Вчера, наблюдая за учениками начальной школы, я в очередной раз поняла, насколько же мы недооцениваем влияние телефонов на наших детей… Откровения эти в последнее время начали посещать меня слишком уж часто. Думаю, никто не остался равнодушным к происшествию в Химкинском лицее, где девочка одиннадцати лет напала на одноклассницу. Подобные случаи я воспринимаю не только как мама (тут, конечно, на первый план выходят эмоции), но и как социолог (здесь уже включается разум и критическое мышление). Я пытаюсь понять, что же представляет собой сегодняшняя социальная реальность (под социальной реальностью понимают взаимодействие индивидов по тем нормам, законам и представлениям, которые считаются общепринятыми). Что же у нас сейчас за ценности и нормы такие, которыми руководствуются отдельные личности или группы в своём поведении?
Посмотрела даже одно из теле-шоу, из много сейчас и все можно коротко обозначить «хроники жизни маргиналов». Зачем посмотрела? В профессиональных целях. Туда пришла мама напавшей девочки. Она не выглядела неблагополучной, и семью все характеризуют как нормальную. Не хочу обсуждать маму, это бессмысленно, мы не знаем этих людей, обстоятельств, им очевидно плохо и эта травма - на всю жизнь. Но что меня задело - мама начала обвинять школу. Все плохие, и классный руководитель, и учитель истории, которая, якобы, гнобила ее дочь, и в классе были сложности, и пострадавшая что-то там кому-то сказала плохое про напавшую ещё в том году. В общем, виновата школа. Не занимаются воспитанием, а дети там аж восемь часов проводят…
Ну как же так? До школы мы растим ребёнка целых семь лет. В школу мы тоже его не сдаём насовсем - вот вам ребёночек, я больше за него не отвечаю. С нас ответственность никто не снимает по-прежнему. У девочки - пятый класс. Это сложное время. Приходится адаптироваться к новым предметам и новым учителям, у каждого из которых - свои требования. В классе могут появиться новые дети. Увеличивается нагрузка. Если при всем этом родители знают, что точно есть проблемы взаимодействия с некоторыми учителями, что они делали, чтобы их решить?
Ну и очень настораживающее - одна из версий, почему это могло произойти - игра в телефоне и общий эккаунт у девочек. Вроде как, пострадавшая потратила бонусы или что-то такое. Если спросить дней и подростков об этой ситуации, они все говорят: так она из-за игры. Вот, что страшно. Вот они - ценности новой социальной реальности.
Так в чем же виноваты учителя? Школы, как могут, закручивают гайки. Много где телефоны запрещено доставать из портфеля в течение всего дня. Есть дети, которые просто изнывают без телефона. Они не могут эти восемь часов в школе без него провести. В позапрошлом году класс старшего сына был на экскурсии в Третьяковке. Одна из девочек все время экскурсии пыталась достать телефон, отобрали, потому что мешала всем. Во-первых, началось «не имеете права, моя личная вещь», во-вторых, остаток экскурсии девочка громко стонала, вздыхала и возмущалась. Она потом очень быстро из школы ушла, родителям показалось ее свободную личность ущемляли. Ну вот пример, что школа воспитанием занимается, но родителям это не нужно.
Неделю назад в Москве: иду мимо гимназии, у детей закончились уроки. Второклассники вышли за школьную территорию, достали телефоны, смотря в них дошли до остановки (дорогу переходили тоже не отрываясь от экранов), зашли в автобус, передвигались по автобусу, пару раз чуть не упав, и через две остановки вышли, ни разу не оторвавшись.
Пока жду младшего с танцев, регулярно вижу родителей, которые приходят забирать старших детей с малышами 3-4 лет, сажают их на лавки, включают телефоны. Могу понять, если мамам нужно было бы поработать, да хоть бы продуктов на вечер заказать, корзину сформировать, пока есть время. Но они либо болтают друг с другом, либо сами смотрят в телефонах что-то развлекательное, даже не убавляя звук. Через несколько лет во всем будет виновата школа.
Вчерашний случай, который меня потряс. Снова жду ребёнка с танцев. В фойе сидят дети, оставшиеся на продлёнку, родители опаздывают. Их давно должны были забрать. В кабинете идёт уборка, но педагог в фойе детей занимает. Им это не нужно, они достали телефоны под предлогом: ну мама же будет звонить. А сами играют. У одной из девочек закончился лимит времени. Она звонит маме и требует продлить. Мама отказывает. Тогда девочка в течение пяти минут (я засекла время) записывает голосовые с требованиями и непрерывно присылает их маме. Мама сдаётся. Девочка возвращается к игре. Дети вокруг берут на заметку, восхищённо говорят, что знают теперь, как добиваться своего.
Для меня вчерашний случай почти так же страшен, как и нападение из-за игры. Потому что это уже очень тревожный звонок. Дети 8-9 лет так погрязли в телефонной реальности, что без неё себя не мыслят. Готовы на все, только верните меня в игру, в тик-ток и так далее…
Эти телефоны детям дали не учителя, не друзья. Их купили и торжественно выдали родители. Да, у нас у всех сейчас очень перегруженная жизнь. Мы много работаем, измотаны ритмом городской жизни, и телефон в руках ребёнка поначалу кажется невинным способом урвать хоть немного времени на отдыхаю. Но давать телефон дошкольнику - это губительно. В этом возрасте нет никаких навыков самоконтроля, а зависимость формируется быстро. И современные дети с логопедией, СДВГ, проблемами с мелкой и даже крупной моторикой с трёх лет живут в телефоне. Как с этим будет конкурировать логопед, воспитатель, учитель, домашние задания, книги?! Никак! Отдайте мне мой телефон, иначе я забросаю голосовыми, устрою истерику, буду шантажировать, а как крайность - возьму в руки нoж…
У меня уже давно сформировалось понимание, что если мы не находим время на детей, ими займётся интернет. Это не лозунг тётеньки в белом пальто - это жизнь. Я на своих ошибках тоже кое-чему научилась. Про то, как не вырастить телефонного зомби, поговорим в следующей статье…