Сегодняшний день именуется Неделей торжества Православия. Первое воскресение Великого Поста.
Торжеством именуется утверждение православия путем победы над ересями. В раннем христианстве было очень много этой борьбы и много различного рода ересей.
Почему много? Какой смысл этой борьбы и побед?
Есть три момента в этой теме, три смысла. Какие?
Но сначала.
Определение ереси.
В переводе с древнегреческого слово «ересь» означает «выбор, направление».
Ересь - сознательное отклонение от считающегося кем-либо верным религиозного учения, иной подход к религиозному учению.
Противоположностью «ереси» является «догмат» - аксиоматика, норма того или иного религиозного учения, краеугольный и опорный фундамент его. А как без фундамента быть строению? Потому, и догматы. А ереси, как то, что подтачивает этот фундамент. Вредоносность. Для учения, для церкви. Заинтересованная сторона - церковь.
В каждом вероучении свои «догматы». Потому, представители разных вероучений могут называть друг друга «еретиками».
А есть ли объективная общечеловеческая догматика, которая свойственна всем, принимается всеми и является абсолютной истиной? Не по утверждению, а по общему безусловному принятию?
Конечно есть и заложена в здравом, нормальном человеке. Мы чувствуем (без слов) порядочного, праведного или святого человека, истину, не требующую доказательств. Главное, не потерять этот дар чутья.
У апостола Павла в «1 Послании коринфянам» слово «ересь» в синодальном переводе звучит как «разномыслие». И апостол говорит так:
«Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11:19).
Как видим, в эпоху апостолов (1 век) не было запрета на разномыслие , на споры, чтобы понять правильней истину.
Три важных момента о борьбе с ересями.
1. Смысл внешней борьбы с ересями.
Смысл внешней борьбы с ересями - утвердить правильное вероучение, утвердить церковь как организацию, общественный институт.
Церковь, как просветительная организация (в духе и истине) и как целебная организация (от пороков и страстей)
Такая внешняя борьба в истории христианства велась с 1 века от Рождества Христова.
Христос, как видим из разных фрагментов Евангелия, много раз Сам выступал против книжников, фарисеев и саддукеев. Все эти три категории людей можно назвать "еретиками" по отношению к Евангелию.
Книжники и фарисеи были "теоретиками в Боге", которые за буквой Закона не видели Бога. Саддукеи больше заботились о своем богатстве, власти, политической силе, чем о Боге.
Христос обличал их весьма несентиментально. Показывая истину Бога Живого и творя дела Его.
Апостолы переняли эту борьбу. На соборе апостолов в 51 году в Иерусалиме уже осуждались первые ереси. Для того, чтобы оберечь христианское вероучение, новую церковь, от примесей, искажений.
Христианство, появившись от Христа, заявляло о себе в двух уже укрепившихся мирах: иудейском и языческом. Необходимо было четко обозначить самоидентичность нового мира - чистого христианства, - которое стало именовать себя православием. Различая себя с инославием.
Нужно было избежать смешения или подавления христианства, которые шли от иудеев, с одной стороны, и язычников - с другой. От иудеев шла вера в Единого Бога, спасавшего и каравшего еврейский народ. От язычников шел гностицизм и другие направления, основанные на знаниях.
Если бы христианство, через своих святых и иерархов не смогло бы осуществить этой борьбы, то оно не стало было бы мировой религией, потеряло бы себя. Но оно выдержало всю эту борьбу. 7 Вселенских соборов были посвящены этому.
На Вселенские соборы приглашались все видные епископы своего времени. Они совместно вырабатывали основные догматы, касаемые Святой Троицы, Символа Веры, Христа, Богоматери, иконописи.
Почему есть доверие этим соборам?
Потому что в них участвовали не просто иерархи, как чиновники от церкви, а святые люди, умнейшие люди своего времени, водимые Духом Святым.
Стоит сказать, что с решениями первых четырех Вселенский соборов согласны все нынешние конфессиональные христиане: и католики, и протестанты и православные. По иным были и остаются разногласия.
Итак, цель этой (внешней) борьбы было утвердить христианское вероучение как самоидентичное, укрепить церковь христианскую. Решения вырабатывались совместно, на соборах. Председательствовали на соборах представители власти Так, например, на первом Никейском был председателем император Константин Великий.
2. Внутренняя борьба и обновление человека.
Христианство нельзя и не стоит сводить только к внешним институтам, к церкви как к земному учреждению. Это показывает и древность, и наше современное время. Можно построить много церквей, нагнать в них народ, разрекламировать "вероучение" и заставлять ему следовать, но это не решит главную христианскую задачу: обновления и улучшения самого человека, общества.
Без внутренней работы, без борьбы с внутренними ересями (губительными, вредными помыслами и чувствами) это невозможно.
Соль христианства: это обожение и преображение человека в Боге.
Как минимум, христианство помогает человеку стать порядочным , как максимум благословенным, благодатным и святым.
Если во внешней борьбе укреплялась догматика (фундамент вероучения и церкви), то во внутренней - сам человек, его внутренний мир, храм души. Аскет в христианстве - не тот человек, кто лишил себя всех благ и убежал от мира. Но тот, кто отделяет истинные блага от ложных. Истинные стяжает, ложных удаляется.
История христианства показала примеры праведности, святости, благословенных людей.
У каждого человека есть несколько выборов в жизни.
1. Человек может быть подобным зверем, если будет жить и поступать как зверь.
2. Может быть подобным роботу, если будет жить как "цифра", "функция", "винтик системы".
3. Может быть подлецом и паскудой, если будет вращаться и жить в подлом сообществе.
4. А может быть праведным, богоподобным, реализовывать свои высшие потенции и возможности, как человека Божьего среди людей.
Христианская аскетика говорит о том, как достичь последнего и направляет именно к этому осознанному, осмысленному выбору человека.
"Ересью" здесь можно назвать во внутренней борьбе «прелесть» и разные другие иллюзии человека (то есть отклонение от истины) о себе самом, о ближних, о своей или чужой духовной жизни.
Есть вариант правильной и ложной духовной жизни, правильной и ложной молитвы, правильного или ложного духовного состояния и других внутренних, тонких, незримых, часто, мистических вещей
Очень интересны здесь те догматы которые утверждались на 5 и 6 Вселенских соборах. Это была борьба с ересью монофизитов и монофелитов, понимание природы богочеловеческого. Понимание уровней христианского возрастания человека.
Очень много ценного сформировано здесь святыми подвижниками, праведными людьми, которые сами прошли этот путь обожения и победы над разного рода "прельщениями" (читай, внутренне переживаемыми "ересями".)
3. Утверждение власти церкви.
Борьба с ересями имела не только положительный окрас, но и глубоко отрицательный.
Гонимая в первые три века христианская церковь, утвердилась потом и стала сама гнать, пытать и казнить "инакомыслящих", которых называла "еретиками".
12-начало 19 века от Рождества Христова - годы работы инквизиции (церковного суда). За эти годы были замучены и казнены многие, очень многие люди, 90 процентов которых были невинны. Но инквизиция признала их "еретиками" без особого суда и следствия и, замучив, уничтожила. Почему она поступала столь самоуправно? Потому что обладала властью и силой и считала, что делает правое и священное дело.
Смысл такой борьбы с ересью какой? Утверждение земной власти церкви.
Не напоминает ли это, по форме, казни по решению тройки НКВД "врагов народа" в эпоху сталинизма и судебные постановления для "иноагентов" в нынешнее время?
Послесловие.
Три разных смысла было в борьбе с ересями.
Одна утвердила вероучение и церковь как внешний институт.
Другая помогает человеку возрастать как человеку Божьему, не путая Божье с демоническим, спасительное с вредным.
Третья является перегибом. Понимая, что перегибы случаются в истории и нередко, и на чем они возникают, - можно оберечься от их вреда. Что стоит сделать.