Сейчас из тюрем на свободу начали выходить лидеры ОПГ. И они снова представляют угрозу для общества, считает руководитель одного из самых закрытых подразделений Росгвардии, командир СОБРа «Тимер батыр» полковник полиции Виктор Баранов.
Специальный отряд быстрого реагирования (СОБР) Управления Росгвардии по РТ 17 февраля отмечает 30-ю годовщину со дня образования. Круглая дата стала поводом к тому, чтобы рассказать о службе, которая стоит сегодня на переднем крае борьбы с организованной преступностью и какую опасность эта преступность представляет сейчас.
– Виктор Владимирович, известно, что СОБР как раз создавался в своё время для борьбы с организованной преступностью. Какие задачи стоят перед вами сейчас? Изменилось ли влияние криминалитета на общество?
– Да, в лихие девяностые годы преступные сообщества успешно выстраивали свою иерархию, криминал проникал в административные структуры. Финансовой подпиткой для них были крупные предприятия. Это очень серьёзный противник. Поэтому к его нейтрализации государство подошло комплексно. Компетентные специалисты тщательно проанализировали ситуацию, разработали соответствующие планы. И мы действовали.
Сейчас можно с уверенностью сказать, что влияние организованной преступности на общество уменьшилось. Такой ситуации, как в девяностые, уже точно нет. Однако полностью эти сообщества ликвидировать пока не удалось. И работа в этом направлении продолжается, в том числе татарстанского СОБРа. Конкретно в наши задачи, как и раньше, входит оказание силовой поддержки при проведении мероприятий сотрудниками правоохранительных органов.
И ещё один момент. Организованная преступность видоизменяется. Криминалитет для достижения своих целей осваивает высокие технологии, чему тоже приходится противодействовать. Помогают нам в борьбе с оргпреступностью и принятые поправки к Уголовному кодексу, особенно в отношении криминальных авторитетов.
– Суды над членами банд до сих пор продолжаются?
– Продолжаются. Но меня беспокоит другое: сейчас начали выходить на свободу те, кто уже отсидел. И они снова представляют угрозу обществу. Преступные лидеры – достаточно неординарные личности. Они очень хорошо адаптируются к социальной среде, эффективно используют возможности интернета. Раньше было, можно сказать, открытое противостояние с оргпреступностью, а теперь представителей криминальных сообществ выявить сложнее.
– Вас со временем стали задействовать и в антитеррористических операциях.
– Да. Однажды мы совместно с ФСБ задерживали радикальную группу. Выяснили расположение преступников, прибыли на место, и там сработало взрывное устройство. К сожалению, без жертв тогда не обошлось… Мы потеряли сотрудника правоохранительных органов.
К проблеме экстремизма, конечно, нужно относиться очень серьёзно, но уверен, что ситуация сегодня находится под контролем. Представляющие потенциальную опасность для общества граждане на примете у оперативных служб.
– В американских фильмах ваши коллеги из SWAT (штурмовая группа со специальным вооружением. – Прим. ред.) экипированы -фантастическими приборами, оптикой, защитными средствами. Не говоря уже об оружии. Ваша экипировка изменилась за тридцать лет?
– Нужно признать, что западные коллеги экипированы очень хорошо. Понятно, что наше ведомство старается приобретать всё необходимое, но современных приборов у нас пока не так много, как хотелось бы. Хотя в материально-техническом плане мы всем обеспечены. Пешком, как говорится, не ходим.
– В московском СОБРе, известном как «Рысь», служат профессиональные альпинисты, пловцы. В каждом регионе есть какой-то свой подход к профессиональной подготовке?
– Он действительно есть. Региональная особенность характерна, например, для Северного Кавказа. Скажем, в горной местности с учётом ландшафта имеются все основания набирать в отряд больше тех же альпинистов. В других регионах специалистов укомплектовывают согласно штатному расписанию. Мы располагаемся на равнине, однако высотники у нас тоже есть в наличии.
– За что из СОБРа могут уволить действующего сотрудника? Могут ли с ним расстаться за то, что, к примеру, он не укладывается в нормативы физической подготовки или стал психологически неустойчивым?
– В последнее время средний возраст сотрудников у нас снижается. Ребята приходят крепкие, сильные, выносливые. Однако и от опытных сотрудников мы не спешим отказываться. Если нормативы по физподготовке выполняют, пусть делятся опытом. По физической форме старослужащие поблажки не получают. Преступники не будут оказывать им меньше сопротивления, чем молодым.
Источник: https://rt-online.ru/u-tatarstanskogo-sobra-seryoznyj-protivnik/
© Газета Республика Татарстан