Просмотр спектакля начинается с желания зрителя отвлечься. Постановка спектакля начинается с желания актёра сконцентрироваться. Если оба желания совпадают — рождается дело, трогающее души каждого.
Дела ещё только будущих артистов уже трогают души сотен зрителей Урала. Очередные секреты сакрального процесса я узнала у студента IV курса кафедры театра кукол Екатеринбургского государственного театрального института мастерской заслуженной артистки РФ Натальи Войттовны Гараниной Михаила Чемезова.
— Как и когда ты понял, что театр — это твоё?
— Театр фигурировал в моей жизни с самого детства, вернее, с первого класса. Тогда я занимался в школьной театральной студии, позже перешёл в студию, где начал получать дополнительное образование. Театр для меня всегда был чем-то вроде хобби, но это слово не совсем подходящее: я относился к этому всегда очень серьёзно. Уже в то время были первые фестивали, гастроли, и когда передо мной встал вопрос, чем хочу заниматься в своей жизни, ответ не заставил себя долго ждать. Так я решил поступить в театральный институт. Есть пословица о том, что если однажды ты заболеешь театром, то не вылечишься никогда. Пока я сильно болен, как будет дальше, не знаю.
— ЕГТИ ты нашёл или он тебя?
— Я нашёл ЕГТИ, но мой мастер, Наталья Войттовна Гаранина, нашла меня. Даже так: мы нашли друг друга.
— Без чего не представляется кукольник?
— Наверное, без образного мышления, которого мне, если честно, не хватает. Мне кажется, что можно обучиться мастерству кукловождения, но настоящим кукольником надо родиться. Я не могу себя им назвать. Обученным азам, владеющим куклой — да, но не кукольник.
— Что в тебе раскрыла Наталья Войттовна?
— Наталья Войттовна раскрыла то, чего мне очень долго не хватало в жизни, — силу воли и характер. Она смогла мне показать внутренний несгибаемый стержень, которого я никогда у себя не замечал.
— Какие качества ты ценишь в себе, как в студенте? А как в артисте?
— Не хочу разделять эти понятия. Я — молодой артист, без диплома на данный момент, но всё-таки артист. Если «студент» подразумевает, как я посещаю пары и усердно ли учусь, то и здесь ответ будет общим — трудолюбие и ответственность.
— Поделись, пожалуйста, опытом игры в разных театрах, который ты уже имеешь.
— Ну что я могу сказать? (улыбается.) Это моя работа: примерно то же самое, что я получал во время обучения, только за деньги. Репетиции, поиски, успехи, неудачи — как везде и как у всех.
— Что для тебя участие в постановке «Евгений Онегин» Екатеринбургского театра оперы и балета?
— Участие в «Евгении Онегине» — это для меня огромная трагедия и опыт. Постановка шла параллельно с постановкой «Сказки про самого длинного червяка» в Учебном театре ЕГТИ. Не имею права жаловаться и не собираюсь, но надо признать, что это было тяжело физически и морально, как говорится: за двумя зайцами погонишься — не поймаешь ни одного. Пойман ли хотя бы один? Судить уже зрителю. Были нервные срывы, недосып и много чего ещё, вероятно, это и поспособствовало конфликтным отношениям с режиссёром оперы, Дмитрием Евгеньевичем Волкостреловым.
— Назови самое яркое впечатление (или несколько) от занятости в театральной студии «Инклюзион. Школа. Екатеринбург».
— Самое яркое для меня впечатление — это студийцы, ученики, участники, не знаю, у нас вроде нет какого-то определения — одним словом, люди. У меня очень большие проблемы с восприятием себя и принятием приятных ощущений. Люди, которые приходят в студию, помогают мне с этим справиться. Чем? Не знаю, помогают и всё тут.
— Насколько трудно или легко вживаться в неожиданные образы?
— В зависимости от того, насколько образ будет неожиданным для твоей крови, психики, сердца… Я могу думать, что это вообще не моё, а, оказывается, это во мне есть. И обратные ситуации тоже бывают. Работа над новым персонажем всегда требует времени — большего или меньшего, лучшего или худшего.
— Если у Михаила Чемезова выходной и безупречное настроение — как он проведёт день?
— Буду исходить из потребности: что мне нужно, как человеку. Часто в профессии забываешь, что ты живой организм. Скорее всего, прислушаюсь к себе, что хочется моей голове, моему сердцу.