Тема взаимоотношений дочки-матери, теща-зять стара как мир и потому, «Родня», на мой взгляд, один из лучших фильмов, Никиты Михалкова, всегда свеж и интересен.
Виктор Мережко написал сценарий к этой картине специально для Нонны Викторовны. Можно сказать, это ее бенефис. Преклоняюсь перед талантом этой, поистине народной, актрисы, ее женской мудростью и бешеной энергетикой.
В одном из интервью Никита Сергеевич рассказывал, для натуральности образа, Мордюковой вставили металлические коронки и сделали жесткую химию. Та приняла все безропотно.
Ее партнеры по фильму ей под стать- Светлана Крючкова и Юрий Богатырев, безмерно талантливые актеры.
Нельзя не улыбнуться, когда наблюдаешь, как Мария Васильевна выслеживает зятька, отплясывала с ним в ресторане, одной левой отправляет Стасика в нокаут и пытается воспитывать взрослую женщину, которая для нее всегда маленький ребенок.
К съемкам приступили летом 1980 г.
На роль бывшего супруга Марии режиссер хотел взять Олега Борисова, но ему не позволили, так как актер был в черном списке из-за отказа сыграть Достоевского. Так эту роль получил Иван Бортник.
Долго не могли найти и подходящую девочку, которая могла бы сыграть внучку главной героини. Было решено пойти на эксперимент и пригласили на эту роль юного Федю Стукова, который чуть позже прославится в качестве всесоюзного Тома Сойера.
Светлана Крючкова - исполнила в фильме роль дочери главной героини,
Съемки фильма проходили не в павильоне, а в настоящей квартире, на настоящем вокзале и в настоящем ресторане. Подходящим местом для съемок режиссеру показался город Днепропетровск. Там жил брат сценариста Виктора Мережко, и он подал эту идею Михалкову.
Сложнее всего Нонне Мордюковой дался эпизод с танцем в ресторане.
Сцену пляски Стасика (Юрий Богатырев) и его тёщи Марии Коноваловой (Нонна Мордюкова) снимали в ресторане гостиницы "Рассвет" возле парка им. Шевченко (она была открыта в 1977 г.).Актриса ни в чем не хотела уступать своему партнеру Юрию Богатыреву, и на репетициях себя не щадила, хотя состояние ее здоровья на тот момент и не позволяло ей так лихо отплясывать. Все это едва не завершилось трагедией: после одной из репетиций актрисе стало плохо, ее увезли на «скорой». В больнице оказалось, что у нее случился сердечный приступ. Актриса не призналась в том, что незадолго до съемок пролежала в больнице почти полтора месяца с сердечной недостаточностью. К счастью, на тот момент все обошлось. Спустя три дня Мордюкова снова приступила к съемкам.
«Родня» могла вовсе не выйти на экраны, если бы не последнее слово Юрия Андропова , тогдашнего генсека страны. Худсовет изначально отнесся к фильму со скепсисом и потребовал от Михалкова внести около 200 правок, которые сильно искажали сюжет. В частности, попросили вырезать сцену, где Мария бьёт кулаком зятя. Западная музыка и взбалмошное поведение ребенка тоже не устраивало цензурный аппарат. Однако, после того, как картину посмотрел лично Андропов и пришел в восторг, «Родне» дали зеленый свет с минимальными правками. Может быть, поэтому картина получилась такой живой и актуальной по сей день?
«Если я, Мария Васильевна, козел, то ваша дочь соответственно…»
- выкрикнул Тасик своей бывшей теще в легендарном фильме Н. Михалкова "Родня".