26 июля 1944 года немецкая подводная лодка U-250 отправилась на свое первое боевое задание против острова Скири в Финляндии с якорной стоянки под кодовым названием "Гранд Отель" у побережья острова. Подводная лодка была введена в строй в декабре 1943 года, экипаж прошел курсы подготовки в Балтийском море, но еще не имел боевого опыта.
Кораблем командовал лейтенант Вернер Карл Шмидт. 30 июля советский катер был обнаружен дрейфующим в районе мыса Бевлевского и немцами.
Это был лейтенант Джордж Шлюк с подводной лодки MO-105 Small Hunter, патрулировавшей к северу от Бьеркесунд-Саунд. В полдень экипаж начал обедать, не зная, что вражеская подводная лодка уже находится на позиции, чтобы торпедировать их. В 12:42 на миделе MO-105 раздался громкий взрыв, и корабль разломился на части. Кормовая часть затонула сразу, но носовая часть держалась некоторое время.
Из 27 членов экипажа выжили только 7 моряков. В 12:45 вахтенный сигнальщик на наблюдательном посту на острове Грунт доложил в штаб обороны К., что в районе потопления МИ-105 к северу от сторожевого катера появился дымный шлейф, и в район потопления МИ-105 был оперативно направлен МИ-103 под командованием лейтенанта Александра Калинки. Однако обнаружить вражескую подводную лодку не удалось.
В этом же районе действовал батальон тральщиков. Тральщики были прикрыты кораблями КМ-908 и КМ-910, которые были готовы поставить дымовые завесы на случай обстрела тральщиков из наземных батарей противника. Наблюдатель К910, полковник Николай Бондарь, в 19:00 заметил мерцающий силуэт вражеской подводной лодки. Он немедленно доложил о подводной лодке своему капитану, полковнику Павлову, который тут же объявил тревогу и выпустил несколько белых ракет по маленькому охотнику.
Николай Бондарь позже вспоминал:
-Когда мы достигли этой точки, все на палубе увидели грязно-серый корпус подводной лодки в небольшой впадине и весь сигарообразный корпус. Подводная лодка погрузилась, а затем снова двинулась вперед. Я никогда не видел ничего подобного раньше, и корабль буквально висел в течение нескольких дней.
В 19:02 "Калинка" увидела ракеты, выпущенные со сторожевого корабля, - условный знак того, что обнаружена подводная лодка. МО-103 увеличил скорость до максимальной и устремился в район обнаружения подводной лодки и через семь минут установил с ней устойчивый гидроакустический контакт.
Прозвучала команда:
-Атака на подводную лодку с глубинной бомбой, большая глубина серийного повара. Глубина взрыва 15 метров!
По приказу бомбардировщиков лодки легли на курс, и первый, кто перешел за борт, сбросил глубинный заряд. В первой серии миноносцы Куприянов и Горский сбросили две большие бомбы и три маленькие. Мощные взрывы послали вверх столб воды. Подводная лодка была повреждена, хотя и незначительно. Подводная лодка продолжала следовать прежним курсом, но пузырьковый след показал ее местоположение. MO-103 развернулась и снова пошла сбрасывать бомбы, на этот раз сбросив за борт пять больших глубинных бомб.
Столбы воды и черного дыма поднялись в море, а воздух начал с силой разлетаться от места взрыва. Различные предметы всплывали на поверхность и выливались из поврежденных танков. Топливо вылилось в огромных количествах. К изумлению моряков, на поверхность один за другим всплыли шесть человек - все живые.
Много лет спустя Вернер-Карл Шмидт напишет:
-Я точно был обнаружен. Я снова попытался вывести подводную лодку из узкого, мелководного канала кратчайшим путем через грунт с северной стороны. Была сброшена первая серия глубинных бомб - носовая часть подводной лодки была повреждена; повреждения, однако, были быстро устранены, но, очевидно, остались следы масла, так как последующие глубинные бомбы были достаточно точными. Удар, уничтоживший лодку, произошел после того, как она ударилась о грунт на небольшой глубине 18 метров. Когда я попытался спастись в обратном направлении, я, очевидно, застрял на юго-восточном краю отмели.
Александр Калинка, командир MJ-103 перед проливом, написал о повторном нагреве U 250:
- "Над поверхностью воздух, выходящий из подводной лодки, яростно гудел по воде. Казалось, она готовилась сбросить свои балластные цистерны и всплыть на поверхность. Моя артиллерия была слабее, чем у U 250, но я мог думать только о том, что она уничтожит меня или я уничтожу ее. Я решил для страховки сбросить еще одну глубоководную бомбу со взрывателем на 50 футов и сделал два оборота вокруг нее. Я распознал следы масляных пятен и отдал приказ:
- Корабль затонул.
Однако, судя по всему, он скользнул по корпусу судна на мелководье и взорвался у борта. Затем я увидел отверстие в районе дизельного двигателя. На правом борту также была дыра площадью около 30 квадратных метров.
Рудольф Чанки, бывший шкипер U250, рассказал нам.
-Я работал в среднем отсеке, когда русский сторожевой корабль сбросил глубинные бомбы. Первая бомба, состоящая из пяти бомб, не попала в нашу подводную лодку, но вторая бомба, также состоящая из пяти бомб, упала ближе к корпусу подводной лодки. Эта бомба вызвала сильный удар внутри подводной лодки и нанесла незначительные повреждения корпусу. Последняя большая бомба, упавшая прямо на корпус, похоже, вывела из строя все машинное отделение и его установки.
Лодка потеряла плавучесть, огни погасли, и в воде открылась большая трещина. Когда экипаж надел спасательные жилеты, в центральный отсек хлынула вода, и ее становилось все больше и больше.
Как только давление более или менее выровнялось и сила воды, поступающей в подводную лодку, уменьшилась, я смог выпрыгнуть из пузыря, точнее, из воздушной подушки, давление в которой уже составляло около 3 атмосфер.
Каммингс поднял меня на поверхность на 30 метров, и как только я всплыл, разлитое масло застилало мне глаза и застряло в волосах, поэтому я не заметил, как русские моряки вытащили меня из воды.
Есть запись в вахтенном журнале военного корабля МО-103 в 1940 году:
-Потоплена вражеская подводная лодка и взяты в плен шесть членов экипажа. Командир U 250 Бернхард Шмидт, штурман Гюнтер Ригель, второй помощник Герман Герике, старшина Гамес Бензин, капрал Гамес Шубель и матрос Рудольф Ринке. Но история U 250 на этом не закончилась, вскоре последовало продолжение.
В книге Петра Денисовича Грищенко это объясняется:
-Ундервотер Скрамбл, тогдашний директор разведки командования флота, участвовавший в допросе командира U-250 Вернера Карла Шмидта.
Нас спросили: "Почему вы решили атаковать такую маленькую цель, когда одна торпеда стоит больше, чем потопленный корабль?
Вернер Шмидт ответил:
-Сначала я не думал топить его, но после наблюдения за ним в течение более чем двух часов я убедился, что со службой патрульного катера что-то очень не так. Экипаж загорал и купался после обеда, как будто находился на курорте. Я был в ярости и решил наказать их, выпустив одну-единственную торпеду - не специальную электрическую торпеду Т5-хеминга, а маленькую торпеду, содержащую всего 20 килограммов взрывчатки.
Что такое торпеда Т5?
Это была особая секретная торпеда, которую специальная команда погрузила на подводную лодку в Данциге, а затем установила специальные устройства на корме и носу корабля для экстренного подрыва в случае вражеской атаки. Ответ Шмидта послужил сигналом к началу реакции на эти секретные торпеды. После доклада Грищенко адмиралу Трибуцу, командующему флотом, советское руководство приняло беспрецедентное решение поднять потопленную немецкую подводную лодку на виду у противника и в пределах досягаемости вражеских орудий.
Для немцев место затопления подводной лодки также хранило много тайн, и они сделали все возможное, чтобы сорвать водолазную операцию, заминировав район и уничтожив саму лодку глубинными бомбами. Каждый день противник вел тяжелый артиллерийский обстрел места затопления с юго-западного берега залива Виборг. Штурмовая авиация также пыталась помешать спасению судна, но в первые дни она понесла потери в собачьих боях с советскими истребителями, что значительно снизило ее активность.
Однако нашей эскадре было разрешено работать только ночью, но даже тогда противник не прекращал попыток обстрелять U 250 глубинными бомбами в надежде полностью уничтожить его или взорвать его торпеды, особенно Т5. Небольшим истребителям и бронированным кораблям удавалось отражать эти атаки. Однажды ночью противник потерял один из своих торпедных катеров, который пытался установить минное заграждение вблизи затонувшей U 250. Итак, после почти трех недель напряженных боев в воздухе и на море каждый день и ночь, подводная лодка была спасена и в течение двух дней под сильным прикрытием с воздуха и кораблей доставлена на буксире в доки Кронштадта.
14 сентября 1944 года, почти через полтора месяца после потопления U 250, корабль был найден, были найдены секретные коды и шифры, восстановлены судовые документы. Но самой главной добычей было секретное оружие - две торпеды неизвестного ранее типа и некоторые технические документы. При снятии и демонтаже торпед необходимо было убедиться в их исправности, особенно аппаратуры акустико-магнитного контроля и бесконтактного взрывателя. Приступить к обезвреживанию торпеды Т5.
Следует помнить, что если свет проникнет в корпус торпеды, то это может привести к ряду неприятных сюрпризов, например, к фотоэлементам, которые могут вызвать взрыв. Поэтому разоружение проводилось ночью при красном свете. Особое внимание уделялось деталям некоторых проводков, которые, как оказалось, были соединены с кольцами, окружающими инерционный излучатель. Когда все торпеды были благополучно обезврежены, было осмотрено снятое с них оборудование. Помимо торпед и документов, были найдены тела 46 членов экипажа U 250.
При этом присутствовали пленные немецкие подводники, которые участвовали в работе по извлечению аппарата из отсека. По словам одного из выживших членов экипажа, матроса Чанки, ночью грузовик привез тело к яме на кладбище, где пленные положили тело U 250, засыпали его землей и, с разрешения конвоя, установили над могилой крест из веток. Точное местонахождение могилы в настоящее время неизвестно. Советы, верные своей союзнической миссии, проинформировали британское Адмиралтейство. 30 ноября 1944 года Уинстон Черчилль посвятил свое личное послание исключительно вопросу самонаводящихся торпед.
Черчилль попросил Сталина отправить Т5 в Великобританию, чтобы британские специалисты могли изучить и испытать его, что повысило бы шансы противодействия управляемым торпедам и снизило бы немецкие потери от их применения.
Один из аргументов Черчилля был следующим
-Эти торпеды являются единственным типом торпед, управляемых по акустическому принципу, и очень эффективны против торговых судов и фрегатов, но пока не получили широкого распространения. АИ потопила или повредила 24 британских фрегата, в том числе пять из конвоя, направлявшегося на север России.
Британский премьер-министр также пообещал Сталину поделиться с Россией результатами исследований и предоставить новые системы противоторпедной обороны, которые могли быть разработаны в ходе испытаний новых торпед.
Сталин ответил, что отправить торпеды невозможно, поскольку они обе повреждены, и что одну торпеду придется собирать заново, чтобы получить образец для проверки другой. Сталин предложил Черчиллю выбор: либо Россия поделится с Британией тем, что узнала в ходе собственных исследований, либо Британия пришлет экспертов для изучения торпед на месте. Черчилль выбрал второй вариант.
К тому времени британцы уже располагали оригинальной документацией на T 5, которая была захвачена с немецкой подводной лодки U 744, сдавшейся в марте 1944 года. Но впервые торпеду смогли захватить только советские моряки.
Окончательная история U 250 такова: после спасения и осмотра, 12 апреля 1945 года он был зачислен в состав советского флота под номером C 14. Однако из-за полученных повреждений он не был введен в строй и 20 августа того же года был выведен из состава флота и сдан на слом. Известно, что после войны все ее немецкие военнопленные были возвращены в Германию. История U 250 была бы неполной без упоминания об инциденте, непосредственно связанном с этой подводной лодкой, который произошел 50 лет спустя.
22 октября 1996 года на Лютеранском кладбище в Кронштадте по инициативе Российского военного мемориала и Немецкого союза управления военными кладбищами был установлен памятник, посвященный именам 20 советских моряков с подводной лодки МО-105 и 46 немецких подводников с подводной лодки U 250, погибших 30 июля 1944 года. Памятник вызвал много споров, и многие ветераны возражали против того, чтобы имена советских и немецких моряков, погибших в тот день, были написаны на памятнике вместе.
Ситуацию исправила надпись на памятнике на русском и немецком языках:
"Те, кто своей смертью подал хороший пример, призывают к миру."
Бывший командир M103 Александр Калинка также принял участие в открытии памятного камня, который оставляет последний след в судьбе U 250. Установка мемориальной доски "Нанесли смерть, чтобы призвать к миру" на кладбище Кратото - первый в России памятник в честь примирения бывших врагов времен страшной войны. Каждый может иметь свое мнение о том, нужен ли такой мемориал, но за более чем 20 лет не произошло ни одного акта вандализма в отношении памятника.