Технические характеристики бензонасоса
Бензонасос Додж Джорни конструктивно аналогичен своим собратьям с бензиновыми атмосферными двигателями объёмом до 2.4 включительно, так что статья актуальна для всего модельного ряда. Погружной электрический насос способен выдавать давление 860 кПа, которое ограничено регулятором давления до 400 кПа ± 34 кПа. Встроен в топливную станцию и по заверениям производителя замене не подлежит, однако мы знаем, что это не так. Саму станцию нужно менять только когда расплавился разъём на насос – болезнь Додж Калибр до 2008 года выпуска, да и то можно найти запчасть с разборки.
Однако не всё так радужно. Не взирая на отличный запас прочности, бензонасос Додж Джорни рано или поздно выходит из строя. На конвейер их поставляет Denso, артикул AF 195131-0380, который не пробивается в каталогах, зато есть в продаже на Алиэкспресс. В интернете бытует мнение, что в качестве аналога можно взять Bosch 0 580 453 453 от Лада Калина. Да, он подходит по посадочным размерам, но в его характеристиках заявлено всего 350 кПа и 60 литров в час, что скудно. Для вялой неспешной езды может и хватит, но обгон на трассе можно и не осилить с печальными последствиями.
Вариантов решения немного:
- Покупать насос Walbro или аналогичный с заведомо высокими характеристиками – их часто используют на тюнингованных машинах. Ценник доступный, но не слишком гуманный.
- Искать узел на разборках со свежего автомобиля. Придётся приобретать всю станцию в сборе, даже если нужен только бензонасос. Можно купить мёртвый агрегат.
- Заказать новую топливную станцию в сборе, благо в последнее время рынок не ограничивается только оригиналом за баснословные суммы. Едет долго, в наличии редкость.
Принцип работы топливной системы
Сейчас будет много нудной теории, держитесь, гуманитарии. Впрыск регулируется при помощи PCM (Power Control Module), он же моторный блок, в народе именуемый мозгами. Очерёдность зажигания 1-3-4-2, количество топлива регулируется только длительностью открытия форсунки. В идеале блок стремится добиться стехиометрического соотношения 14,7 частей воздуха на одну часть бензина
Существует два цикла работы двигателя: Open Loop и Closed Loop. Первый представляет из себя работу по предустановленным параметрам, когда PCM использует данных с кислородных датчиков только для самодиагностики, но не смесеобразования. Во втором режиме блок управления двигателя рассчитывает смесь исходя из показаний кислородных датчиков, формируя краткосрочную и долгосрочную коррекции.
К циклу Open Loop относятся следующие режимы.
- Запуск двигателя. Выполняем условия для запуска двигателя в зависимости от типа трансмиссии (положение селектора P/N или выжатая педаль сцепления)? поворачиваем ключ. Если PCM в течение секунды получает данные с датчиков распредвалов и коленвала, подаётся питание на бензонасос Додж Джорни, форсунки, катушки и кислородные датчики. За один оборот двигателя определяется положение распредвалов и коленвала, после чего начинается впрыск в заданной очерёдности. Когда двигатель достигает холостых оборотов ±64 об/мин, PCM сравнивает текущие данные с датчика MAP (абсолютного давления в коллекторе) c атмосферным давлением, полученным в режиме включенного зажигания (нулевые обороты). Далее PCM опирается на следующие данные:
- MAP;
- обороты двигателя;
- напряжение в сети;
- температура антифриза;
- температура воздуха на впуске;
- положение дроссельной заслонки;
- количество оборотов двигателя с момента запуска.
2. Прогрев двигателя. Блок PCM регулирует холостой ход, угол опережения зажигания и отслеживает:
3.
- MAP;
- датчик положения коленвала;
- температура антифриза;
- температура воздуха на впуске;
- датчики положения распредвалов;
- датчик детонации;
- положение дроссельной заслонки;
- состояние компрессора кондиционера;
- напряжение в сети;
- обороты двигателя в минуту;
- состояние рычага круиз-контроля;
- кислородные датчики.
4. Максимально открытый дроссель. PCM определяет режим открытого дросселя, опираясь на данные с датчиков положения педали газа, после чего отключает питание с муфты компрессора кондиционера. Регулировка количества топлива производится согласно предустановкам, зависящим от MAP и оборотов двигателя. Дополнительно мониторятся:
5.
- температура воздуха на впуске;
- температура антифриза;
- обороты двигателя в минуту;
- датчик детонации;
- положение дроссельной заслонки.
Чтобы перейти из Open Loop в Closed Loop достаточно двух условий. Условие 1. Температура антифриза 38 секунд выше 1.6°C или 15 секунд выше 10°C или 3 секунды выше 75°C. Для других температур блок PCM просто интерполирует значение времени. Условие 2. Напряжение кислородного датчика больше 0.745 В или ниже 0.29 В. К циклу Closed Loop относятся следующие режимы.
- Замедление. В ряде случаев PCM при резком снижении давления в коллекторе получает статус отпущенной педали газа (закрытой дроссельной заслонки) и может выключить форсунки, что позволяет сэкономить топливо, уменьшить выбросы и тормозить двигателем. Такой подрежим называется «резким замедлением» и относится к циклу Open Loop.
- состояние компрессора кондиционера;
- напряжение в сети;
- температура воздуха на впуске;
- температура антифриза;
- обороты двигателя в минуту;
- датчик детонации;
- MAP;
- положение дроссельной заслонки.
2. Ускорение. Резкое увеличение напряжения на датчиках положения дроссельной заслонки или абсолютного давления в коллекторе PCM воспринимает как команду увеличить длительность импульса форсунки. В крайнем фазе переходит в режим максимально открытого дросселя цикла Open Loop.
3. Холостые обороты или круиз. PCM корректирует обороты двигателя и угол зажигания, опираясь на данные с верхнего и нижнего кислородных датчиков, параллельно отслеживая пропуски зажигания, состояние кислородных датчиков, топливные адаптации, эффективность работы катализатора, систему вентиляции топливного бака и ряд других параметров. В ряде случаев включается режим переменного (плавающего) холостого хода, на который влияют:
4.
- состояние компрессора кондиционера;
- напряжение в сети;
- температура аккумулятора, в том числе расчётная;
- температура антифриза;
- температура воздуха на впуске;
- время работы двигателя;
- пробег.
Топливные коррекции и адаптации
Итак, в режиме Open Loop блок PCM регулирует длительность впрыска, не опираясь на данные с кислородных датчиков. При температуре выше 1.6°C, но ниже 77°C , на сцену выходит краткосрочная коррекция с обратной связью от лямбда-зондов. В диапазоне от 77°C до 88°C подключается долгосрочная адаптивная память. Давайте разберёмся с терминами.
Первой всегда вступает в бой краткосрочная коррекция, чьи показания прямо пропорционально зависят от показаний первого кислородного датчика. PCM контролирует соотношение воздух/топливо, используя входное напряжение кислородного датчика. Когда напряжение достигает заданного верхнего или нижнего пределов, PCM увеличивает или уменьшает количество топлива пока датчик не достигнет предела или точки переключения. Затем процесс повторяется в противоположном направлении. Диапазон краткосрочных коррекций ± 25%, они энергозависимы и стираются при выключении зажигания.
Для обеспечения стабильного и корректного выхлопа, укладывающегося в экологические нормы, используется долгосрочная адаптивная коррекция. По сути это таблица с данными по оборотам двигателя и нагрузкой на него (MAP), по которой сверяется блок PCM. Количество контрольных ячеек зависит от условий эксплуатации. Для холостого хода используются две ячейки (контроль положения дроссельной заслонки и положение селектора P/N), ещё две для замедления (контроль положения дроссельной заслонки, оборотов двигателя и скорости автомобиля). Ещё двенадцать ячеек отведены высоких и низких оборотов, для каждой ячейки прописан диапазон напряжения датчика MAP.
Как только совпадают условия для одной из ячеек, PCM смотрит на текущую краткосрочную коррекцию и сдвигает долгосрочную в ту же сторону. В идеале краткосрочная должна быть нулевой (напряжение на кислородном датчике 0,5 В). Как только краткосрочная коррекция равна нулю, значение долгосрочной сохраняется в памяти. Эти значения используются во всех режимах, включая холодный запуск и цикл Open Loop. Обновление долгосрочной коррекции происходит в цикле Closed Loop при температуре от 77°C до 88°C, время работы двигателя более двух минут. Это сделано для того, чтобы нивелировать влияние на долгосрочные коррекции показаний температуры и компенсационных значений при запуске двигателя.
Диапазон долгосрочных коррекций тоже ± 25%, то есть они могут свести на ноль всю работу краткосрочных, однако в ряде случаев возможно суммирование значений и отклонение длительности впрыска на 50% от расчётных, что говорит о бедной или богатой смеси.
Пропуски зажигания
С точки зрения владельца бензонасос Додж Джорни либо качает, либо нет, а вся перечисленная информация сродни фоновому белому шуму. Если коротко, корректная работа топливной системы зависит от кучи факторов, вот только инструкция не учитывает творчество. Заехал недавно Додж Джорни с пропусками зажигания и жалобами «то едет, то не едет». Приступили к диагностике, измерили давление, сняли бак, а там…
Действительно, зачем редукционный клапан, два фильтра и поплавок? Насос качает? Качает. Можно смело продавать машину, а новый владелец пусть уже разгребает. Машина ко всему прочему оказалась субмариной, иначе как объяснить ржавую ватерлинию на направляющих крышки топливной станции? Потому старый насос и умер, не перенёс американских ливней, торнадо и ураганов. Обычно это удел Додж Калибр, среди Джорни пока что первый утопленник.
Выводы как всегда очевидные: топливная система достаточно нежная вещь, поэтому для замены элементов нужно чётко понимать что вы делаете, а не опираться на советы «бывалых». Да пребудет с вами техническая документация!
Для каких машин подходит?
- Dodge Caliber
- Dodge Avenger
- Chrysler Sebring
- Jeep Compass
- Fiat Freemont
- Dodge Journey