Найти тему

Как американцы стащили идею норвежцев

Вечеринка, гости собрались, выпивают, а затем собираются домой. Некоторые садятся за руль пьяными и попадают в ДТП. Что плохо.

В Скандинавии давным-давно стала нормой идея "дежурного водителя" - одного из участников вечеринки назначают на эту должность, он ничего не пьет, а затем развозит всех по домам.

А вот в США о такой идее ничего не знали - до той поры, пока темой не заинтересовался Уинстен, профессор социального здравоохранения из Гарварда. И поставил перед собой цель - создать аналогичную традицию в США.

Чтобы что-то стало нормой, нужно показать людям, что это уже норма. В разных ситуациях, контекстах демонстрировать - "так поступают все". Поэтому Уинстен отправился к сценаристам 160 телевизионных программ и попросил "5 секунд диалога", где бы промелькнул "дежурный водитель". Не эпизод, не сцена, просто одна, брошенная вскользь фраза.

Просьба простая и не слишком обременительная. Это важно - людям нравятся простые решения сложных проблем. И с ней согласились. А так как охват был широкий - слова о "дежурных водителях" мелькали в совершенно разных программах для разных целевых групп.

Спустя три года 9 из 10 американцев знали термин "дежурный водитель". 37% сами выступали в роли такого водителя, а 54% уже пользовались его услугами.

Причин может быть много, но все же - за эти же три года число ДТП с участием пьяных водителей снизилось с 23,6 до 17,8 тысяч человек.

Создавать социальные нормы - показывая, куда движется большинство - можно и в благих целях.

© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 20 лет в strategy&marketing, автор концепции психологической инженерии бизнеса

мой телеграм-канал с самыми актуальными постами: https://t.me/marketpsy

подкаст: https://nmolchanov.mave.digital/

Моя книга "Человек покупающий и продающий" - лучшая деловая книга 2022 года в России по версии PWC.

Купить - OZON, Labirint, Читай-Город, Wildberries, Litres, книжный магазин за углом и торренты