Найти в Дзене

Мы воюем с «призраками»? Часть 2: на начало СВО у Украины было 98 самолетов, а сбито уже 385.

Оглавление
Самолет сбит, но долетел до аэродрома (фото из архива яндекс дзен)
Самолет сбит, но долетел до аэродрома (фото из архива яндекс дзен)

Несмотря на то, что предыдущая статья (часть 1) была написана в апреле прошлого года, она по-прежнему популярна у читателей. Однако и вопросов появляется все больше, и читатели хотят разобраться в ситуации.

Скрин с комментариев читателей.
Скрин с комментариев читателей.

Во-первых, обращаю внимание читателей, что с апреля 2022 года изменилось очень многое. Напомню, год назад ударами крылатых ракет были выведены из строя аэродромы и пункты управления воздушным движением, было объявлено об уничтожении большого количества техники на аэродромах, воздушное пространство Украины было объявлено закрытым для полетов. Вот информация, которая легла в основу анализа в статье год назад.

Война идет не только на земле, на воде и в воздухе. Она идет и в информационном поле. Мы не обо все уведомлены. То, что видят наблюдатели на фотоснимках (из космоса, с самолетов-разведчиков), не всегда верно интерпретируется. На самолетах при стрельбе по цели ведется фото-фиксация пусков и стрельб с целью подтверждения результатов. На них видны факты поражения цели, но не всегда очевидны итоговые результаты или критичность повреждения. «Сбитый» самолет может разбиться, а может совершить вынужденную посадку, а то и вообще дотянуть до своего аэродрома. Самолет во всех случаях будет считаться сбитым в бою. Но в двух последних случая он может быть восстановлен.

Уже где-то в середине лета прошлого года промелькнула следующая неприятная для нас информация:

- Путин непосредственно перед началом СВО последний раз звонил Зеленскому и предложил исполнить «Минск-3», что в любом случае нивелировало полную внезапность последующего нанесения ударов ракетами - было время объявить тревогу.

- Украина был заранее уведомлена НАТО о том, что в ближайшее время мы можем начать военные действия

- Ряд военнослужащих ВВС Украины хвастались, что за день до начала СВО скрытно перебазировали свои самолеты на запасные аэродромы, а на основных остались те, что были в нерабочем состоянии.

- На основных аэродромах выставили «макеты»… - обычный прием маскировки и введения в заблуждение. Сегодня, например, наши войска электронными способами «создают» иллюзии движения целых колонн военной техники (для спутников НАТО)!

По своему опыту службы, правда в ВВС СССР, знаю, что в «отстое» всегда много нелетающих самолетов. В мирное время армейская авиация летает по нормам мирного времени, стремясь снизить аварийность и несчастные случаи. Из-за каждого ЧП где бы то ни было приостанавливаются полеты и проводятся дополнительные регламентные работы, осмотры и пр. Самолеты, которые имеют хоть какие-то неполадки, к полетам не допускаются. Например, повреждена створка люка носового шасси – самолет до устранения повреждения к полетам не допускается. А если неисправности серьезнее – тем более ставится «на прикол».

У меня был случай: в полете двигатель самолета, который я выпустил в полет, на высоте 3000 м терял обороты, а при снижении работоспособность восстанавливалась. Вызвали специалиста с завода: «Это может быть этот датчик, или тот… Но у меня с собой только первый, его и поменяем». Поменял и улетел. Проверили работу на земле – все в порядке. Мне - задание подготовить самолет к полету. Я отказался, так как в случае ЧП может разбиться самолет, виновным сделают меня, все вспомнят, что были подозрения на второй датчик. Я предложил зам по ИАС самому выпустить самолет в первый полет, если он уверен… (так по уставу) Так самолет стал «на прикол» - никто не решился, вплоть до зам по ИАС полка… Год стоял, пока не поменяли и второй датчик!

То есть в мирное время может быть много самолетов «не летных» по самым глупым причинам. При бардаке на Украине, до 30% летного парка могло быть «не летным».

В военное время все кардинально меняется: было исправных 98 – стало «на крыло» 150. Повредили в бою, но самолет летает – подлатаю и пошлют в бой снова. И второй, а то и третий раз самолет может быть «сбит».

  1. Но все это – про первые месяцы СВО. Даже про первые полгода, поскольку к концу августа довоенное ВВС Украины перестало существовать. К сентябрю в ВС Украины почти не осталось вооружения, которое было на балансе ВС до начала СВО. Но далее начинается 2-ой этап СВО (закончится в апреле), который идет уже на вооружении, поставленном и поставляемого странами НАТО. А это, сами понимаете, уже «другая история».

Другая история: сбито уже 358 самолетов. А где взяли столько военных летчиков?

Уже давно не секрет, что США по всему миру скупают технику советского и российского производства для Украины. Схема такая: эмиссары из США «убеждают» кнутом и пряником страны освободиться от "старья" в виде военной техники и военных самолетов производства РФ, а следом приезжают эмиссары Украины и втридорога скупают эту технику. А чего жалеть шальные деньги – за все платит США и Евросоюз! При этом и в странах-продавцах на этом наживаются за счет откатов, и в самой Украине. Война все спишет.

Россия за последние 30 лет продала на экспорт больше самолетов, чем произвела для себя. Политика здесь была такая: сначала на экспорт, а потом себе. Смысл: заработать. Та же Индия стала артачиться, подозревая подвох: а почему ваши ВВС не закупают то, что предлагаете нам? Другие страны тоже сомневаться стали при закупке новой техники. Те же Су-30. Но в итоге за рубежом наших боевых самолетов, наверно, больше, чем в собственных ВВС.

Конечно, за рубежом - «экспортный» вариант, который отличается электроникой, радарами, другими приборами – на экспорт аппараты шли в предыдущей версии, а в наши ВВС поставляли более продвинутые версии. Поэтому экспортный вариант уступает по техническим характеристикам и боевым возможностям, и на поле боя у нас техническое преимущество. Тем не менее, это боевые самолеты, и они бомбят, стреляют… В части механики (фюзеляж, агрегаты, двигатель) во многом такие же, ремкомплект – такой же.

Ремкомплект. По договорам на каждый проданный или поставленный самолет полагается прилагать ремкомплект, в который входят агрегаты или их части (например, маслобаки, системы пожаротушения, лючки, части крыла или хвостового оперения, шасси, приборами и т.д. – в зависимости от требований заказчика). Самолет собрать из них нельзя, но пол-самолета можно. И этот ремкомплект периодически заводом восполняется. Поэтому за рубежом есть не только сами самолеты, но скопилось и достаточное количество ремкомплектов, которые продаются Украине как вместе с самолетами, так и отдельно.

Остается вопрос: а откуда столько «сбитых» и летающих пилотов? Сейчас у всех на слуху, что пилота надо готовить много лет. Если до СВО была сотня военных летчиков, то откуда взяли еще три сотни? Что за волшебная арифметика?

Современный самолет – это сложный комплекс. Мало уметь взлетать, ориентироваться в воздухе визуально и по приборам, садиться на полосу – надо еще управлять бортовым комплексом, следить за приборами, знать и уметь переключать режимы работы этого комплекса.

Для примера: вот в автомашине у вас прибор, на котором скорость, температура двигателя, уровень топлива в бензобаке и еще несколько показателей. Глянули – и все понятно. В современном самолете необходимо контролировать столько параметров. что если на каждый устанавливать отдельный прибор, то их придется размещать по всей кабине и нужны будут глаза и на затылке… Поэтому пошли по другому пути: комбинированные приборы.

Кабина современного боевого самолета
Кабина современного боевого самолета

Вот представьте: в своей автомашине вы видите спидометр, нажали кнопу под ним – и у вас уже на дисплее другой прибор с другими показаниями. Вам надо понять запас сжатого воздуха на самолете, а такого прибора на панели нет! И если не знать, какую кнопку под каким прибором нажать, то и не узнаете!

И так – в каждом(!) приборе. Я уже не говорю про несколько десятков АЗС по обоим сторонам кабины пилота: чуть ошибешься (случается даже у опытных пилотов!) и вместо выпуска тормозного парашюта будет его сброс… Этому нельзя научить по книгам – минимум нужен тренажер, много сотен часов на тренажере. И все равно в воздухе все по-другому. Поэтому даже переучивание с одного типа самолета на другой идет годами.

В советское время резерв пилотов готовился в специальных учебно-тренировочных полках. За пол-года из пилотов ДОСААФ (спортсменов-летчиков и планеристов) готовили летчиков-истребителей… до уровня «взлет-посадка». Выполнил самостоятельный взлет и умудрился не промахнуться мимо полосы… - ты летчик-истребитель. Использовались самолеты УТИ Миг-15.

На этом самолете можно было летать и без приборов вообще – простейшая конструкция. Даже был случай: сорвало фонарь и летчик приземлился с открытой кабиной! Как 100 лет назад.

Помню, прибыл новый замполит полка, который раньше летал только на Миг-17, сел в кабину Су-17… и очень удивился, что приборы – комбинированные… а когда запускал двигатель – чуть не сжег самолет (под самолетом возник «костерок» из горящего керосина)! И это опытный летчик, подполковник…

На Украине была большая гражданская авиация. С началом СВО небо для полета было закрыто. Пилоты, что летали на аэрбасах и боингах, подались в чужие края (спрос на них большой во всем мире!), а вот остальные – с АНов, ТУшек и прочих остался не у дел. Но это – опытные пилоты. И во время войны – резерв для ВВС Украины. Вот их в первую очередь и переучивают.

За год подготовить с нуля нового пилота можно только для взлета-посадки. Летавшего пилота можно переучить на новый тип самолета. Но вот опыт, автоматизм, столь востребованный в стрессовых ситуациях при отсутствии времени на принятие решения, нарабатывается годами.

Поэтому воздушного боя такие пилоты стремятся избегать – жмутся к земле и выполняют свои задачи без пересечения фронта.

Почему наши самолеты перестали летать в тыл Украины?

В первые месяцы СВО средства ПВО Украины в основном были выведены из строя. ВВС РФ господствовали в небе Украины. Но ПВО тоже ремонтопригодно, много комплексов С-300 было продано за рубеж, а сейчас активно перепродается Украине.

Почему заговорили про системы «Пэтриот»? Потому что зарубежные источники пополнения средств ПВО российского или советского производства во многом уже исчерпаны. Еще есть, но ненадолго. Пока ПВО Украины действует, пусть и с «дырами», это опасность для нашей авиации, поэтому глубоких рейдов в тыл нет. Все вблизи фронта. Но и здесь опасность на каждом шагу – систем ПЗРК (переносные зенитные ручные комплексы) - как у дурака фантиков. В каждом окопе ВСУ.

В марте 2022 года в сети было сообщение о том, как по колонне нашей техники был сделан выстрел из противотанкового устройства. Повредили ходовую часть (колеса) танка. Стрелка поймали и удивились: паренек 14-ти лет, сам испугался и дрожал от страха… Удивились, покачали головами и отпустили. Это к тому, что НАТО наводнило Украину такими устройствами – и против танков, и против авиации. Труднее сказать, где их нет. От ПЗРК можно уклониться маневром, только если есть высота. А на высоте опасность от ПВО. Поэтому сейчас удары наносятся по средствам ПВО, чтобы вернуть под полный контроль воздушное пространство над Украиной. Без такого контроля широкомасштабное наступление чревато большими потерями.