Жутких всем кошмаров, дорогие друзья! С возвращением в подвальчик ужасов Скара. Сегодня мы продолжим листать дневник безумного кино-маньяка, составившего свой сумасшедший рейтинг "лучшие ужасы 2022". А начало этой леденящей душу истории и список из первых четырех фильмов можно найти прямо здесь: https://dzen.ru/a/Y-TH-BOx2ga559Tb
Итак, не мудрствуя лукаво, переворачиваем страницу. И тут у нас очень много интересного:
Нет (Nope, 2022)
Режиссер: Джордан Пил
В главных ролях: Дэниэл Калуя, Кеке Палмер, Стивен Ян
Пил ли Джордан, или не пил, когда писал сценарий к своему новому фильму, мы, скорее всего, никогда не узнаем. Зато с уверенностью можно сказать, что мессия афро-хоррора в очередной раз сумел сделать маленькое чудо и обмануть всех, запихнув в обертку от одного совершенно другое. "Нет" раскрывается перед зрителем постепенно, словно многослойный рулет, начиная как небанальный мистический вестерн про аномальное явление, и под конец превращаясь в завуалированный сложносочиненный социальный комментарий и философское размышление о цене славы и сути творчества. А еще это самый необычный фильм про НЛО в вашей жизни. "Знаки" Шьямалана нервно курят в сторонке.
Сюжет крутится вокруг брата и сестры, Оджея и Эмеральд Хэйвудов, дальних потомков знаменитого(нет) чернокожего жокея с хронофотографий пионера кинопроизводства Эдварда Мейбриджа. Этот семейный подряд пытается удержать на плаву крупное ранчо, где содержат и обучают лошадей для сьемок на телевидении. После внезапной кончины отца в результате нелепого несчастного случая (его убила упавшая с неба монета) дела идут из рук вон плохо. Несколько четвероногих даже приходится продать предприимчивому владельцу находящегося неподалеку парка аттракционов в стиле Дикого Запада, который в детстве был популярным актером ситкомов, Рикку «Джупу» Парку. Но ситуацию может спасти неожиданно обнаруженная неподалеку небесная аномалия, которая выглядит как грозовое облако и, вполне вероятно, похищает по ночам лошадей. Вооружившись специальным оборудованием, Хэйвуды начинают снимать документалку про неопознанный летающий объект.
Джордан Пил привычно наполняет свой новый сай-фай хоррор множеством самых различных смыслов и тем, включая обязательную для режиссера ненавязчивую расовую повестку и рефлексию о теневой стороне шоу-бизнеса и природе публичного зрелища как такового. Это для тех, кто хочет в "Нет" все это найти. А в отрыве от подтекста фильм превосходно смотрится и просто как захватывающий хоррор о космической угрозе. Точнее, тут скорее даже жирный оммаж фильмам о гигантских монстрах-кайдзю. Впрочем, из-за разницы между скрытым и явным содержанием фильм может показаться кому-то немного затянутым и бессвязным. На самом деле он гораздо сложнее и прогрессивнее самой популярной из картин чернокожего постановщика - хитового дебюта "Прочь", и в этом плане ближе к его второй работе, социальному хоррору-аллегории "Мы". Кстати, забавный факт напоследок - слово "nope" в английском языке переводится не как "нет", а скорее в значении "не-не-не, нетушки". Как это раскрывается в фильме? Смотрите, и узнаете)
Великолепный (Glorious, 2022)
Режиссер: Ребека МакКендри
В главных ролях: Райан Квантен, Дж.К. Симмонс
Самое неожиданное открытие прошлого года - выпрыгнувший на ошарашенного зрителя со стриминг-платформы Shudder, словно черт из табакерки, камерный юмористический хоррор, который на деле оказывается не таким уж юмористическим, и совсем даже не камерным. Не смотрите на скромный бюджет и небольшой хронометраж - "Великолепному" гарантированно есть чем вас удивить. Давно ли, скажите откровенно, вы видели фильм про древнего бога, общающегося со случайным забулдыгой из грязной туалетной кабинки захолустной заправки? Это, пожалуй, самое постмодернистское произведение по мотивам "Мифов Ктулху" Говарда Лавкрафта, и совершенно точно самое необычное переосмысление мотива наказания по Достоевскому.
Бедолага Вэс абсолютно раздавлен - после болезненного разрыва с любимой он все глубже скатывается в глубины беспробудной депрессии и клинического алкоголизма. Он бесцельно колесит по округе со своими скромными пожитками и пачкой памятных фото, и повсеместно предается гедонизму и унынию. Как-то раз, напившись в хлам у занюханной автомобильной парковки, он обнаруживает себя в грязном как язык вавилонской блудницы общественном туалете в полном одиночестве. Точнее, не совсем так - из соседней кабинки с Уэсом начинает говорить странный голос, который называет себя богом. Не ветхозаветным Иеговой, а древним исчадием космоса по имени Гхатанотоа, который может истребить все человечество. И для того, чтобы спасти планету, Вэсу нужно кое-что засунуть в дырку в перегородке кабинки, где сидит "бог"...
Сюжет "Великолепного", даром что звучит как плохой анекдот, писали аж три сценариста, и он действительно великолепен. Это черная комедия положений, плавно перетекающая сначала в космический ужас, а затем и вовсе в пронзительный психологический триллер о разрушительной силе безумия. И все это компактно умещается в каких-то 79 минут, в течение которых вы не увидите ничего лишнего, и едва ли сможете предсказать, что будет происходить в следующую секунду. Скромный, но чертовски талантливый разговорный триллер с блестящей игрой Райана Квантена, и, на секунду, самим "подайте мне фотки Паучка" Дж.К. Симмонсом в роли божественного голоса из туалета. Десять картонных втулок из десяти.
Восставший из ада (Hellraiser, 2022)
Режиссер: Дэвид Брукнер
В главных ролях: Одесса Эзайон, Джеми Клейтон, Адам Фэйзон
Разумеется, я просто не имел морального права не вспомнить о самом ожидаемом хоррор-возвращении 2022-го. И не смотря на то, что ремейк "Восставшего из ада" за авторством талантливого режиссера-визионера Дэвида Брукнера оказался не настолько однозначен и хорош, как ожидалось, но при этом достаточно качественным, чтобы реанимировать скатившуюся в лютый трэш некогда легендарную франшизу, и войти в этот топ. Чтобы избавится от наследия абсолютно чудовищных последних частей, собранных на коленке и выпущенных сразу в цифре, минуя прокат, Брукнер волевым решением полностью переписал лор и частично мифологию мира Хэллрейзера, и совершил тотальный перезапуск. Между прочим, под чутким руководством автора оригинальной повести и первого фильма Клайва Баркера. Что, в теории, должно было поумерить праведный гнев фанатов по поводу замены инфернального Пинхэда Дага Брэдли на новую хрупкую версию Джеми Клейтон. В итоге что-то у Брукнера поучилось, что-то не очень, но сравнивать новый фильм в классикой 1987 года так же бессмысленно, как Фредди и Джейсона. Это, как говорится, уже совсем другая история.
Эксцентричный миллионер и коллекционер редкостей Роланд Войт в результате долгих и упорных лет поисков завладевает уникальным артефактом, который, по легенде, может выполнить любое желание его владельца - Конфигурацией Лемаршана. Он обманом заставляет случайного юношу, гостя одной из гедонистических вечеринок Войта, завершить процесс решения головоломки посредством собственной жертвы, и открывает путь служителям ада, которые "награждают" миллионера на свой извращенный манер. Спустя много лет после пропажи Роланда, шкатулка случайно попадает в руки страдающей от наркотической зависимости девушки по имени Райли, живущей на иждивении брата. Ничего не подозревающая об истиной сути загадочной вещицы Райли начинает разгадывать Конфигурацию, и вновь призывает сенобитов и их предводителя Пинхеда, которые не собираются так просто отпускать девушку и ее ближайшее окружение без "даров"...
Было бы довольно странно, если бы режиссер "Ритуала" и "Дома на другой стороне" не выкрутил до максимума атмосферу своего нового детища. Так что с этим в Hellraiser все в полном порядке. Перезапуск выглядит предельно стильно, цельно и по-эстетски. Дизайн Конфигурации и сенобитов выше всяких похвал, хоть и не похож на брутальный концепт оригинала из 80-х. Новый "Восставший" тяготеет скорее к утонченной боли и изысканным страданиям, чем к мясному и разухабистому ретро-садизму. Клейтон, конечно, никогда не затмить термоядерную харизму Дага Брэдли, но выглядит она в рамках новой вселенной вполне уместно и достаточно зловеще, чтобы от персонажа чувствовалась угроза. В данном случае вся беда кроется в сценарии. Точнее, в той его части, где безмозглые подростки в течение битых полутора часов безбожно тупят, что-то кричат, гремят соплями и постоянно куда-то бегут или едут, пытаясь отсрочить неизбежное. Из-за этого хронометраж заполняется мутной водой, разбавляя концентрат атмосферной "адской" линии, словно в колбе гомеопата, оставляя от полезного, но горького лекарства долю процента. В этом видится некоторое сходство с талантливым, но провальным перезапуском "Кошмара на улице вязов", где бестолковые сценарные метания подростков заруинили хорошую, в общем-то, картину. В итоге имеем хоть и не самый лучший фильм ужасов прошедшего года, но в целом крепкий и довольно приятный "мягкий" перезапуск легендарной классики. И обязательно ждем продолжения, которое, очень надеюсь, последует.
----------------------------------------------------------------------------------------
А на этом пока все. Увидимся в завершающей третьей части моей ужасающей подборки лучших фильмов ужасов 2022 года, в которой я припас для вас самое интересное.
А пока пишите, согласны ли вы с представленными в выборке фильмами, какие картины бы еще в нее добавили, и про какие из них хотели бы почитать подробнее.
Сладких всем кошмаров!
Подписывайтесь, ставьте лайки, делитесь ссылкой с друзьями!
Ваша поддержка крайне важна для развития канала!