ЦУР совместно с администрацией Смоленской области провели прямой эфир, посвященный вопросам оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На вопросы смолян ответили руководитель департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии Оксана Лаврикова и генеральный директор регионального оператора по обращению с ТКО на территории Смоленской области — АО «Спецавтохозяйство» — Павел Берёзкин.
В адрес департамента по природным ресурсам и экологии поступают обращения по вопросу отмены провозного сбора мусора в частном секторе.
Оксана Лаврикова пояснила, что законом «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что накопление ТКО должно осуществляться в местах накопления отходов.
Эта норма закона действует без редакций с конца 2017 года по настоящее время. Таким образом, оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО законодательно связывается не с конкретной улицей, а с созданными местами накопления ТКО, от которых и должно осуществляться транспортирование регоператором.
Исходя из законодательства, местами для накопления отходов являются оборудованные контейнерные площадки, внесенные в территориальную схему, а не пакеты с мусором, оставленные вдоль улиц частного сектора. В многоквартирных домах, оборудованных мусороприемными камерами, таким местом является мусороприемная камера.
На многих улицах частного сектора Смоленска и области в целом отсутствуют специально организованные площадки накопления ТКО. Региональный оператор дополнительно организовал транспортирование ТКО с таких улиц бестарным методом (путем погрузки отходов непосредственно в мусоровоз).
В народе такой способ называется «провозным сбором». Изначально регоператор организовал такой способ вывоза ТКО как дополнительную меру, чтобы компенсировать отсутствие контейнерных площадок на территории Смоленска и области.
Павел Берёзкин отметил, что в тариф регоператора включены расходы на оказание коммунальной услуги от мест (площадок) накопления ТКО, включенных в территориальную схему обращения с отходами Смоленской области.
Таким образом, услуга по обращению с ТКО по общему правилу оказывается путём транспортирования отходов от контейнерных площадок.
В то же время, действующими санитарными нормами и правилами допускается сбор и вывоз ТКО бестарным методом с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городов. Однако порядок осуществления сбора ТКО таким способом действующим законодательством не установлен, и обязанность производить сбор и транспортирование бестарным методом на регоператора не возложена.
— Кроме этого, в единый тариф на услугу регионального оператора не включены расходы на транспортирование ТКО бестарным методом, что также подтверждает отсутствие у регионального оператора обязанности по его осуществлению, — подчеркнул Павел Юрьевич.
Так, провозной сбор отходов не является обязанностью регоператора и организован дополнительно для удобства жителей в целях поддержания надлежащего санитарного состояния на улицах, где контейнерные площадки временно отсутствуют или удалены на значительные расстояния.
— Бестарный метод имеет не только сторонников, но и противников, ведь многие смоляне не хотят видеть возле своего забора пакеты с мусором, — сказал Павел Берёзкин. — Ежегодно регоператор сокращает количество улиц, от которых ТКО вывозится бестарным методом ещё и потому, что такой способ приводит к загрязнению улиц, не обеспечивает благополучную санитарно-эпидемиологическую обстановку, вызывает недовольство у части жителей. Кроме того, контейнерные площадки, хоть и не быстро, но создаются каждый год. А новые контейнеры, оборудованные крышками, которые препятствуют разлетанию отходов, приобретаются и расставляются ежегодно.
Важно понимать, что исполнение регоператором обязанности по оказанию услуги по обращению с ТКО связывается не с конкретной улицей, а с созданным местом накопления ТКО.
Обустройство таких площадок в достаточном количестве и определение мест их расположения – зона ответственности органов местного самоуправления и управляющих организаций.