Он стал хоккеистом не благодаря, а вопреки.
Для советских и российских любителей хоккея Бобби Кларк запомнился как грубиян и провокатор, который жестоким приемом повредил лодыжку Валерия Харламова в шестом матче Суперсерии 1972 года. Но в его карьере было множество других примечательных и интересных эпизодов, достойных внимания. Sport24 рассказывает историю легенадрного канадца.
Хоккей и диабет
Главной отличительной чертой Бобби Кларка всегда был бойцовский и агрессивный характер. Этим он обязан непростой жизни, которая регулярно подкидывала ему различные испытания на прочность. Впервые судьба бросила ему вызов в возрасте 13 лет. Тогда у будущего форварда сборной Канады обнаружили сахарный диабет. Абсолютное большинство после такого диагноза поставили бы крест на спортивной карьере. Но только не Кларк. Его отец всю жизнь трудился шахтером. Поэтому будущий хоккеист, выросший в шахтерском городке Флин-Флон, прекрасно осознавал — у него есть только два пути. Продолжить семейное дело и до конца своих дней копать уголь под землей. Либо вырваться из этого порочного круга и добиться успеха. Бобби выбрал второй вариант.
Несмотря на серьезный недуг, Кларк активно играл в хоккей и вскоре стал капитаном местной команды «Флин-Флон Бомберс». Юноша стремительно развивался и вскоре уже вовсю шумел в юниорской лиге. Но пока соперники нашего героя купались во внимании скаутов клубов НХЛ, он страдал от клише больного и проблемного хоккеиста, который играет не благодаря, а вопреки.
«Тогда люди мало что знали о диабете. Насколько мне известно, ни один клуб, кроме «Филадельфии», даже не обратился к врачам за разъяснениями. Все просто сами для себя решили, что если у парня что-то не так со здоровьем, то он в НХЛ не жилец», — рассказывал будущий герой легендарной Суперсерии.
Фактически хоккейную жизнь Кларка спас тренер «Бомберс» Пэт Гиннелл. Он съездил со своим подопечным в клинику и добился того, чтобы доктора дали ему официальное добро на продолжение карьеры. Впоследствии это заключение сыграло ключевую роль в драфте НХЛ 1969 года, где Бобби выбрала «Филадельфия» под общим 17-м номером.
НХЛ и проблемы со зрением
Если вы подумали, что после подписания контракта с клубом лучшей лиги мира у Кларка магическим образом исчез его недуг, то вы ошибаетесь. Во время летних сборов «Флайерз» форвард пережил два диабетических приступа. Тогда тренер «Филадельфии» Дэйв Льюис решил, что перспективного мальчишку пора спасать. Он подошел к его проблеме комплексно. Узнав, что одной из причин приступов Бобби является недостаточно плотный завтрак, Льюис создал для него специальную диету. Перед матчами форвард должен был выпивать бутылку газировки с тремя ложками сахара. В перерыве между периодами ему было необходимо поддерживать уровень сахара с помощью половины стакана апельсинового сока. А после окончания встречи Кларку полагался целый стакан все того же сока.
Индивидуальный подход и поддержка окружающих оказали на игру нашего героя магическое влияние. Первый сезон у него ушел на адаптацию к уровню НХЛ. А затем результативность нападающего «Летчиков» шла по восходящей. В сезоне-1971/72 он установил личный рекорд по очкам за сезон — Бобби набрал 81 результативный балл в 78 встречах и стал первым игроком в клубной истории, удостоенным индивидуальной награды лиги. Бобби получил «Билл Мастертон Трофи» — приз, вручаемый хоккеисту, проявившему высокое спортивное мастерство и верность хоккею. Все дело в том, что незадолго до этого уроженец Флин-Флона столкнулся с новыми проблемами со здоровьем. Ему диагностировали близорукость. В сочетании с диабетом такой букет заболеваний не внушал оптимизма. Но Кларк справился.
Сборная Канады
После удачного сезона-1971/72 Бобби Кларк заинтересовал тренеров национальной сборной. Лидер «Филадельфии» был включен в состав на легендарную Суперсерию 1972 года. Тогда еще никто не мог себе представить, что именно этот парень с диабетом станет одним из ее главных героев.
На протяжении всего противостояния с командой СССР Кларк был самым главным хулиганом на площадке. Уже во втором матче серии он грязно сыграл против защитника Геннадия Цыганкова и спровоцировал мини-потасовку. Бобби был главным заводилой в составе родоначальников хоккея и доставил сопернику огромные проблемы.
«Сила советской команды была в сыгранности звеньев, но как только нам удалось нарушить эти связки, у них разладилась игра. А приспособиться и играть по-другому они не могли. Мы сделали по-нашему: гоняли русских по площадке, как тараканов, и лупили у каждого борта. В первых матчах мы просто не могли за ними угнаться, но, как только набрали форму, получилось уже и пасы прерывать, и убирать соперников с излюбленных позиций», — говорил форвард.
По итогам 5 матчей сборная Канады оказалась прижата к стенке — советская команда вела со счетом 3:1 (один из матчей завершился вничью). Чтобы выиграть серию, парням с кленовым листом на груди было необходимо выигрывать каждую из 3 оставшихся встреч. Тогда Кларк вывел грубость в своих действиях на новый уровень. В 6 матче он грязно и умышленно травмировал главную звезду противника в лице Валерия Харламова. Это надломило сборную СССР и придало сил и воодушевления команде нашего героя. Как результат: канадцы выиграли 3 встречи кряду и одержали победу в серии. А Кларк не только бился и боролся, но и набрал 6 (2+4) очков в 8 матчах.
Та Суперсерия стала пиком для героя этого текста в сборной. В дальнейшем он принял участие лишь в двух крупных турнирах. В 1976 году он взял золото Кубка Канады. Но там Бобби и близко не демонстрировал тот уровень доминирования, который ему удался в историческом противостоянии с Советским Союзом. Также на его счету бронза чемпионата мира в 1982 году.
Звездный час в НХЛ
После Суперсерии 1972 года Бобби Кларк получил широкую известность. Если советские болельщики его натурально ненавидели, то канадские фанаты считали форварда настоящим героем, достойным памятника. В «Филадельфии» ему тут же доверили капитанскую нашивку. Таким образом, он стал самым молодым капитаном в истории НХЛ. И в следующем сезоне силовой форвард оправдал оказанное ему доверие. Он набрал 104 очка и обновил личный рекорд результативности. За это новоиспеченный капитан «Флайерз» получил «Харт Трофи».
Еще через год «Филадельфия» стала первой командой эпохи расширения НХЛ, завоевавшей Кубок Стэнли. В финале ей противостоял «Бостон». Во многом благодаря ключевому голу Кларка в овертайме второго матча, «Летчикам» удалось взять заветный трофей. Бобби снова исполнил роль негодяя и занимался нейтрализацией лидеров соперника. Он дрался с Бобби Орром и уничтожал Фила Эспозито на вбрасываниях. И на следующий сезон «Флайерз» повторили этот успех. На этот раз в финале был обыгран «Баффало», а Кларк получил второй «Харт Трофи» в карьере.
Сломал Валерия Харламова
Эпизод с травмой Валерия Харламова в шестом матче Суперсерии-1972 заслуживает отдельного внимания. Спустя годы канадцы признавались, что легитимных способов для того, чтобы остановить лидера сборной СССР, у них не оставалось. 17-й номер советской команды был слишком хорош. Проиграв в одном из эпизодов борьбу Валерию, Кларк не выдержал и с размаху рубанул клюшкой по его лодыжке. Удар такой силы не выдержал даже железный Харламов. И при этом ни у кого не было ни малейших сомнений, что это не было случайностью — форвард канадцев сделал это намеренно.
«Харламов толкнул меня клюшкой, я догнал и ударил его в ответ. Если меня трогают, я отвечаю тем же. Причем после игры никто не говорил об этом эпизоде. Только лет 30 спустя Пол Хендерсон сказал в каком-то интервью, что он не хотел бы, чтобы его внук брал пример с меня после того эпизода. И эту историю начали раскручивать. Знаете что, сейчас меня чаще хвалят за тот удар, чем ругают. Люди подходят ко мне и пожимают руку: «Хорошо, что ты ему тогда так врезал». Вы должны понимать, что это произошло 50 лет назад. Время холодной войны. Америка и СССР были врагами тогда», — говорил виновник эпизода.
С того момента Валерий уже не был похож на самого себя. Шестую встречу он доиграл на уколах и силе воли. Седьмую был вынужден пропустить, а в восьмой травмированный Харламов уже ничем не смог помочь товарищам. План родоначальников хоккея сработал.
«Я знаю Бобби Кларка. Это хороший человек, который помогает близким в беде. И который до сих пор переживает, что он тогда сломал Харламова. Однако на льду это рабочая лошадь, он сделает все, что тренер скажет. Я бы такого взял в команду. Он ведь тогда честь НХЛ спасал. Не сломал бы Харламова — тот забил бы, возможно, и победили бы мы, а не канадцы», — говорил голкипер сборной СССР Владислав Третьяк.
Конец пути
На протяжении всей карьеры Кларк действовал в агрессивной и энергозатратной манере. Такой стиль игры не мог не сказаться на его здоровье. Поэтому ближе к 1980-м годам звезда Бобби постепенно сошла с небосклона. Он не получал серьезных травм. Но организм силового нападающего за годы выступлений на самом высоком уровне сильно износился. «Филадельфия» пыталась продлить игровую карьеру легенды с помощью урезания игрового времени, но это не сильно помогло.
В «Флайерз» Кларк провел 15 сезонов, сыграл 1144 матча в регулярных чемпионатах и набрал 1210 очков.
«Мне повезло: всю свою карьеру отыграл без серьезных травм. Ведь восстанавливаться после них диабетикам гораздо сложнее. Двадцать лет назад, переваливая за 30, хоккеист считался уже стариком. Нас не натаскивали так, как сегодняшних игроков. А нагрузки были серьезные. Неудивительно, что у моих современников к 30 годам «кончался бензин», — говорил наш герой.
В 1984 году «Филадельфия» вывела из обращения 16-й номер Бобби Кларка. Отдав таким образом дань уважения своему капитану за 2 Кубка Стэнли и годы, проведенные в клубе.