35 лет назад, 17 февраля 1988 года, не стало Александра Башлачева — поэта, музыканта, члена Ленинградского рок-клуба и человека, на которого уже слишком невежливо было бы вешать ярлыки вроде «трагический голос поколения». В 27 лет Башлачев, или, как его панибратски называли в музыкальной среде, СашБаш, выпал из окна своей съемной квартиры. Его смерть, подобно гибели Янки Дягилевой, до сих пор остается загадкой. Однако «детективное расследование» в этом тексте мы посвятим исключительно распространенному мотиву его лирики — колокольчикам.
Визитной карточкой поэта считается композиция «Время колокольчиков» из одноименного альбома 1986 года. В этом гимне русской удали напополам с народным плачем, как пишет доктор филологических наук Новгородского университета Вячеслав Кошелев, колокольчик противопоставляется большому Царь-колоколу и вбирает в себя пушкинскую семантику — это дорожный, а не дверной, домашний колокольчик. Он, в отличие от большого «брата», подвижен, все время куда-то зовет. Так же как сердце, звенящее «под рубашкою». Неудивительно, что и рок-н-ролл тут предстает в связке со «свистоплясом». Этот звон и свист русского рока хоть порой и непригляден, но в целом оптимистичен.
Еще одно важное значение колокольчиков — душа. Лирика песни «Ванюша» полностью посвящена ее путешествию, и колокольчик, вздымающийся «выше храма», символизирует и ее полет, и, возможно, буквально — цветок. В композиции «Случай в Сибири» Башлачев обыгрывает тот факт, что сам носил на груди три маленьких бубенца, что подтверждает глубоко личное значение этого образа для поэта.
В «Похоронах шута» колокольчики напоминают о скоморошеской традиции, смехе, русском юродстве. Башлачев в своих песнях редко был «здесь». Он всегда был где-то «там», в прошлом, в культурной традиции, фольклоре, часто язычестве. Поэтому, подытоживая, можно сказать, что этот чистый и ясный звон слышен для артиста через века. Через текст и порой прямо на записи можем услышать и мы — их время давно пришло.
Автор: Лиза Журавлёва
Читайте другие материалы в медиа Звук:
Пролетит — не заметишь: 5 музыкантов, не доживших до 30 лет
В память о великом барде: особенности песенного стиля Владимира Высоцкого
В прокат вышел художественный фильм о последнем дне Янки Дягилевой