В Рязани недовольных работой общественного транспорта не меньше тех, кто ругает разбитые дороги и неубранные ото льда тротуары. Еще больше раздражение людей возрастает после повышения стоимости проезда. Теперь, благодаря соцсетям, народный гнев доходит и до властей.
Так случилось и в январе 2023 года, после того, как коммерческие перевозчики впервые в новейшей истории Рязани одномоментно подняли цены на 20% - с 25 до 30 рублей вне зависимости от способа оплаты. Проезд в муниципальных автобусах и троллейбусах с начала года стал стоить 25 рублей при оплате картой и 27 рублей при внесении наличных.
Цены выше, транспорта меньше
В конце января губернатор Павел Малков на заседании правительства заявил о резком росте жалоб на работу общественного транспорта. По его словам, претензии шли несколько недель: «Раньше их не было в таком количестве, совершенно точно это помню. В основном на работу маршруток в вечернее время».
В ответ мэр Рязани Елена Сорокина подтвердила, что несоблюдение коммерческими перевозчиками графика движения вечером действительно наблюдается уже несколько недель. Глава администрации заявила, что для повышения ответственности коммерческих перевозчиков мэрия решила поставить в прямую зависимость выплату субсидии за перевозку льготных категорий пассажиров от соблюдения графика движения, в том числе в вечернее время: «Если перевозчик не соблюдает график в вечерние часы, пусть перевозит льготников за свой счет», — заявила мэр.
Малков поддержал Сорокину и пояснил, чем это решение аукнется недобросовестным предпринимателям: «Мы все знаем прекрасно заклинания типа „поставить на особый контроль“, „усилить внимание“ и прочее, но здесь будет работать прямая ответственность, финансовая».
На грани выживания?
Слова главы региона звучат жестко. Правда, ни Сорокина, ни Малков на общественном транспорте не ездят, а значит, не могут оценить ситуацию. Коммерческие перевозчики, в свою очередь, говорят, что они нарушают график по объективным причинам. Главные из них — пробки и неубранные дороги, особенно на разворотных кругах.
«Муниципалитет вправе требовать от нас ритмичной, качественной работы, но в ответ должен сам создавать условия для нее», — считает один из предпринимателей, занимающихся пассажироперевозками.
Предприниматель также говорит, что часть машин у него постоянно находится в ремонте. Оперативно починить маршрутки мешают трудности, возникшие с поставкой импортных запчастей. Некоторые детали после начала СВО и введения санкций подорожали в два с лишним раза. К тому же многие автобусы приобретены в лизинг, и сейчас вместо 12-16% годовых перевозчики платят более 20%.
По мнению собеседника, такие расходы заставляют бизнес балансировать на грани рентабельности. К увеличившимся тратам стоит добавить рост стоимости полиса ОСАГО для одного автобуса с 24 до 63 тысяч рублей в год и расходы на дополнительное страхование.
На взгляд владельцев транспортных компаний, повышение тарифов до 30 рублей ситуацию не изменит. Год назад, судя по проведенному рязанскими перевозчиками мониторингу, себестоимость проезда в рамках тех цен и экономических показателей равнялась 32 рублям. Что уж говорить о сегодняшнем уровне с учетом подорожания запчастей, страхования, коммунальных услуг, повысившейся стоимости топлива и роста лизинговых платежей?
Не стоит забывать еще и о кадровых проблемах: часть людей после начала мобилизации, по словам нашего источника, покинула рабочие места. Перевозчики, с которыми мы общались, по крайней мере на словах, заинтересованы в ведении цивилизованного бизнеса и создании максимально комфортных условий для пассажиров, но вынуждены вести бизнес в экстремальных условиях. Поэтому они рассчитывают на понимание и содействие областных и городских властей. Но для этого сторонам следует чаще встречаться и хотя бы слышать друг друга.
Укрощение «Адмиралов»
Ситуация с муниципальным общественным транспортом складывается не менее драматично. Как становится понятно из ответа мэрии на официальный запрос нашего издания, сейчас на балансе муниципального унитарного предприятия «Управление рязанского троллейбуса» (МУП УРТ) находятся 123 троллейбуса и 165 автобусов. Ежедневно на маршруты выходят лишь 60-65% имеющегося парка. На некоторые маршруты, такие как 4-ый троллейбус, №№ 2, 8 и 23 автобусы приходится лишь одна машина.
Начиная с апреля 2022 года в Рязань привезли 40 автобусов большого класса от правительства Москвы и 30 троллейбусов. Кроме того, поступили десять низкопольных «Адмиралов» саратовского производства и десять белорусских машин Минского автозавода с автономным ходом до двадцати километров.
«Недавно поступившие троллейбусы вполне добротные, но сложность в том, что далеко не все водители могут управлять ими, а курс молодого бойца, который проводит представитель завода-изготовителя занимает 20-30 минут», — рассказывает водитель, уже не первый год работающий в МУП УРТ.
Водитель хорошо отозвался о машинах с автономным ходом, так как они могут объехать аварию или обрыв на линии: «В морозную погоду провода рвутся достаточно часто. Сама контактная сеть действительно находится в удручающем состоянии, держится на зажимах и честном слове. В других областных центрах при ремонте дороги меняют и провода, у нас это, к сожалению, не так».
Наш собеседник рассказал, что в парке по прежнему много старых троллейбусов. Самым «древним» из них уже по 30 лет. Эти машины купили еще в 1992 году, после того, как тогдашний мэр Валерий Рюмин приобрел больше 100 единиц общественного транспорта под залог недостроенного здания обкома партии на улице Соборной, где сейчас находится региональное управление Центробанка.
Кстати, обновление транспортного парка в ближайшие месяцы, похоже, не ограничится троллейбусами. В этом и следующем году на условиях льготного лизинга планируется приобрести 47 автобусов большого класса, работающих на газомоторном топливе. Но пока это декларация о намерениях, как и планы администрации сделать общественный транспорт безубыточным по итогам 2022 года и продлить троллейбусные маршруты до отдаленных районов Рязани за счет троллейбусов с автономным ходом.