В январе 2022 года истекли 95 лет с момента публикации повести Милна «Винни-Пух». По американским законам это значит, что Кристофер Робин, Винни, Пятачок, Ослик Иа-Иа и Сова (но не Тигра, который появился позже и все еще принадлежит Disney) переходят в общественное достояние и теперь кто угодно может использовать их образы в кино, театре, литературе, компьютерных играх и так далее и тому подобное. Быстрее других оценил ситуацию и поспешил извлечь из нее максимум британский треш-хоррор-мейкер Рис Фрейк-Уотерфилд, сценарист, режиссер и продюсер около сорока малобюджетных ужастиков с говорящими сами за себя названиями: «Елка-убийца», «Пасхальная резня», «Крокодилья месть», «Проклятье Кровавой Мэри», «Гнев Ван Хельсинга» и другие. Его трейлер слэшера о кровавом Винни-Пухе стал вирусной сенсацией в интернете, после чего продюсерская компания ITN выделила Рису денег на полнометражный фильм, который с 16 февраля на полном серьезе показывают в кинотеатрах США, Европы и даже РФ.
Было время (условно восьмидесятые), когда зрители знали, чего ждать от слэшера. Креативные убийства, немного крови, немного секса и голых женщин, неторопливый и несокрушимый убийца с какой-нибудь любопытной сверхспособностью и обещание продолжения, которое будет отличаться от оригинала лишь несколькими деталями. Шли годы, разные подражатели разбавили эту формулу, увлекаясь то кровищей, то обнаженкой, зрители устали, запутались в деталях, и в итоге сегодня настоящих чистых слэшеров уже не делают. После «Хижины в лесу» все полюбили метаироничные постхорроры, больше высмеивающие жанр, чем развивающие его.
На этом фоне «Винни-Пух: Кровь и мед» выглядит слэшером старой школы. Безумный маркетинг гарантировал фильму множество любопытных глазных яблок, а Фрейк-Уотерфилд позаботился о том, чтобы им было чем себя занять. Если очень коротко: два здоровенных чувака в масках творят лютейшую дичь.
Как и большинство классических слэшеров, «Винни-Пух» ориентирован на мальчиков-подростков, находящихся на той тонкой грани, когда их уже бесит все, что произведено для детей, но еще в новинку хардкорное насилие. Именно такие малыши хохочут, когда во вступительных титрах Винни-Пуха и Пятачка называют уродами. Впрочем, мужчины постарше тоже могут оценить юмор – чем громче у вас в голове звучат голоса Бивиса и Баттхеда, тем выше вероятность разглядеть в новой инкарнации Винни-Пуха что-то крутое.
Лучшие слэшеры приберегают предысторию для сиквела, поэтому в экспозиции «Крови и меда» зрителям не дают слишком много подробностей. Жутковая анимация, имитирующая монохромные скетчи, вырванные из блокнота или дневника, иллюстрирует рассказ о том, как мальчик Кристофер Робин обнаружил в лесу группу демонических гибридов людей и животных: полумедведя, полусвинью, полузайца, полуосла и полусову. Какое-то время они играли вместе, ребенок доставал и приносил им еду, но потом неожиданно вырос, уехал и поступил в колледж.
Той зимой в стоакровом лесу наступил беспрецедентно лютый мороз. Чтобы спастись от холода и голода, Пух и остальные были вынуждены убить и съесть Ослика Иа-Иа. После акта каннибализма (хотя это спорный момент) выжившие гибриды сошли с ума. Обидевшись на бросившего их Кристофера Робина, они поклялись больше не разговаривать, хотя и продолжили одеваться, как Поль Баньян, в смысле канонический американский лесоруб.
Через много лет повзрослевший Кристофер Робин возвращается в места своего детства. Да не один, а с молодой женой. Он хочет доказать супруге, что его воображаемые друзья реальны, но, конечно, совсем не ожидает, что они задушат его ненаглядную цепью, а его самого подвесят на крюк и выпорют отрубленным хвостом Иа-Иа.
В следующем акте, по классической схеме из книжек Лавкрафта, фильмов Хичкока и миллиона ужастиков, снятых под их влиянием, в зловещем месте оказывается компания ничего не подозревающих юных и по большей части невинных существ. В данном случае – пятеро британских студенток.
Сценаристам «Винни-Пуха» хватает мозгов чтобы отказаться от нескольких старых слэшерских клише и предложить им альтернативу. Главную локацию, уединенный домик посреди леса, будущие жертвы не случайно обнаруживают, неизвестно зачем проезжая мимо на автомобиле, а специально бронируют на Airbnb. Первая жертва обычно расплачивалась скорой смертью за преждевременно потерянную девственность, но в «Винни-Пухе» главным грехом объявляется чрезмерная соцсетевая активность и популярность. Впрочем, в противовес этим нововведениям Фрейк-Уотерфилд и его команда воздвигают посреди леса в английской глубинке канонический ржавый гараж с четырьмя американскими реднеками в придачу.
Шуток, разряжающих обстановку, как в постмодернистских ужастиках, тут почти нет. Но при желании можно считать смешной непредсказуемость виннипуховских суперспособностей – произвольно и по желанию он то увеличивается в размерах, то внезапно использует какой-то секретный прием карате, а может просто напустить на противника стаю пчел. Кроме того, его маска, которая по большей части выглядит как обычная маска, в некоторые моменты расплывается в улыбке.
Она помогает ориентироваться, так как большинство убийств совершается глубокой ночью, в которой сложно понять, что именно происходит. Крови довольно много, оголенные дамские прелести присутствуют, правда, в единственной сцене, когда Винни с не очень понятной целью стягивает рубашку с одной из жертв. Это, а также тот факт, что большую часть насилия мужчины совершают тут над женщинами, могут отпугнуть часть аудитории, хотя понятно, что совсем не ту, для которой все это делалось.
На сегодняшний день «Винни-Пух: Кровь и мед» обладает всего лишь 10% свежести на Rotten Tomatoes. Для ужастика это своего рода антирекорд, они крайне редко вызывают такое единодушное отторжение. Однако это не мешает создателям фильма не только зарабатывать на своем творчестве, но и планировать сиквел. «Винни-Пух-2» уже в разработке. Кроме того, в ближайшие месяцы истекают 95 лет для Питера Пэна и Бэмби.
Удачного просмотра.