Найти тему

21 февраля- Международный день родного языка

Наша страна заключает в себе разнообразие народов, проживающих на ее территории, и может похвастаться количеством языков, на которых они говорят. 193 народа, проживающих в России, используют приблизительно 277 языков (по другим данным – 295) и диалектов. Такая статистика приводится в Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года и официальных данных Института языкознания РАН соответственно. Язык этноса помогает сохранять его историю и культуру, традиции и бытовой уклад. И сегодня ученые, педагоги и международные общественные организации ставят задачу — сберечь языковое богатство мира. Но, несмотря на огромную ценность, языки во всем мире продолжают исчезать. Исчезновение любого языка означает потерю частицы общечеловеческого наследия. Международный день родного языка был учрежден в 1999 году решением 30- й сессии Генеральной конференцией ЮНЕСКО. Ежегодно праздник отмечается 21 февраля. Цель праздника – содействие языковому и культурному разнообразию и многоязычию, сохранению исчезающих языков, культур и народностей. Эта дата была выбрана в знак памяти событий 21 февраля 1952 года, когда в Дакке, столице нынешней Бангладеш, от пуль полицейских погибли студенты – участники демонстрации в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.

Существуют три концепции определения понятия «Родной язык».

1. Язык, усвоенный без обучения в детстве, находясь в соответствующей языковой среде («первый язык»).

2. Функционально первый язык. Родной язык отождествляется с языком, на котором человек мыслит без дополнительного самоконтроля, с помощью которого легко и естественно выражает свои мысли в устной и письменной форме и которым человек владеет с наибольшей глубиной и полнотой.

3. Язык этнической самоидентификации. Родным языком признаётся язык народа или этнической группы, к которой относится человек, язык, связывающий его с предыдущими поколениями, их духовными приобретениями, служащий фундаментом этнической и национальной самоидентификации.

Что можно сделать на уроке? (Переходите по синей ссылке)

Литературный квартирник (предлагается совместно с учителями родного языка провести открытые чтения поэзии и исполнение песен на родном языке, а также поставить на сцене отрывок из сказки на родном языке)

Кинолекторий по сказкам народов России-После просмотра перейти к обсуждению в формате открытого диалога. Во время обсуждения важно сохранять уважение и бережное отношение между обучающимися. Со всеми участниками обсуждения ведущий договаривается о важных правилах: участники не имеют права кого-либо критиковать, спорить. Они могут высказать только своё мнение. Необходимо уважать и принимать мнение другого, даже если оно сильно не совпадает с собственным. Не превращать обсуждение в ссору.

Всероссийский проект «Открытый урок»-предлагается провести открытый урок «Международный день родного языка» на материалах, предложенных Институтом воспитания.

Родные языки уникальны в том отношении, какой отпечаток они накладывают на каждого человека с момента рождения, наделяя его особым видением вещей, которые никогда на самом деле не исчезнут несмотря на то, что впоследствии человек овладевает многими языками. Изучение иностранного языка — это способ познакомиться с другим видением мира, с другими подходами. Деятельность по распространению родного языка способствует не только лингвистическому разнообразию и многоязычию, но и более полному пониманию языковых и культурных традиций во всем мире.