«Вы, вероятно, уже знаете, как горячо отозвалась Европа и Америка на эту великую мысль Н.К.. Объединяются целые города под наименованием Лиги Рериха. Конференция в Брюгге обещает быть очень внушительной, наиболее выдающиеся Академии и другие просветительные учреждения примкнули к этой идее. На многих музеях и обществах уже развевается это Знамя. Уже некоторые Правительства посылают своих официальных представителей на эту Конференцию. В Америке три миллиона женщин через свою председательницу высказались за принятие этого культурного Знамени и обещали свою поддержку. Образуется фонд Знамени Мира, также будет назначен день для всемирного празднования Знамени Мира и Культуры».[1]
Эти строки были написаны Еленой Ивановной полвека назад. С тех пор Знамя Мира[2] реет над Государственным музеем Истории Литературы Искусства и Культуры Алтая (ГМИЛИКА) г. Барнаула, над библиотекой села Алтайское. И ещё 33 знамени были воодружены в различных регионах нашей страны в 2014 году – в год, провозглашённый в России как Год Культуры. 3 июля 2014 года Алисия Родригез[3] вручила Знамя Мира представителям государственных учреждений культуры и образования, фондам, библиотекам, творческим союзам и общественным организациям.
Моё понимание символа Пакта Рериха[4] связано с Триединством священного слога АУМ.[5] С самого Начала зарождения человечества искусство несёт Свет Разума и скрывает в себе Тайну творчества. Это непостижимый дар Богов человеку, чтобы он понял свою миссию на Земле и реализовал её в творчестве. Сам же Н. Рерих в 1939 году писал, ссылаясь на древность этого Знака, наскальные рисунки которого он видел в Тибете: «Теперь объясняют его разно: одни говорят, что это – прошлое, настоящее, будущее, объединённые кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что религия, знание и искусство в кольце культуры»[6].
В 2014 году в город Барнаул на торжественное вручение Знамени Мира приехала совершенно случайно.[7] Долго ждали приезда А. Родригез и по моей инициативе мне предоставили микрофон, так сказать для того, чтобы заполнить паузу во время ожидания прибытия знаменитой испанской актрисы. Переполненный зал почти не слушал моё взволнованное воспоминание о Марше Мира в далёком 1988 году. Поход за мир организовали Комитет Защиты мира совместно с американскими прогрессивными общественными организациями. Это был исторический факт, который почти не отразился в русской печати (кроме моей статьи в Адаманте ничего не нашла). Привожу несколько ссылок на английском языке о «мирных прогулках», которые организовали американцы на территории СССР.[8]
Идея пронести Знамя Мира возникла внезапно, в саду на берегу Волги, где мы с сыном проводили лето на маленькой даче, с уютной банькой, куда я пригласила попариться московских гостей. Они остановились на даче наших друзей-ивановцев. Три поколения Ивановых жили по системе П. К. Иванова и, будучи однофамильцами, неукоснительно выполняли нравственную систему Учителя – «Детку». Напарившись на закатном солнышке, озарявшем фруктовый сад, мы узнали о предстоящем Походе за мир. Семья московских «ивановцев» задумала примкнуть к неформальной группе и пройти с Вахтой мира весь путь от Одессы до Киева.
К тому времени я уже ознакомилась со всеми книгами Агни Йоги по ротапринтному рижскому изданию. Слова из Иерархии вошли в сознание до рисунка на мозгу: «Истинно, великое Знамя Мира покроет весь мир! Истинно, великое время великих завершений. Так приходит время великих действий».[9] Идея объединительной силы Знамени Мира у меня чётко обрисовалась, когда читала Иерархию: «Истинно, Знамя Мира объединит все культурные задания и даст миру то достижение, которое так необходимо. Так несущие устремлённое искание откликнутся на все утверждения. Народы, истинно, объединятся под этим Знаменем».[10] И когда я услышала о Походе за мир, то сразу же вспомнила, что читала о Знамени Мира в Агни Йоге. Увидела его реющим над колоннами марширующих по планете. Детское воспоминание о ноябрьских и майских демонстрациях мгновенно всплыло, и я предложила последователю П. Иванова пронести Знамя Мира[11]. На что он полушутливо и великодушно предложил мне самой пронести Знамя мира. Я ужаснулась: «Как я могу, ведь у меня на руках 4-х летний сын!». На моё эмоциональное возражение Александр, улыбаясь, ответил – а на наших руках двое детей: Матвею шесть лет и Луше три года. Так зародилась идея познакомить с символом Знаменем Мира участников Похода, кто вообще ничего не знает о Пакте Рериха. Как оказалось впоследствии, пророчество, прочитанное в Живой Этике, свершилось, потому что ни Комитет Защиты Мира, возглавлявший советскую делегацию, ни КГБ, неустанно «охранявший» официальную колонну от встречающего народа, не приняли с должным пониманием ни Знамя Мира, ни миротворческую акцию с ним: «Как тупы все отрицающие надежду! Как слепы утверждающие преимущество войн! Как мало сознаний, которые могут видеть перерождение планеты путём культуры! Конечно, не осознающие творчества путём высших мер будут погибать в старых смятениях. Не осознавшие новых путей так нуждаются в понимании Века Майтрейи! Ведь Знамя Мира и Владык даст открытые пути!»[12]
Где теперь оба Комитета и 15 республик, входивших в состав СССР, представители которых приняли участие в Марше Мира в 1988 году?! На одном из переходов рядом со мной шёл узбек. Увидев меня со Знаменем Мира, пожаловался, что им не разрешили нести Знамя Республики Узбекистан. И ещё трагикомичная ситуация возникала не раз на протяжении всего Похода. Ко мне в Киеве, когда я по Крещатику несла Знамя Мира, подошла журналистка из Риги и со смехом воскликнула: «Так вот из-за кого ко мне всё время приставали «кагэбэшники» и требовали, чтобы я прекратила нести Знамя Республики Латвии». Я вкратце описала ситуацию и она пообещала мне написать статью об образовательном уровне служителей Комитета Государственной безопасности, которым не знакома не только символика Знамени, принятая на Пакте Культуры в 1935 году по предложению Н. Рериха.[13] Но они не соизволили даже знать, как выглядит красно-бело- красный флаг Латвийской Советской Социалистической Республики, принятый 18 ноября 1918 года! Впрочем, эта путаница пошла мне на пользу, и никто из охранников социалистических идей не мог противостоять акту несения Знамени Мира по всем городам и весям, по которым проходила колонна от Одессы до Киева.
Четверть века я хранила в памяти противоречивую историю о Знамени Мира, которое реяло над Украиной, несмотря ни на что, вопреки всем препятствиям. Непредвиденная ситуация, в которую мы с сыном попали по инициативе А. Сопроненкова, раскрывает события прошедшего времени совсем с другой стороны – не так, как это преподносится на роликах, с которыми каждый может ознакомиться по ссылкам. Итак, мне предстояло выполнить миссию, к которой психологически не была готова, так как на руках был маленький ребёнок, велосипед и большой рюкзак, где было всё необходимое для отдыха в Каролине Бугазе – курортное село под Одессой. А велосипед я взяла для переезда через мост над Днестровским лиманом, чтобы посетить Аккерманскую крепость и пополнять съестные припасы – фрукты и овощи в селе, расположенном в 50 км от Одессы, тогда не продавались.
Факт пронесения Знамени Мира от Одессы до Киева подтверждает всем известную фразу: человек предполагает, а Бог располагает. Совесть моя чиста, я не собиралась рисковать сыном и хотела только пронести Знамя Мира по главным улицам Одессы, а потом передать его кому-то из участников, кто знает символику Знамени и знает хотя бы, что это Знамя Мира было принято странами как охрана памятников культуры. Влились в колонну мы на Дерибасовской, прошли по Приморскому бульвару до Потёмкинской лестницы. Так мы шествовали – на стульчике, прикреплённом к раме «Туриста», гордо восседал сын, держась за древко, я шла в колонне, ведя велосипед за руль, а над нами развевалось Знамя Мира. Праздничная обстановка и радостные приветствия одесситов хорошо видны в роликах. Вдруг ко мне подошли два киевлянина – сын и отец. Старший оказался художником. Я обрадовалась и поручила ему пронести Знамя Мира до Киева. Всё складывалось удачно: он дал мне свой киевский адрес, куда мы могли через месяц приехать, а жену предупредил, что женщина с сыном остановится у них. В Киеве я планировала забрать Знамя и пропылённый трофей возвратить в Самару. Все «рериховцы» и теософы г. Самары дружно собирали меня в путь: женщины сшили Знамя Мира, теософы доставили к поезду мой велосипед. Муж, отпустил нас с сыном отдыхать на море, а тут такой пассаж – со мной велосипед. Какой бы был великолепный отдых после торжественного несения Знамени Мира по улицам Одессы! Так бы оно и было, и я вовремя бы приехала на работу. Зная поговорку: «инициатива наказуема», мне пришлось заранее уволиться с работы в городе и устроиться в сельскую музыкальную школу нефтяного посёлка Солнечная поляна – (прекрасное место на левом высоком берегу в воротах Жигулёвских гор) после возвращения с Похода. Но сослагательного наклонения в жизни не бывает. В действительности всё оказалось, как в кино. В последний момент нашего расставания с художником (к сожалению, не помню ни его имени, ни фамилии) он, штурмуя автобус, оборачивается и спрашивает, а что ему говорить, если будут спрашивать о Знамени? Меня взяла оторопь, но успела крикнуть имя Саши Сопроненкова из Вахты Мира, кто сможет рассказать о символике Знамени Мира. У меня защемило сердце от предчувствия провального финала. Но в этот момент мужской голос сообщил мне над ухом: «Вы же можете сами приехать в лагерь где расположился палаточный городок, и найти тех, кто бы взялся нести Знамя, рассказать им подробно, в спокойной обстановке, что надо говорить интересующимся». Растерявшись, я автоматически спросила, как туда добраться, хотя знала, что денег лишних на такси нет. Были названы несколько номеров пригородных автобусов и название села, на окраине которого раскинули лагерь организаторы Похода.
Нет смысла описывать подробности, как мы погрузились с сыном в автобус и ночевали в пустой автостанции, в пустой без кроватей комнате матери и ребёнка, а с утра, на рассвете, въехали в пробуждающийся, пёстрый от разноцветных палаток, городок. Было нетрудно найти палатку с большим транспарантом «Вахта мира». Над ней развевалось Знамя Мира, притянувшее необычностью своего рисунка. Но вместо информации о Пакте Рериха «ивановец» рассказывал о системе Иванова и о том, как он успел с утра окатить себя из ведра и облить водой своих худосочных детей, стоявших рядом и дрожащих от утреннего холода. Молча взяв древко в руки, пошла отыскивать художника, а когда нашла его занятым продажей своих картин, то поняла, что ему будет не до Знамени. Он же предложил мне поместить в автобус наш рюкзак вместе со своим, чтобы мы с сыном могли принять участие в Походе. Также он уверил меня, что с едой проблем не будет – в каждом украинском селе народ выносил хлеб-соль, сало, горилку и пироги с ватрушками, встречая дорогих заморских гостей. И действительно, проблем с едой не было на протяжении всего маршрута (тем более, что мы с сыном – вегетарианцы и у меня был запас молотых каш, орехов и сухофруктов. Я всегда кормила сына горячим завтраком, сваренным в электрокофеварке).
Весь месяц «комитетчики» проводили весело время, развлекаясь в увеселительных акциях, вставали и выходили на трассу поздно, и я успевала приготовиться к маршруту. Не сразу органы госбезопасности «врубились» в проблему, предполагая, что в Одессе мы отстанем. А когда поняли, что в состав неформальной группы входят семьи с малыми детьми, то не так-то легко оказалось отделить Знамя Мира от колонны. Нас радостно встречало местное население, фотографировало и приветствовало, благословляя радетелей за мир.
Скажу честно, я не вникала во все развлекательные мероприятия и не фиксировала места, по которым мы проходили, так как у меня не было фотоаппарата и не было времени. Единственную фотографию, отснятую на поляроиде, которую мне подарил кто-то из американцев, не удалось сохранить – все многочисленные адреса и телефоны, что мне оставляли американцы и 200 журналистов из разных стран, исчезли при таинственных обстоятельствах. Неожиданно, после переезда от одного населённого пункта к другому, рослый мужчина помог мне сойти с автобуса, сказав, чтобы оставила рюкзак в автобусе – дескать, он никуда не денется и не пропадёт. Меня же с сыном молча отвёл в деревянное здание местной школы, где уже была готова постель и скромный ужин. Нас с сыном закрыли, после ужина мы мгновенно уснули на белых простынях и я не стала раздумывать, что бы это значило. И только в Киеве, когда стала разбирать карманы рюкзака, обнаружила – у меня ни одного адреса, ни писем, ни номеров телефонов нет. Видно, конфисковали, пока мы с неоправданным комфортом опочивали (кроме нас никого в школе не было).
Некто меня предупредил, что будет длинный переезд до отеля, где мы сможем ночевать в гостинице. Но перед тем предстояло проехать на велосипеде 15 км по узкой ленте дороги, разделявшей созревшие хлеба и пашню. Надвигалась гроза и, чтобы не промок сын, определила его в машину скорой помощи, которая всегда сопровождала колонну. Пока после обеда укладывала его спать на носилки, автобусы уехали вперёд и мне пришлось весь путь ехать в гордом одиночестве. Моя убеждённость, граничащая с фанатизмом, помогала мне преодолевать все препятствия, а тут, проезжая одиноко вдоль поля с тёмными тучами, в мою душу закралось сомнение, нужна ли моя жертва? Нависшие грозовые облака вызвали упадочное настроение, которое усилилось беспокойством, когда увидела встречную «волгу», которая сразу развернулась, доехав до меня. И, как будто мне в утешение, колонна встречных грузовиков с зерном громко приветствовала клаксонами велосипедистку со Знаменем, понимая, что я отстала от автобусов. Не оборачиваясь, я взглянула на небо и увидела просвет между туч – меня как бы подбадривали свыше и вселяли уверенность, что не скачусь в кювет и ничего с сыном не случится. На развилке безошибочно взяла влево, а могла ведь укатить в противоположную сторону, если бы свернула направо. Крупные капли дождя уже падали на землю, когда я отыскала скорую помощь и, взяв за руку сына, вошла в гостиницу. Меня, видно, поджидали, так как сразу же отвели в люксовый номер, предупредив, что за номер платить не надо (вероятно, рассчитывали, что намывшись в ванне, расслабимся и проспим отъезд). К ночи разразилась гроза с громом и молниями и те, кто ночевали в палатках, основательно промокли. Надо отдать должное американскому психологу, господину Манделю, уступившему свой номер семьям с детьми. Сам же провёл ночь в их мокрой палатке. От Сопроненко я узнала, что дальше пеших переходов не будет, так как почти до самого Киева раскинулись солончаки. После завтрака предстоял последний проход по близлежащим сёлам и надо было выбирать один из двух вариантов – либо нанимать такси, либо искать трассу, где проходят пригородные автобусы до Киева. Предупреждён, значит вооружён, а кто рано встаёт, тому Бог подаёт. Мне удалось проснуться до рассвета и уговорить одного из водителей автобуса взять в багажник мой велосипед. Он долго отнекивался, оправдываясь тем, что всех водителей предупредили не брать у меня велосипед. Я убедила его, что все «комитетчики» пили с вечера горячительные напитки, чтобы не простудиться. Следовательно, никто не увидит, как мы прячем велосипед в его багажник. Довольная первой удачей, накормила и собрала сына, потом узнала название села, по которому предстояло пройти всей колонной. Стала раздумывать как незаметно туда добраться, чтобы нам не смогли чинить препятствия. Было ясно, что меня со Знаменем в автобус не посадят, а велосипед уже был спрятан. Заметив грузовые фуры, в которых размещался багаж американцев, мне удалось уговорить одного из водителей довезти меня с сыном до пункта назначения. По дороге он признался, что все водители получили приказ меня не сажать с угрозой, что вылетят с работы. «Но мне до фени, – сказал он, - так как я наёмный сезонный рабочий, мне ничего не будет, а моя плата ему пригодится». Волею Господина Случая мы опередили цепочку автобусов, и я со Знаменем в одной руке, держа сына за руку, оказалась вначале колонны – впереди планеты всей – и даже опередив три флага, которые было разрешено нести официально: флаги СССР, США и Flag of Peace – специально созданное Знамя с белыми голубями на голубом фоне. Служба госбезопасности оттеснила нас к обочине, где старушка со слезами на глазах проговорила, что если бы все так жертвовали собой, своими детьми ради мира на земле, то войн бы никогда не было. Воссоздаю не дословно, но смысл тот, а интонацию её никогда не забуду.
Колонна успела закончить Марш до дождя, и, пока все обедали, я уложила вещи, подкрепились и покинули роскошный номер, не предполагая, какое унижение нам предстоит пережить. Официальные участники, отобедав, стали наполнять 13 автобусов, что стояли на парах. Под проливным осенним дождем, на глазах американцев, мы безуспешно прошли вдоль вереницы автобусов и везде нас в дверях встречал человек в штатском, молча не давая возможности подняться по ступенькам внутрь. Водители ничего не могли поделать, как объяснили мне позже, им наказли: женщину с мальчиком не сажать.
У последнего автобуса сын громко спросил: «Мама, почему нас не пускают?» Он в голубом дождевике напоминал Маленького принца из сказки Сент-Экзюпери. А стоящий у входа гебист презрительно сказал: «Вы бы, мамаша, дома сидели и воспитывали сына, а не гонялись за иностранцами». Конечно, картинка была прозаической и жалкой, но её наблюдал тот, чьё имя не буду упоминать, но, с его помощью мы всё же попали в автобус. Сработали моё самообладание и анализ ситуации – нарисовала картинку главе КЗМ, как все 200 журналистов в свои газеты и журналы представят наше фото: женщина с 4-летним ребёнком под проливным дождём обходит автобусы, будто просит милостыню. Их не пускают в автобус, хотя уже месяц они шли вместе с официальными участниками нога в ногу. Мать с ребёнком и со Знаменем были достаточно заметной фигурой, чтобы не понять и не описать скандал с двойной политикой наших органов. Аргумент оказался достаточно весомым для сотрудников КГБ, и нас с сыном впустили в автобус вместе с американцами, чтобы сгладить неблагоприятное впечатление, возникшее из-за сложившейся ситуации. Мы не только доехали до следующего привала, но нас поставили на довольствие в зал, где обедали вегетарианцы-американцы (советских вегетарианцев в Походе не было).
Не знаю что поняли те, кто безуспешно пытались оградить колонну участников от неузаконенного Знамени Мира, но они точно осознали силу психической энергии, которая двигала мной, а также силу наших Учителей и мощь Тех, кто покровительствовал нам свыше. В любом случае, месяц – достаточный срок, чтобы можно было в этом убедиться.
Хоть это напрямую не имеет отношения к факту пронесения Знамени Мира, но стоит описать инцидент, случившийся между представителями двух держав. На последней стоянке, перед въездом в Киев, ко мне обратились с просьбой, отвлечь всех «неформалов» от собрания, которое предполагалось провести в концертном зале некоего туристического комплекса. Суть просьбы сводилась к следующему: американцы выдвинули идею провести в Москве акцию на Красной площади, где одна половина участников должна была быть наряжена в коричневую униформу фашистов. Другая половина, выступающая в роли победителей, должна была ниспровергнуть знамёна гитлеровской Германии и эффектно их топтать – нечто вроде современного флэшмоба. Представители КЗМ запросили разрешение нашего правительства – Москва категорически отказалась от сомнительного действа, резонно опасаясь провокаций и непредвиденной реакции со стороны противников коммунистического режима. «Неформальные» участники Похода, активно поддерживали идею американцев. Напоминаю, был 88 год XX века и настроения были у советских людей очень противоречивыми.
Как решить поставленную передо мной задачу? Мне предстояло отвлечь два десятка самостоятельных и ничего не боявшихся людей, прошедших за месяц огни, воды и медные трубы и проявлявших чудеса изворотливости. С собой у меня был томик Общины (рижское карманное издание), который я читала по утрам и вечерам, черпая вдохновение и силы, готовая отразить ежедневные и недвусмысленные враждебные шаги. Все неформалы были возмущены, что их не впускают в зал, где собрались официальные представители Марша Мира. Обойдя всех, обратилась к лидеру и попросила его по цепочке собрать всех на лужайке, окруженной деревьями, невдалеке от здания, чтобы принять коллективное решение и выделить от неформальной группы активистов, готовых изложить наши предложения для улаживания международного конфликта. А ситуация оказалась нешуточной – американцы поставили ультиматум – не поедут в Москву, если им не разрешат провести акцию на Красной площади. В противном случае они собирались закончить «Прогулку мира» в Киеве. «Неформалам» понравилась идея повлиять на сложившееся стечение обстоятельств. Многих грела мысль, что они общим решением поспособствуют снятию конфликта. Мой план был прост. Как практический психолог не раз участвовала и проводила сама мозговой штурм (его приходилось использовать со студентами при проведении семинаров по марксистко-ленинской этике и эстетике). Каждый из кружка по очереди открывал «Общину» на произвольной странице, зачитывал, осмысливал и озвучивал свой вариант выхода из неприятной ситуации, а выбранный секретарь записывал высказанные идеи. Из 22-х идей мы выделили три, которые чаще упоминались, и выбранные представители ушли, чтобы зачитать наши предложения для улаживания конфликта. Вскоре они вернулись обескураженные: нашими словами зачитывались 3 пункта уже со сцены. То ли они совпали с рациональными мыслями присутствующих в зале, то ли их «сняли», так сказать, с Акаши, то ли вокруг нас были микрофоны и с техникой, которой располагали служащие КГБ, нетрудно было записать всё услышанное от нас, суммировать и передать деятелям, ведущим собрание.
К слову сказать, эти невидимые, ответственные за Марш, в благодарность за мой экспромт, пригласили нас сынишкой на праздничный банкет, где всех участников торжественно угощало правительство Украинской ССР. А в фойе кто-то посадил Ивана на плечо, и так он и въехал в зал, как Иван Стотысячный, под многочисленное сверкание вспышек фотоаппаратов. Жаль, что Знамя Мира было уже не у меня – я его вручила гоподину Манделю, вызвавшему своим альтруистическим поступком к себе доверие и уверенность, что он выполнит мою просьбу. Я попросила его передать Знамя какой-либо из американской Рериховской организации. Одному Богу известно, где оно сейчас находится. А когда обратилась к руководству МЦР помочь мне разыскать через музей Рериха в Нью-Йорке историческое Знамя Мира, которое реяло над колонной от Одессы до Киева в 1988 году, то встретила равнодушие и непонимание важности этой акции. МЦР до таких мелочей не было дела.
Для справки напомню. Только два года прошло со времени Чернобыльской аварии, в Киеве меня страшно мучала головная боль, а после фруктов и овощей, купленных на рынке, она усиливалась. Опасаясь за здоровье Вани, мы поспешили поездом вернуться в родной город Самару. Мне было уже ясно, зачем американцы предприняли «мирную прогулку», и как в эту игру сыграли официальные представители всех республик во главе с Комитетом Защиты Мира.
Постскриптум.
Прошло 33 года с того события, которое было на уровне международной мирной акции, организованной двумя державами. На расстоянии очевидная, бросающаяся в глаза шумиха, с которой прошествовали американцы, проявилась и стала видна её подоплёка – уже тогда американское правительство исподволь готовилось отделить не только Украину от России, но незаметно велась работа и со всеми представителями из 15 республик СССР. Вот уже и республики отделились, и политические круги Украины с её хлебосольными жителями превратили во врага москалей и ватников.
Был ли бессмысленным Поход за мир со Знаменем Мира для начавшего распадаться Советского Союза? Влияние Пакта Рериха было налицо. Уже в октябре 1988 года было вновь воссоздано Рижское Рериховское общество, в следующем году были созданы Эстонское, Литовское и Самарское Рериховские общества. В 1989 году в Москве был создан советский фонд Рерихов. В 1990 году был создан Белорусский фонд, в 1991 году возникло Сибирское Рериховское общество в г. Новосибирске. В том же году был зарегистрирован в Москве МЦР и многочисленные отделения Международного Центра Рериха по всей России и за рубежом (Болгария).
Да, Знамя Мира, как символ защиты культурных ценностей, побывало и в Государственной думе, и в Космосе, и на Луне, и на Северном полюсе. И Алисия Родригез сделала очень много для популяризации этого, безусловно, благородного символа. Несмотря на то, что конференция ООН и ЮНЕСКО в Гааге приняла международную «Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта» (14 мая 1954 года) и Пакт Рериха не помешали вандалам разрушить памятники в постсоветский период на территориях республик бывшего СССР. А в Пальмире, боевики ИГ разрушили древние архитектурные сооружения и остались безнаказанными (2015 г). Мракобесие нескончаемо в однополярном мире, где культурные ценности уступают материальным. Глобализация выдвинула на первый план интересы мирового капитала и подчинила Культуру законам геополитики и геоэкономики.
Помимо внешних причин провала советского эксперимента существуют и скрытые причины, накопившиеся за 70 лет строительства социализма. Все уже убедились, что М. Горбачёв и Б. Ельцин предали страну и девальвировали идею равенства и братства на пути становления национализации земель, производства и успехов планового хозяйства, переведя страну на капиталистические рельсы. Китай сохранил государственную собственность, несмотря на перегибы в идеологии, и оказался достойным соперником двух держав. И если бы не КОВИД, юань мог бы стать реальной угрозой доллару. Но я не об этом, а о том нравственном разложении, которое закралось в стройную социалистическую систему, благодаря двойственной морали: внешне всё хорошо, с лозунгами идём к коммунизму, а на деле у большинства не изжита эгоистическая мотивация – получше место, побольше денег, посытнее поесть и никаких испанцев – всё направлено на материальное благосостояние. Аппарат насилия в виде НКВД и КГБ сделали своё дело. И отголосок авторитарного государства был продемонстрирован в Походе за мир.
К примеру: первую неделю меня сопровождал студент иностранного вуза, переводя на английский язык символику и идею Знамени Мира тем, кто подходил и интересовался, что это за флаг. В дальнейшем, стражи нашей политической безопасности приказали этому студенту не сопровождать меня и не переводить. В противном случае ему пообещали исключение из ВУЗа. На прощанье он подарил мне майку с эмблемой Марша Мира, извинился и растворился среди участников. Инциденты, связанные с вопиющей дискриминацией, были описаны выше и это не самые коварные подножки в течение месячного путешествия. За мной наблюдали, во время пеших прогулок от села до села, спрашивали, как я выживаю и чем кормлю сына, не будучи включённой в официальный список участников? Хладнокровно ставили препоны, ожидая, что я сдамся, или мы заболеем и сойдём с дистанции. На счастье, всё закончилось удачно и, может быть, поэтому в органах КГБ усиленно начали изучать возможности психической энергии и То, что за ней стоит.
Да, продвижение по духовному пути предусмотрено эволюцией. «Препятствиями мы растём». Да, меня увольняли «по собственному желанию» не раз и каждый раз я училась дальше, и каждый раз завоёвывала своё место в пространстве и всегда со Знаменем Мира. И вот уже наступило IIIтысячелетие, а воз и ныне там. В 2015-16 годах я организовывала концерты алтайских кайчи[14] в концертных залах в санаториях города-курорта Белокуриха и сцену обязательно украшало Знамя Мира. Увы, культурные менеджеры либо по собственной инициативе, либо по распоряжению свыше, запретили концерты без объяснения причин. Дескать, ваши артисты будут выступать, но без вас… то есть без моего вступительного слова и объяснения символа Знамени Мира и его предназначения во всём мире.
Доколе сознание обывателей и религиозное сознание будет превалировать над духовностью?! Сколько ещё страданий выпадет на наш народ из-за недальновидного отказа от помощи Махатм? Ведь Владыка Шамбалы приветствовал нашу страну, а в лице Рерихов послал Письмо Махатм советскому народу (весна 1926 год). Дошло ли оно до нашего народа? А народу-то наплевать до подозрительной «религии», которую подверг остракизму православный Синод, заказавший А. Кураеву двухтомник «Сатанизм для интеллигенции». Всё развивается по спирали. Льва Николаевича Толстого предали анафеме за иное понимание Бога и до сих пор не сняли с него это «страшное» проклятие. Ничего нового под солнцем, а расплачивается вся страна за бездуховность и превалирование материальных благ над нравственностью, вещизма и американского образа жизни над сознательным потреблением духовных и культурных ценностей. Но я верю в символ Знамени Мира и верю, что придёт время, когда оно будет украшать все культурные учреждения, и с его помощью Культура займет своё почётное место в бюджете страны.
Кадочкина Татьяна Львовна
Художественный руководитель Старобелокурихинского Дома культуры, Алтайский край
tkadochkina@gmail.com +7 (983) 1787591
[1] Письма Е. И. Рерих т. I 1919 – 1933 №103 Е. И. Рерих – В. К. Рерих от 24. 09. 1931. Москва, 1999. М.: Международный Центр Рериха.
[2] Б. Абрамов Знамя мира назвал «Знамя Владык», подчёркивая его общемировое значение, объединяющее во внешнем круге всё человечество. Н. Спирина трактует три сферы внутри круга как прошедшие, настоящие и будущие достижения человечества. Символ Знамени мира объединяет и сохраняет единство всех духовных сокровищ мировой Культуры.
[3] Алисия Родригез Фернандес (род. 2 мая 1935 Малага, Испания) – испанская актриса, певица, поэтесса, прозаик, общественный деятель, доктор, Президент Международного Комитета Знамени Мира, Неправительственной организации при ООН.
[4] Пакт Рериха – первый в истории международный договор о защите культурного наследия человечества. Договор был подписан 15 апреля 1935 года в Вашингтоне представителями 20 стран Северной и Южной Америки.
[5]Упанишады говорят, что АУМ – это бог в форме звука. В 12 книге Живой Этики «АУМ» в § 132 «Ко многим определениям слова АУМ припомним, что А есть Мысль – Основа, У есть Свет – Начало и М есть Тайна, Сокровенное.
[6] Рерих Н. К. Знак Знамени Мира // Знамя Мира. М., 1999, с.39
[7] Накануне встречи почему-то позвонила бийчанам, Саполевым Светлане и Вячеславу, с которыми ходили к Белухе и сообщила, что переехала из Москвы в Белокуриху. Они сразу же предложили мне присоединиться к ним на следующий день, чтобы ехать в Барнаул на встречу с Алисией Родригез.
[8]https://www.youtube.com/watch?v=oXbAmcAKeus;https://www.youtube.com/watch?v=ivN2FTp8yz8; https://en.wikipedia.org/wiki/American-Soviet_Peace_Walks#1988_Odessa_to_Kiev_Walk; https://www.pitzer.edu/archives/wp-content/uploads/sites/34/2014/09/1989-Summer-Participant_Part2.pdf; https://web.archive.org/web/20110721104744/http://www.exkz.org/content/soviet-american-peace-walk-1988-james-martin
[9]Агни йога. Иерархия. Там же № 375; «Так Знамя Красоты и Мира объединяет мир. Так духотворчество насыщает пространство». № 366; «В настоящее время, когда планета завершает свою карму, конечно, плата за порождения так отражается на человечестве. Все, что порождают человеческие духовные устремления, тем окутывается планета. Потому каждое светлое напряжение и устремление даёт планете утверждение Нового Мира. Потому великое Знамя Мира несёт свои заряды Света и огненно насыщает токи вокруг Земли, как панацея против зла. Так сознания, объединённые веками, творят. Так Свет побеждает тьму. Так свершается прекрасная ступень. Так приходит предуказанное». № 381
[10]Агни Йога. Иерархия. Там же. №334; 7. 339. «… когда Мы утверждаем великое значение Знамени Мира, нужно принять его духом. Истинно, так мироспасение придет! Время великое, время такое значительное!», Там же № 375.
[11]Агни Йога. Иерархия. 7.324. «Потому знание духа является таким мощным руководителем, ибо оно всегда приведёт к Основам Бытия. Так нужно принять, как высшее Служение, понятие Иерархии; так знание духа напрягает учеников на пути к Иерархии. Так нужно всеми силами духа развернуть Знамя Мира; в нём содержатся все устои культуры».
[12] Агни Йога. Иерархия. Там же № 390
[13] 17-18 ноября 1933 года состоялась Третья Международная Конвенция Пакта Рериха и Знамени Мира в Вашингтоне, в которой участвовали более 30 государств. ... 15 апреля 1935 года Международный договор по защите культурных ценностей (Пакт Рериха) подписан в Вашингтоне представителями двадцати одной американской республики.
[14] Кайчи – (по-алтайски – сказитель) – феноменальное явление в современной культуре России. Кайчи – это народный алтайский поэт, исполнитель эпических произведений. По моему приглашению на курорте Белокуриха выступали знаменитые Болот Байрышев и Раиса Модорова. Женщина-сказительница – ещё более уникальное явление, - покорившая всех слушателей своим диапазоном.