Найти тему
FACT FINDER

Катастрофа в Хонда-Пойнте

Сочетание человеческих ошибок, плохих погодных условий и, прежде всего, недоверия к новым технологиям привело к одной из самых необычных морских катастроф в истории ВМС США в ночь на 8 сентября 1923 года недалеко от Ломпока, штат Калифорния. В результате навигационной ошибки затонуло 7 эсминцев и погибли 23 моряка.

Мыс Хонда расположен к северу от Нормандских островов в Калифорнии. Между островами и материком проходит пролив Санта-Барбара шириной 22-45 км. Это место славится очень опасными и сложными морскими условиями из-за сильных и непредсказуемых приливов, а также многочисленными отмелями и подводными камнями. Что немаловажно, здесь часто образуется туман, существенно ограничивающий видимость.

Несмотря на суровые условия, канал Санта-Барбара является водным путем с интенсивным движением. В сентябре 1923 года командир 11-й флотилии эсминцев (DesRon 11) капитан В. Эдвард Х. Уотсон и его 14 кораблей совершили учебный рейс между Сан-Франциско и Сан-Диего. Одним из элементов похода был проход по проливу Санта-Барбара в так называемых "боевых условиях", т.е. на максимальной скорости.

-2

Задача была сложной, но важной, чтобы проверить, сколько времени на самом деле требуется, чтобы пересечь пролив. Флотилия подошла к проливу вечером 8 сентября 1923 года. Флагманским и навигационным кораблем был эсминец «Дельфи». Хотя на корабле был установлен радиопеленгатор и в бухте были установлены радиомаяки, штурман корабля решил использовать счисление пути, а не радионавигацию, которая находилась в разработке и которой он не доверял.

В связи с тем, что корабли шли в «боевых условиях», сохранялась высокая скорость, что делало невозможным проведение замеров глубин.

В 21.00 вся флотилия повернула на восток с намерением войти в пролив. Из-за погодных условий и, возможно, просчетов предполагаемый курс оказался неверным. Кроме того, корабли, идущие в густом тумане, не имели визуального контакта с островами и скалами. Вскоре после разворота лидер группы эсминец «Дельфи» врезался в скалы мыса Хонда. Прежде чем корабль затонул, сработали сирены, предупредив об опасности другие эсминцы.

-3

К сожалению, некоторые командиры кораблей принимали ошибочные навигационные решения и буквально швыряли свои корабли на скалы. Плачевной была судьба и других эсминцев, которые вместо того, чтобы развернуться в море, сделали манёвр перед скалами и ударились о них. Экипаж третьей единицы - эсминец «Юнг» не изменил курс и разорвал днище корпуса о скалы.

Эсминец «Вудбарри» сделал правильный поворот, но слишком поздно и также наткнулся на камни. Эсминец «Николас» также правильно развернулся, но корабль повис на скалах. Эскадренный миноносец «Фаррагут» сел на мель, но смог самостоятельно высадиться. Ударный борт «Фуллер» наткнулся на ту же скалу, что и «Вудбарри». Эсминец «Сомерс» ударился о скалы, но получил лишь легкие повреждения. Эсминец «Чонси», пытаясь спасти моряков с тонущего корабля, сам наткнулся на скалы. Эсминец «Персиваль» прошел очень близко от скал и не получил повреждений. Только эсминцы «Кеннеди», «Гамильтон», «Стоддерт» и «Томпсон», предупрежденные кораблями, шедшими впереди, смогли правильно развернуться и избежать скал.

-4

Свидетелями катастрофы стали жители окрестных домов на берегу и многочисленные рыбаки, которые тут же бросились на помощь. С земли были спущены веревки, чтобы вытащить моряков на берег. Эсминцы, которые не наткнулись на скалы, также приблизились, чтобы помочь выжившим. Несмотря на это, за короткое время затонуло 7 кораблей и 23 моряка погибли, два эсминца получили повреждения и 5 ​​остались невредимыми.

Расследование, начатое после катастрофы, сосредоточилось на навигационных решениях экипажа головного эсминца «Дельфи». В частности, внимание было обращено на решения капитана Уотсона, который не решился использовать радионавигацию.

В конечном итоге вся ответственность за катастрофу была возложена на Уотсона, который предстал перед военным трибуналом. Капитан не пытался защищаться и признал себя виновным, взяв на себя ответственность за все ошибки. Ввиду возраста и продолжительной карьеры его не понизили в должности, а перевели на Гавайи, где он занял служебную должность. Наконец, в 1929 году он ушел в отставку.

-5

Катастрофа на мысе Хонда считается одной из величайших межвоенных катастроф в истории американского флота. Что еще более важно, этого можно было полностью избежать.

Тип Клемсон

Все эсминцы 11-й флотилии относились к классу Клемсон. Это была серия из 156 эскадренных эсминцев, построенных в США в период с 1918 по 1922 год. Стоит отметить, что только спустя 10 лет началось строительство первых преемников эсминцев этого типа. Корабли имели длину 95,8 м и полное водоизмещение 1308 т. Движение обеспечивали 2 паровые турбины мощностью 27 600 л.с., позволяющие развивать максимальную скорость 35,5 узлов и дальность хода 4 900 морских миль (9 100 км) при скорости 15 узлов. Экипаж состоял из 16 офицеров и 106 матросов. Вооружение состояло из четырех орудий калибра 102 мм, одного зенитного орудия калибра 76 мм и 12 (4х3) торпедных аппаратов калибра 533 мм. Всего за время службы до 1948 года было потеряно 20 кораблей этого типа.

_______________________________

Интересное криминальное чтиво на канале ЖЕСТЬ