Найти в Дзене
МИХМ-МГУИЭ

Памяти Леонида Фридовича Кациса

«Опору духа в самом деле ты в доказательстве искал…» 23 октября 2022 года ушел из жизни Леонид Фридович Кацис. Он был одной из противоречивейших фигур отечественного литературоведения. Для многих его имя стало синонимом бесконечного спора, постоянной полемики с теми, кого он считал фальсификаторами научной истины. Ради ее достижения Леонид Фридович был готов на все. Л.Ф. Кацис родился 17 ноября 1958 года в Москве. Окончил Московский институт химического машиностроения, кафедру «Автоматизированные системы контроля». «Я специально не пошел в гуманитарный вуз», – рассказывал Леонид Фридович. Не отсюда ли сугубо «технарская» дотошность и скрупулезность в анализе фактов, проявившаяся в его уже литературоведческих работах? По окончании МИХМа работал в институте хроматографии, а с 1987 года - в институте химической физики РАН. Занимался разработкой специальных ламп для очень глубоких вакуумных спектральных областей. Придя в литературоведение довольно поздно (его первые работы появились в печа

«Опору духа в самом деле ты в доказательстве искал…»

23 октября 2022 года ушел из жизни Леонид Фридович Кацис. Он был одной из противоречивейших фигур отечественного литературоведения. Для многих его имя стало синонимом бесконечного спора, постоянной полемики с теми, кого он считал фальсификаторами научной истины. Ради ее достижения Леонид Фридович был готов на все.

Автор фотографии - И.Б. Делекторская
Автор фотографии - И.Б. Делекторская

Л.Ф. Кацис родился 17 ноября 1958 года в Москве. Окончил Московский институт химического машиностроения, кафедру «Автоматизированные системы контроля». «Я специально не пошел в гуманитарный вуз», – рассказывал Леонид Фридович. Не отсюда ли сугубо «технарская» дотошность и скрупулезность в анализе фактов, проявившаяся в его уже литературоведческих работах?

По окончании МИХМа работал в институте хроматографии, а с 1987 года - в институте химической физики РАН. Занимался разработкой специальных ламп для очень глубоких вакуумных спектральных областей.

Придя в литературоведение довольно поздно (его первые работы появились в печати, когда их автору было уже за 30), Кацис быстро привлек к себе внимание неординарностью научных выводов. Круг его исследовательских интересов был широк: он занимался реконструкцией политических биографий и духовной идентичности Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака, Владимира Маяковского и других поэтов Серебряного века. Он написал первую в России книгу об истории «дела» Бейлиса, одним из первых в стране заговорив об обвинениях евреев в ритуальных убийствах и реакции на эти обвинения русской общественности.

Книга Л.Ф. Кациса «Осип Мандельштам: мускус иудейства» вызвала яростные споры в среде мандельштамоведов. Многие выводы в ней казались невозможными, однако тщательное цитирование автором источников не оставляло его оппонентам ни единого шанса их оспорить. К творчеству Осипа Эмильевича Кацис будет возвращаться снова и снова. Последней в его жизни работой стало двухтомное исследование «Политическая биография Мандельштама».

Отдельно стоит сказать о просветительской деятельности Л.Ф. Кациса. Став в 2003 году штатным преподавателем РГГУ, он регулярно читал там лекции, вел дипломников и аспирантов. Через 12 лет после защиты докторской диссертации был назначен заведующим учебно-научной лабораторией по мандельштамоведению, а в 2019 году возглавил кафедру теологии иудаизма, библеистики и иудаики.

Леонид Фридович занимался лекторской деятельностью и вне стен университета. До 2018 года регулярно читал лекционные курсы на летних и зимних школах образовательного центра «Сэфер», выступал в Еврейском музее и центре толерантности в Москве, ездил с лекциями по городам России и в страны СНГ. Он отличался поистине широчайшим кругозором и фантастической эрудицией, что проявилось в тематике его публикаций. Кроме отмеченных уже исследований о русских поэтах Серебряного века Кацис писал о проблеме национальной идентичности чешских евреев в Палестине, о том, кто на самом деле был прототипом Остапа Бендера, или откуда в советской литературе взялся образ Буратино и других кукол-марионеток. И во всем этом он отлично разбирался.

Особое место в сфере научных интересов Леонида Фридовича занимало творческое наследие Владимира Жаботинского – выдающегося общественного и политического деятеля сионистского движения. Исследователя интересовали не столько взгляды Жаботинского на строительство Государства Израиль, сколько его журналистская деятельность и становление как писателя . Непростому пути Жаботинского в русской литературе посвящена фундаментальная работа Л.Ф. Кациса «"Русская весна" Владимира Жаботинского».

Вклад Леонида Фридовича Кациса в российскую гуманитарную науку и культурное просвещение еще предстоит оценить. Как сказано в трейлере фильма, посвященного жизни знаменитого французского музыканта, режиссера и «хулигана» Сержа Генсбура, «скандалы утихают, легенда остается». В нашем случае слова эти можно перефразировать: скандалы утихают, наследие остается. Можно с уверенностью утверждать: наследие Л.Ф. Кациса останется в истории российской гуманитарной мысли, а возможно – и не только российской.

Екатерина Митина (аспирантка Л.Ф. Кациса)