Найти тему

Фильм «Монолог» 1972г.

Мы до старости дети а кто виноват
Мы до старости дети а кто виноват

Бедный, бедный академик Сретенский. В расстроенных чувствах он стоит, пустой скамейке жалуется, что никто его по жизни не любил. А он всех сильно-пресильно. Как мне жаль Никодимыча!..

Да ничего мне его не жаль.

Потому что он подкаблучник

Ла-ла-ла-лала, подкаблучник...

Никодим Васильевич Сретенский был весьма почтенного рода:

-2

он имел своим предком Адама. Проживал в особнячке на одной из линий Васильевского острова сначала с родителями гимназистом, студентом, потом, когда их не стало, один, уже аспирантом, профессором, а к концу фильма академиком. Недолгое время с ним проживала его молодая жена, дочка Тася у них родилась. Но годика через два жена подхватила дочь и уехала к маме. Больше Никодим ее не видел. Что он сделал такого, что жена сбежала из питерского дворянского гнезда в Омск?

А он:

  • невнимательный,
  • не ходит с ней в цирк,
  • часто задумывается, молчит,
  • не читает ей вслух газет.

Мерзавец какой...

С того времени Никодим Васильевич стал избегать женщин, он чувствовал себя с ними как окурок не в своей пепельнице. Завел приходящую прислугу, Эльзу Ивановну, "худую пожилую женщину".

-3

С ней у Никодима Васильевича случался "сухой секс". Это когда они вспыхнут из-за пустяка, поругаются, Эльза Ивановна, сдерет с себя... спокойно! передник, потребует расчет. Уйдет, хлопнув дверью.

Ничего, наутро как миленькая приползет. А Никодим Васильевич, успокоенный, мурлыкая, будет солдатики переставлять.

Да, солдатики, а что такого? "Человек без страсти не человек, а редька".

Собирать солдатиков Никодим начал еще гимназистом. Как Михаил Викторович Люшковский, чью коллекцию мы лицезреем в фильме.

-4

Солдатики Люшковского переданные в дар Музею Суворова в 1966 году.
Солдатики Люшковского переданные в дар Музею Суворова в 1966 году.

В основном, это фигурки фирм "Хайнрихссен" и "Альтейер".

Мальчику подарили коробку с оловянными солдатиками, но их было так мало: несколько пехотинцев и усатый прапорщик. Разве такое войско поведешь в сражение? И через несколько дней, сэкономив на мороженом, Миша купил в канцелярской лавке на Невском нарядных гусар на белоснежных рысаках и бравого барабанщика...Первых солдат собственного производства Люшковский отлил из старых пуль, найденных на стрельбищах.

Солдатик - сам по себе пуля, и его превращение из игрушки в оружие это расшифровывает. Солдатики должны воспитывать солдат.

...Вернувшаяся наутро после угрозы уволится и уйти на курсы вагоновожатых Эльза Ивановна накрыла на стол, и только Никодим Васильевич принялся за борщ, в дверь позвонили.

-6

Дочь Тася, ей 17 лет.

Ой, хорошо иметь папку!
А я думала, ты другой. Даже боялась тебя.
- А теперь?
- Чего же такого бояться?

Приехала поступать в институт, не поступила, понятное дело. Вместо того, чтобы готовится, разгуливает с папкой возле несуществующей гимназии, да целуется с Самсоном. В отличии от своей почти тезки уже знает, что носы в этом деле не помеха.

Прошло семь лет. В дверь позвонили.

Это Тася, ей 24 года, на руках ребенок, Ниночка.

-7

Ниночка временно, лет до 20-ти поживет с дедушкой, пока мамочка не устроится с новым мужем. Тася по-женски цепкая, тут же увидела и новую скатерть и новые тарелки. Эльза Ивановна дом ведет. Она и за Ниночкой присмотрит.

Прошло еще лет 12 и на пороге опять возникла Тася, побитая жизнью. Я так понимаю,- как мать выгонит, она о папке вспоминает.

Как чудесно, что на свете есть старый папка, который всегда все простит. Лысый папка, к которому можно прийти под конец.

А я думаю, для чего эти папки в природе-то выведены. А они вон для чего...

Меж тем Ниночка выросла и превратилась в прелестную юную девушку. Ей 15 лет.

-8

Возвращение блудной матери встречает в штыки. Предательница, нет такой матери прощенья.

Нине Павловне почти 18.

Тонкая быстрая, какая-то лучезарная, торжествующая.
Ой, как мне хорошо!
Я влюбилась. Только не говори никому. Особенно тем... этой маме и ее мужу.

Ее избранник - доктор Олег, ему за тридцать.

-9

На пляже Финского залива поздней осенью он философски замечает:

Этот пляж походит на человечество. Каждое поколение оставляет после себя к зиме лоскуты, заколоченные сосисочные, сломанные скамейки. И каждое новое поколение весной опять все чистит, подметает, и красит, и приступает к продаже пельменей. Все молодо, деятельно...

Черт, хорошо сказано! Немного устало, но для Ниночки в самый раз.

Вскоре док остыл к Ниночке и та сама, клянусь солдатиками, отсылает деда, чтобы тот вернул ей любимого. Ведь дед всегда исполнял прихоти горячо любимой внучки. Здесь у Авербаха расхождение с Габриловичем, в фильме-то Нина именно не прощает деду унизительный визит к любовнику. "Ты такой как они!" Но в сценарии:

чтобы прочитать сценарий, пришлось наведаться в библиотеку КГБ :)

-10
-11

Тут такое дело...

- Я полюбил другую!
- Но ведь должны же быть духовные тормоза? Неужели у вас нет совести? Она так верила вам, была так радостна и светла. Нельзя убивать из-за прихоти.

Но док твердо стоял на своем, он не магнитофон, его внучке не принесешь, чтоб та истерику прекратила.

-12

И как ее успокоить? А ведь Сретенский студентом занимался биохимией мозга, аспирантом - биохимическим подходом к исследованию нервной системы, академиком создал белок, регулирующий эмоциональную сферу жизни. Что это вообще?

Короче, изобрел фенибут какой-нибудь. Но Сретенский не может успокоить никого из близких, включая самого себя. Он уже с пустой скамейкой разговаривает.

Куда торопятся по улицам Киото

старики и старушки. Несет их по ветру,

как пустые фантики от самих себя.

Очень они любят дать полизать эти фантики,

и это называется передача опыта молодым. (Тахиро Осада).

Академик, как слезть с фенибута, я уже с ежом разговариваю? А он мне отвечает.