Найти тему
АвиаОбоз

Самые странные модификации Boeing 747, которые никогда не летали

Размер и коммерческий успех культового Boeing 747 сделали его идеальной платформой для ряда амбициозных и порой странных вариантов, которые полностью изменили бы его характеристики и внешний вид. Сегодня мы заканчиваем рассказ, начатый неделю назад, о самолетах, созданных и планировавшихся к созданию на основе В747.

Фото: NASA
Фото: NASA

Некоторые из этих модификаций были успешны, в результате чего самолеты хотя бы на какое-то время смогли выполнять свои новые функции. Но другие не смогли этого сделать или вообще не собирались летать, поскольку были частью альтернативных предложений по расширению масштабов операций В747.

Итак, чтобы отметить завершение окончательной поставки легендарной «Королевы небес», наше издание посмотрело на самые странные предложения В747, которые никогда не летали.

Skyfleet S570 и аппарат Burning Man

Эти два сильно модифицированных В747 никогда не поднимались в небо, но это не означает, что они не имели успеха.

Skyfleet S570 — это название вымышленного самолета из фильма о Джеймсе Бонде 2006 года «Казино Рояль». Этим самолетом был В747, двигатели которого были заменены двумя макетами. В фильме самолет получил дополнительные художественные улучшения, а реальное воздушное судно, бывший В747-200 British Airways, оставалось припаркованным на аэродроме Дансфолд в Суррее, Великобритания.

-2

Еще один В747 был превращен в арт-проект для фестиваля Burning Man в 2016 году. С отрезанными крыльями и хвостом он был доставлен на место проведения фестиваля в Неваде. Как ни странно, после окончания фестиваля самолет на некоторое время был брошен, прежде чем его, наконец, убрали, чтобы поставить в Лас-Вегасе в качестве детской площадки.

-3

Очень длинный В747-700X

В 1990-х годах Boeing искал способы серьезно конкурировать с тем, что казалось новой волной супергигантов - Airbus A380. После рассмотрения и отклонения предложения NLA (New Large Aircraft - Новый большой самолет) и некоторых двухэтажных модификаций, Boeing остановился на расширении и модернизации того, что у него уже было. Так появилась линейка В747-X.

Планировалось, что она будет состоять из нескольких вариантов и самый большой из них, В747-700X, сможет перевозить более 650 пассажиров в фюзеляже, который был не только растянут, но и расширен.

В конце концов от этой идеи отказались, и компания Boeing продолжила разработку гораздо менее амбициозного В747-8i.

Боинг
Боинг

Пусковая установка крылатых ракет

Было несколько предложений превратить В747 в платформу для запуска ракет. Из них проект самолета-носителя крылатых ракет СMCA - Cruise Missile Carrier Aircraft - достиг наиболее продвинутой стадии.

Предложенный в 1980 году он предусматривал оснащение В747-200 большим внутренним хранилищем, способным вместить порядка 70 крылатых ракет AGM-86, что более чем в три раза превышало количество, бОльшую дальность полета и более низкие эксплуатационные расходы, чем любой бомбардировщик ВВС США.

Однако в середине 1980-х проект был свернут в пользу B-1 Lancer, специализированного сверхзвукового бомбардировщика, у которого был ряд преимуществ по сравнению с перепрофилированной гражданской платформой.

Фото: ВВС США
Фото: ВВС США

Супербольшой В747 с внешним грузовым отсеком

В конце 1970-х годов НАСА наняло корпорацию Vought для изучения возможности перевозки тяжелых транспортных средств на борту В747. Идея заключалась в том, чтобы расширить грузовой отсек самолета, а также сделать погрузку и разгрузку более удобной.

Модифицировать планёр было невозможно, поэтому Vought предложила добавить огромную грузовую капсулу снизу самолета. Капсула должна была иметь собственное шасси и двое дверей, которые облегчат быструю погрузку-выгрузку.

Однако исследования показали, что эта концепция полностью испортит летные характеристики самолета. Преимущества такой компоновки, особенно по сравнению с уже имеющимся Lockheed C-5 Galaxy, по-видимому, были недостаточно велики, и поэтому проект не получил развития.

Фото: Vought
Фото: Vought

Пусковая установка баллистических ракет

Еще одна идея милитаризации В747 заключалась в том, чтобы превратить его в носитель баллистических ракет MC747. В747, несущий четыре Minuteman III с ядерным зарядом, должен был находиться в постоянном патрулировании воздушного пространства с возможностью запуска ракет в полете через заднюю грузовую дверь.

Такой вариант увеличил бы дальность действия ракеты, а также предложил бы США вариант ядерной атаки, который был бы менее уязвим, чем из подземной пусковой установки.

Хотя ВВС США, как сообщается, поручили Boeing изучить эту концепцию в 1970-х годах, за этим исследованием не последовало дальнейшей работы.

Фото: NASA
Фото: NASA

Летающий авианосец В747-AAC

Компания Boeing изучала еще один вариант использования В747 в военных целях в 1970-х годах, на этот раз с целью превратить его в авианосец. Предполагалось, что действуя аналогично авианосцам Военно-морского флота США, В747-AAC будет патрулировать небо и позволит США нанести удар в любой точке мира за считанные часы.

Внутри фюзеляжа должны были разместиться до 10 "малых истребителей", которые можно было выпустить в небо через грузовые двери и вернуть назад после выполнения миссии.

Но предложение не пошло дальше технико-экономического обоснования и, скорее всего, было отклонено из-за высокой стоимости и относительно скромных характеристик "малых истребителей" по сравнению с обычными боевыми самолетами.

Фото: ВВС США
Фото: ВВС США

Трехдвигательный В747-300

В747 был успешным для компании Boeing. Но на протяжении 1970-х годов Lockheed и McDonnel Douglas продолжали получать заказы на свои чуть меньшие трехдвигательные L-1011 TriStar и MD-10.

Boeing также хотел получить место в этой нише, предприняв несколько попыток предложить В747-300, трехмоторную версию «Королевы небес».

Задача заключалась в том, чтобы по сути сделать обычный В747 с укороченным фюзеляжем, новым хвостовым оперением и переделанными крыльями. Однако редизайн требовал больших инженерных усилий, что побудило Boeing отказаться от этой идеи.

В конце концов Boeing создал укороченный В747SP, у которого было четыре двигателя, а также такая же дальность полета и пассажировместимость, что и у трехдвигательных самолетов.

Боинг
Боинг

Воздушная стартовая платформа

Идея замены первой ступени космической ракеты большим самолетом витала в воздухе давно. Знаменитый Ан-225 Мрия был разработан с учетом этой роли, и даже сегодня ряд компаний проводят запуски с перепрофилированных авиалайнеров.

В 70-80-е годы на эту роль также рассматривался B747. Было подготовлено несколько технико-экономических обоснований, большинство из которых развивало идею запуска небольшого космического аппарата с воздуха.

Однако двигатели В747 были недостаточно мощными для этой задачи. Космический самолет, достаточно большой, чтобы нести полезную полезную нагрузку, а также топливо для его питания, требовал от носителя летать на больших высотах, с более крутыми углами набора высоты и более высокими скоростями, чем обычный В747.

Одно из предлагаемых решений заключалось в том, чтобы установить мощный ракетный двигатель в заднюю часть В747, а другое, что самолет будет оснащен новыми двигателями с форсажной камерой. Хотя идеи считались вполне осуществимыми, они так и не были реализованы.

Фото: NASA
Фото: NASA

Двухэтажный (и даже трехэтажный)

В747 изначально проектировался как грузовая версия с загрузкой спереди, поэтому его кабина располагалась над фюзеляжем. Далее для удобства пассажиров разместили небольшую вторую палубу с пассажирским салоном. Салон был увеличен на более поздних вариантах самолета, в результате чего В747 стал «полуторапалубным» самолетом.

Boeing неоднократно рассматривал возможность расширения небольшой верхней палубы до хвоста самолета, превращая В747 в настоящий двухэтажный самолет, такой как A380. Одно из таких предложений было сделано в 1980-х годах, когда компания Boeing была в поисках конкурента для A380. Однако подобные идеи выдвигались еще на этапе проектирования В747.

Кроме того, одним из радикальных способов увеличения пассажировместимости В747 было бы использование двух пассажирских палуб вместо одной, что принесло бы в жертву грузовую палубу и превратило бы Королеву небес почти в трехэтажный самолет. Неясно, насколько серьезно рассматривалось это предложение, но несколько его рисунков можно найти в Интернете.

Фото: Boeing
Фото: Boeing

Двойной (и даже тройной) фюзеляж

Stratolaunch Roc - это двухфюзеляжный самолет, в котором используются многие компоненты В747, но это не настоящий В747. Однако также рассматривалась идея простого соединения двух джамбо.

Одно из таких предложений было в рамках программы Conroy Virtus, целью которой было создание платформы для запуска с использованием двухфюзеляжных самолетов B747, B-52 или Lockheed C-5. Программа не продвинулась очень далеко.

В исследовании 1990-х годов также рассматривался В747 с двумя и даже тремя фюзеляжами как возможный способ увеличить пассажировместимость самолета. Но это была скорее теоретическая попытка, чем реальное предложение.

Фото: NASA
Фото: NASA

Летающее крыло В747-XL

Несомненно, самое странное предложение заключалось в том, чтобы фюзеляж В747 был встроен в гигантское летающее крыло с целью резкого увеличения грузоподъемность самолета.

Это была одна из идей, выдвинутых в рамках программы NASA по разработке гигантского летающего крыла для вооруженных сил США в 1970-х годах.

Использование В747 в качестве основы для такого самолета было лишь одной из первых идей, которые так и не получили развития. В конечном итоге программа остановилась на специально построенных самолетах, прежде чем позже была полностью отменена.

Идея превратить существующий авиалайнер в гигантское летающее крыло уникальна в мире авиации, и тот факт, что для этого предложения была выбрана Королева небес, только подчеркивает, насколько универсален этот самолет.

-13

Источник: AeroTime

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале