ИСТОРИЯ ПОРТРЕТА КНЯГИНИ М. В.ВОРОНЦОВОЙ .
Сергей Константинович Зарянко является одним из самых незаурядных художников середины 19 столетия.Выходец из семьи крепостных,переехавших в Петербург после получения вольной,сумел достичь звания академика перспективной живописи и семь лет спустя стать профессором исторической и портретной живописи. Большой вклад в отечественную культуру Зарянко также внес как теоретик искусства и талантливый педагог,воспитавший целую плеяду мастеров. Изображение княгини М.В.Воронцовой (урожденной княжны Трубецкой) - жемчужина коллекции Третьяковской галереи. После смерти первого мужа в 1847 году А.Г.Столыпина,Мария Васильевна в августе 1851 года вышла замуж за генерала-адьютанта,участника Кавказских походов,светлейшего князя С.М.Воронцова. Наиболее вероятно,что изображение было написано в Санкт-Петербурге в период помолвки Марии Васильевны с ее вторым супругом,с которым после венчания она уехала на Кавказ. По воспоминаниям современников,М.В.Воронцова отличалась "бойкостью нрава" ,тяготела к шику и комфорту. Ее образ "крупной,большеглазой,чернобровой красавицы "отобразил в повести "Хаджи -Мурат" Л.Н.Толстой. С портрета мы видим представительницу древнего аристократического рода,светскую даму 19 столетия,которая блистала при дворце.Портрет исполнен в свойственной художнику тщательной и сглаженной манере,тяготеющей к иллюзионизму. С большим умением,виртуозно мастер описывает все детали лица,рук,плеч,дорогой атласной ткани ее наряда.Большую роль в портрете играет освещение,позволяющее выявить скульптурную обьемность форм.