Как и было обещано, начинаю новый цикл - по Писаниям царя Соломона. В предыдущей, вступительной публикации к этому циклу мы уже говорили о том, что в то время как Соломон через свои послания учит всех нас (как учил он и поколения людей живших прежде нас), он ни на не забывает о том единственном человека, "бедном юноше", или "бедном царе", которому суждено стать последним Белым царем, Предтечей - о ком Соломону дано было его единственное записанное пророчество. И Соломон нам пишет о том самом главном человеческом, о чем не пишут и не думают даже известные своими пустыми обещаниями "слуги народа" - о счастье. Он понял, чего одного ищут люди на самом деле - счастья, счастья и счастья - и записал для нас и для Белого царя, как это возможно.
У Соломона, писавшего те драгоценные строки, которые мы будем эти дни читать и усваивать, была вера и надежда на то, что что-то из всей этой переданной им богооткровенной мудрости усвоится множеством людей - на их великое благо, и на благо всей Земли. Но он также верил и надеялся, что когда-то эти строки будет читать и поколение последнего Белого царя, и сам он, еще в своей бедности и безвестности.
Совершенно очевидно, что Соломон расчитывает на это, как расчитывает он и на то, что в полноте своей переданная в книгах Соломона премудрость будет все-таки всерьез воспринята и впитана, усвоена, пусть даже одним человеком - этим "юношей". А может быть и большим числом людей - из того поколения людей, то есть нам с вами, которые увидят своими глазами Царство Святой Руси. Вот для этой оптимальной задачи - для построения обетованного царства народа святых - и пишет, по большому счету, Соломон, внося свой вклад в благословенный порядок грядущего Царства Предтечи - Святой Руси.
Вчера мы прочитали с вами первую главу книги Екклесиаст, сегодня читаем вторую. Кстати, слово "Екклесиаст" означает "пастор" или "проповедник". Так называл себя царь Соломон. Прочтем эту удивительную главу, и в конце я поделюсь своим кратким к ней комментарием, или выводами:
Екклесиаст 2 глава
1 Сказал я в сердце моём: «дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром»; но и это — суета!
2 О смехе сказал я: «глупость!», а о веселье: «что оно делает?»
3 Вздумал я в сердце моём услаждать вином тело моё и, между тем, как сердце моё руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей.
4 Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники,
5 устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева;
6 сделал себе водоёмы для орошения из них рощей, произращающих деревья;
7 приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме;
8 собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завёл у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих — разные музыкальные орудия.
9 И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною.
10 Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце моё радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих.
11 И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!
12 И обратился я, чтобы взглянуть на мудрость и безумие и глупость: ибо что может сделать человек после царя сверх того, что уже сделано?
13 И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою:
14 у мудрого глаза его — в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает их всех.
15 И сказал я в сердце моём: «и меня постигнет та же участь, как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым?» И сказал я в сердце моём, что и это — суета;
16 потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни всё будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым.
17 И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо всё — суета и томление духа!
18 И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня.
19 И кто знает: мудрый ли будет он, или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем. И это — суета!
20 И обратился я, чтобы внушить сердцу моему отречься от всего труда, которым я трудился под солнцем,
21 потому что иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, и должен отдать всё человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его. И это — суета и зло великое!
22 Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем?
23 Потому что все дни его — скорби, и его труды — беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это — суета!
24 Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это — от руки Божией;
25 потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него?
26 Ибо человеку, который добр пред лицом Его, Он даёт мудрость и знание и радость; а грешнику даёт заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицом Божиим. И это — суета и томление духа!
Выводы
В этой главе премудрый царь Соломон обращается к нам не с тем, чтобы похвастать своими сокровищами и подразнить нас, но с тем, чтобы научить нас той великой и простой мудрости, которой он сам за свою долгую и насыщенную жизнь научился: счастье человека не зависит от его богатства. Человек может быть богат и несчастлив, а может быть беден - и счастлив. Соломон не призывает к бедности - он ищет для граждан своей страны ни богатства, ни бедности - но счастья. Он понял (это нетрудно), что все мы ищем одного - ищем счастья. А если не находим счастья - то хотя бы утешения, или покоя. Как сказал уставший Пушкин:
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.
Вот, царь Соломон, как мудрый правитель, был озадачен важным вопросом: как сделать своих людей счастливыми? Без того, чтобы им надо было, как усталым рабам, куда-то там убегать?
Да, в этом и состоит главная задача царя, правителя - и именно этого от него все и ожидают, хотя не смеют признать этого, и даже особо не надеются - сделать людей счастливыми. Удалось ли Соломону это сделать? Лишь отчасти. Он и о себе говорит, как о человеке не слишком-то счастливом - но ищущем счастья. А счастье оказывается каким-то неуловимым, ускользающим. Оказывается быть счастливым это большое искусство. Счастье не приходит с деньгами и возможностями. Счастье приходит просто так, и к бедному, и к богатому, но к бедному оно, кажется, приходит чаще.
Счастье приходит как, к примеру, весна - просто так, бесплатно, для всех без исключения. Но для того, чтобы по-настоящему ощутить, оценить, принять это счастье в его полноте - нужно учиться. Мне нравится, как Григорий Ефимович сказал в своей маленкой книжечке "Житие опытного странника":
"Много может природа научить по всей премудрости и всякое древо и как по поводу весны. Весна означает великое торжество для духовного человека. Как развивается в поле, то есть украшенный светлый май, так и кто следящий следит за Господом, то у него зацветает душа подобно маю, у него такое торжество как день Пасхи, то есть напоминает как-будто этот день, когда он причащался, и как развивается вся весна, так развивается и торжествует кто ищет Господа. Недуховному человеку весна тоже радость, но только как неученому грамота."
Вот этой грамоте, грамоте счастья, и стремился научиться сам, и научить других премудрый Соломон. Но писал он это все еще и для нас - поколения Белого царя, поколения, которому надлежит получить это счастье, испытать его на себе. Ведь счастье - это наука, и эту науку надо изучать как правителю, который стремится сделать свой народ счастливым, так и самому народу - чтобы в полноте, а не как "неученый", испытать счастье и удержать его.
Вот эту науку счастья Соломон и передает - не только нам, но и Белому царю, о котором и к которому Соломон пишет. Очень трудно (хотя и не невозможно) бывает людям обрести счастье, если их правитель сам несчастлив, или не заботится о счастье своих граждан. Счастье требует как умения принимать его, так и умение дарить его. Счастье требует счастливого правителя. Счастье - это наука благодарности. Оно не требует много ума, или совершенной мудрости - Соломон испытал и нашел, что немного глупости, немного несерьезности никак не вредят счастью, но только усиливают его.
В последующих главах Соломон будет еще развивать эту главную науку, которй, к сожалению, не учат ни в школе, ни в институте. Науку, которой владеет сегодня редкий правитель - науку счастья. Сегодня никто, кажется, не осмеливается даже обещать людям счастья - обещают мир, деньги, пенсию, медицинские центры, эффективный менеджмент сырья и экономики... Это все хорошо, самое главное - сравнительно честно. Никто не обещает людям счастья - потому что сам его не имеет, и не думает, что это возможно: быть счастливым и осчастливить других. А Соломон как раз говорит, что это возможно.
Более того, Соломон обращается к нам, живущим в последние времена, к нам, ожидающим только новых несчастий, и утверждает, что он учился науке счастья не напрасно. Он говорит о том дне (этим и завершается вторая глава), когда то, что насобирают и настроят грешники будет передано праведникам - то есть он говорит о Царстве народа святых, о котором говорят все пророки. Но Соломон, будучи царем, не просто говорит об этом Царстве - он посвятил всю свою жизнь тому, чтобы найти "рецепт счастья" для этого Царства - для царства "бедного царя", царства народа святых.
И Соломон не напрасно трудился, не напрасно все испытывал, не напрасно творил глупости, ошибался, эксперементировал... Мы воспримем его опыт с благодарностью и уважением. Нам с вами предстоит строить Царство Счастья - потому что только такое царство стоит строить, и только такое царство способно вытянуть людей из царства Вавилона. Вавилон предлагает людям суррогатное счастье - через деньги, власть, наркотики, технологии. Все это испробовал, испытал царь Соломон и сделал вывод, что это все - суета сует. Вместо этого Соломон предлагает иную модель счастливого общества, управляемого счастливым государем.
В последующих публикациях, разбирающих последующие главы книги Екклесиаста, мы будем учиться жить счастливо - учиться счастью. Это возможно и необходимо уже теперь, чтобы счастье пошло разгораться снизу, в нас, в простых людях, живущих в непростые времена и в непростых условиях. Но это счастье, конечно, является ограниченным - до того времени (очень скорого), когда огонь счастья будет зажжен и сверху, в лице того "бедного юноши" или "бедного царя", который усвоил-таки Соломонову науку счастья и положил себе в сердце сделать людей счастливыми. И мы будем изучать - изучая книгу Екклесиаста - науку счастья. Ведь только этого мы и ищем - для себя и для любимых. Если кто-то еще помнит слова песни:
Так же, как все, как все, как все,
Я по земле хожу, хожу
И у судьбы, как все, как все,
Счастья себе прошу...
И у судьбы, как все, как все,
Счастья себе прошу.