Пандемия и санкции изменили ситуацию в туристической сфере. Многим россиянам пришлось переориентироваться на отдых и путешествия внутри страны. С одной стороны, это требует активного развития разнообразных направлений туризма, с другой — города, в том числе малые, могут выиграть в экономическом плане, став точками притяжения для путешественников.
Исследователи из НИУ ВШЭ Евгений Плисецкий, Кэролл Леонард и Ирина Ильина проанализировали перспективы и проблемы развития туризма в российских моногородах.
Монопрофильная треть
Монопрофильные населенные пункты составляют примерно треть всех городов России. По состоянию на октябрь 2021 года 321 населённый пункт включен в утверждённый Правительством список моногородов.
«С учётом того, что первоначально моногорода возникли ещё в петровские времена, то культурно-исторические ценности присущи всем “древним” моногородам. В названиях моногородов отражается историко-культурное многообразие России: от старинного Гороховца до модернового Никеля. Более 70 моногородов могут претендовать на получение особого исторического статуса», — комментирует одна из авторов исследования Ирина Ильина.
Авторы отмечают, что по данным туристических порталов, в стране расположены порядка 70 курортных, по сути, монопрофильных пунктов. В пятерке продаж в 2021 году были курорты черноморских регионов, Ставропольского края, а также Алтая и Урала.
Туристическое будущее моногородов России
В 2008-2014 годах Федеральное агентство по туризму проводило анализ потенциала развития туризма в российских моногородах, включая реализуемые и планируемые объекты в 27 из них. Финансирование данных проектов предполагалось осуществлять в рамках региональных и муниципальных целевых программ.
Ряд проектов получил активное развитие и приобрёл широкую известность, как, например, «Ковдор — столица Гипербореи» (Мурманская область). В списке также пос. Вершина Теи (Хакасия) с планами создания спортивно-туристического кластера «Вершина Теи» и туристско-рекреационного кластера «Поднебесье». Город Печоры (Псковская область), нацеленный на развитие событийно-познавательного и культурного туризма.
Город Каспийск в Дагестане, который ранее был известен как центр оборонной промышленности, также сейчас активно развивает туристско-рекреационный кластер. «Во многом это объясняется выгодным географическим положением — на берегу Каспийского моря поблизости от Махачкалы, Грозного и Владикавказа», — пишут авторы.
В целом можно выделить три ключевых направления развития туризма в моногородах:
- индустриальный туризм;
- культурно-исторический туризм;
- экотуризм на прилегающих к моногороду территориях.
Кейсы Мышкина и Кировска
В качестве успешных примеров развития отечественных малых городов авторы приводят Мышкин (Ярославская область) и Кировск (Мурманская область).
В Мышкине в 1990-е практически не было туристов. В 2001 году здесь создали муниципальное унитарное предприятие «Мышкинский центр туризма». И уже в 2015 году количество туристов в городе составило 102,8 тыс. человек.
Кировск считается моногородом в течение последних 90 лет. Основная специализация — добыча полезных ископаемых (апатитовые руды). Но город также является центром горнолыжного туризма. Здесь 37 горнолыжных маршрутов, 47 км трасс, 15 подъёмников.
Авторы отмечают, что потенциал территории позволяет развивать также природно-познавательный туризм, горный велотуризм и прочие виды спортивно-технического туризма. Согласно экспертным оценкам, туристический горнолыжный поток города в 2021 году составил 245 тыс. человек по сравнению с прежними показателями в 150 тыс. в год.
Проблемы для решения
Несмотря на успешные примеры, превращение монопрофильных городов в туристические направления в России находится только на первой ступени развития. Сегодня этот процесс, по мнению авторов, сталкивается со следующими проблемами:
- длительные сроки окупаемости и высокие риски инвестиционных проектов в развитие туризма;
- недостаточность современных технологий планирования безопасных маршрутов и создания современных турпродуктов в моногородах;
- большая часть моногородов находится в слабозаселенных районах с неблагоприятной транспортной доступностью;
- как правило, отсутствие в моногородах качественной инфраструктуры;
- проблемы управления: органы исполнительной власти в моногородах не имеют достаточного опыта в управлении развитием туризма;
- недостатки инвестиционного климата: в большинстве моногородов нет развитой институциональной среды для ведения бизнеса.
Отечественная и зарубежная практика показывает, что меры поддержки туризма в монопрофильных городах имеют большую «окупаемость». Что позволяет, по мнению авторов, обеспечить ускоренное экономическое развитие территорий. Благодаря туризму моногорода могут стать «точками роста» для экономики страны в целом, считают исследователи.