофра де Ла Пределы с просьбой разработать положения договора о сохранении культурных ценностей. В 1929 году был разработан текст документа

Подписание договора не гарантировало того, что все страны строго будут следовать его положениям, Рерих понимал, что такие меры не смогут предотвратить разрушение памятников культуры. Их спасение станет возможным только в том случае если это станет действительной заботой не только государства, но и всего человечества. Призывая к охране исторических памятников, Н.К. Рерих руководствовался сознанием того, что без прошлого невозможно будущее. Он изучал культуру России, Запада и Востока не только как художник, но и как историк, археолог, философ и понимал, что, лишь обращаясь к накопленному опыту и достижениям, человечество может создавать новые культурные формы, поиск которых сохранит преемственность и явится импульсом к последующему развитию жизни. Отношение художника к памятникам культуры выражалось не в холодном почитании их вековой ценности и наслаждении ими. Оно предусматривало активные действия по каталогизации и изучению памятников старины, в которых запечатлелось творчество многих поколений. Это творчество было свидетельством знаний народа, стремлений его души к красоте, было выразителем Культуры народа. Эта связь прошлого с будущим нашла лучшее свое выражение в культурных ценностях искусства, науки, философии, религии, этики и др. Поэтому было так необходимо сохранить все то, что создавалось десятилетиями, а иногда и веками.

В 1929-1930 годах для распространения идей Пакта было создано пять комитетов-во Франции, Бельгии, Индии и два в США. В 1930 году проект пакта был представлен международному музейному комитету Лиги наций, который, утвердив проект пакта, передал его комиссии Международного интеллектуального сотрудничества. В 1931 году был организован Международный союз для принятия Рейнского пакта и Знамени Мира. 13-16 сентября 1931 года в Брюгге проходит первая международная конференция Рейнского пакта. 27 декабря 1931 года в Нью-Йорке состоялся международный праздник, посвященный Знамени Мира. 8-9 августа 1932 года в Брюгге была созвана Вторая Международная конференция. 17-18 ноября 1933 года в Вашингтоне состоялась третья Международная конвенция Рейнского пакта и Знамени Мира, в которой приняли участие более 30 государств. Конвенция, единогласно принятая с участием официальных делегатов из 27 стран и наблюдателей из 7 стран, рекомендует правительствам всех государств подписать Пакт Рериха. 16 декабря 1933 года на седьмой Международной конференции Панамериканского Союза в Монтевидео была принята резолюция о поддержке Пакта Рериха, адресованная правительствам всех американских государств. 15 апреля 1935 года международный договор о защите культурного наследия Рейнский пакт был подписан в Вашингтоне двадцать одним представителем американской республики. 3 сентября 1948 года Пакт Рериха был утвержден Правительством Республики Индия.

Неотчуждаемой частью Пакта Рериха стало Знамя Мира –отличительный флаг, который был предназначен для памятников культуры, взятых под защиту этого договора. Он указывал на их неприкосновенность от вандализма, бомбардировок. В центре белого полотна в красной окружности пирамида из трех красных кругов – символ культурной преемственности поколений прошлого, настоящего и будущего в круге вечности.

По странным стечениям обстоятельств Советский Союз отказался присоединиться к договору. Последствия этого ошибочного решения продемонстрировали всему миру необходимость присоединения к договору. В 1941 году СССР вступил в кровопролитную и разрушительную войну с гитлеровской Германией. Это печальная страница в истории всего человечества, которая никогда не перестанет поражать своей жестокость и бесчеловечностью, которая выражалась не только в беспощадном уничтожении человеческих жизней, но и в бездумном разрушении уникальных в своем роде памятников культуры. Советский Союз, к сожалению, в полной мере ощутил на себе тяготы войны. Гитлеровцы без зазрения совести взрывали и грабили храмы и церкви, соборы и памятники. Одним из самых значительных потерь стало разграбление Янтарной комнаты в Екатерининском дворце, которая, к великому огорчению, до сих пор не восстановлена и вряд ли ей вообще удастся вернуть первоначальный вид. Этот печальный опыт стал наглядным примером того, как война становится причиной гибели не только массы человеческих жизней, но и бесценных памятников культуры, уничтожение которых лишает человечество достояния прошлого, а значит настоящего и будущего. Поэтому сохранение культурных ценностей, посредством присоединения к Пакту Рериха является первостепенной задачей всех стран, в том числе и России. Ведь наша страна является одной из самых богатых сокровищниц культурных ценностей, которые являются свидетелями становления нашей великой державы и ее не менее великого народа, именно они хранят в себе память россиян, их культуру и опыт, без которых невозможно никакое развитие. В это то и состоит важность присоединения к Пакту Рериха, который поможет сохранить культурное наследие нации не только в военное, но и в военное время.

Итак, исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Пакт Рериха является уникальным и исключительным документом, который стремится сохранить достояние всего человечества, что жизненно важно для нас не только в культурном, но и в духовном плане. Этот договор объединил страны Северной и Южной Америки и Индию под знаменем защиты культурных ценностей, и очень важно, чтобы в ряды этих стран, которые стремятся защитить свои сокровища, встала и Россия.

Список литературы:

https://biography.wikireading.ru/157736

© «Наука и жизнь», N 6, 1975 г.

https://versia.ru/85-let-nazad-byl-podpisan-pakt-rerixa-dokument-prizvannyj-zashhitit-mirovoe-kulturnoe-nasledie

ВЫПОЛНИЛА:

Сланова Сюзанна Тайнеровна

Студентка 1 курса МФЮА

Группа 01нбд1010