«Березовая роща» - знаменитая картина Архипа Куинджи, где игра света поражает зрителя, и невозможно пройти мимо в музее!
Она стала знаковой в судьбе художника, ведь именно после выставки этой картины Куинджи ушел «из передвижников».
За невероятный талант передачи одного цвета, за нереальную игру света и тени его серьезно обвиняли в связи с дьяволом…а где еще взять такие светящиеся краски? Или, может, он пишет на стекле и включает подсветку? И заглядывали за полотно.
Ему завидовали даже те, кого он считал друзьями…
В его березовой роще – невероятная палитра одного цвета! Вся картина зеленого цвета! И миллион оттенков этого одного зеленого поражает. Куинджи видел много больше тонов внутри цвета, нежели другие художники и просто люди, даже исследования медицинские проводили в доказательство.
Гениальная картина! И пространство-то захвачено небольшое – даже макушек у деревьев нет, а как дышится этим солнечным светом! Какие изящные березки! И как хочется присесть на эту ровную зеленую траву и погладить ее шелковую поверхность! А вода! Это прямо сказочное зеркало русалок!
Ну, не любят у нас особо одаренных. Вот и обижают незаслуженно те, кто никогда не сможет сотворить что-то подобное.
Стоишь в Третьяковке, и думаешь – как это возможно было на холст перенести? Весь этот лесной теплый солнечный воздух!
И это не только талант. Знания – самые современные для того времени! Художник изучал открытия физики и химии, а также умело и смело сочетал цвета и краски…
Он – нищий юноша, сын сапожника и ранний сирота, стремившийся учиться, пришел пешком по берегу моря из Мариуполя в Феодосию к великому Айвазовскому. Это потом картины Куинджи будут покупать члены императорской семьи и известные коллекционеры, а на выставки выстраиваться очереди… а тогда он даже года своего рождения не знал – то ли 1840, то ли 1843…
С детства начав работать, он все свободное время посвящал любимому рисованию – там, где придется. То на клочке бумаги, то на заборе, то на стене. Однажды его наброски увидел хлеботорговец, который посоветовал юному художнику поехать в Крым и поступить в ученики к Айвазовскому. И 15 летний подросток решился. Но Айвазовский не оценил талант ученика – Архип лишь красил заборы и растирал краски… Дошел до ретушера фотостудии – и тут-то его гений проснулся в свете и тени… И Санкт-Петербург его не сразу принял. Вольнослушателем в Академии художеств он стал лишь с третьего раза.
Талант требовал знаний, и Куинджи работал в лаборатории Менделеева, изучал краски на основе битума и экспериментировал с пигментами. Битумные краски становились матовыми при высыхании, Куинджи подмешивал в них алюминиевую и бронзовую пудру, добиваясь знаменитого блеска. «Иллюзия света была его Богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи…» – Илья Репин о Куинджи.
А еще он был очень добрым человеком, большим благотворителем. Делал большие пожертвования для развития русского искусства, был покровителем нуждающихся учеников Высшего Художественного училища. В 1908 году учащиеся в знак благодарности обратились к ректору с просьбой поместить портрет художника в академической столовой…
Вот такая душа.
А березы и сегодня светятся в зале Третьяковки. И даже только ради этой картины я бы приехала в музей еще...
Если вам было интересно, жмите 👍 и подписывайтесь на канал. А вам нравятся картины Куинджи?