Сегодня в Комсомольске-на-Амуре ведется производство военных истребителей и гражданских «Суперджетов», а вскоре там начнется выпуск нового самолета «Байкал».
В Хабаровском крае активно развивается отрасль авиастроения, постоянно расширяя ассортимент своей продукции и осваивая выпуск новых военных и гражданских самолетов. В частности, на сегодняшний день в городе Юности ведется производство новейших военных истребителей и «импортозамещенных» гражданских «Суперджетов», а уже через два года там будет налажен серийный выпуск нового гражданского самолета «Байкал», сообщает корреспондент портала PROkhab.ru.
Так исторически сложилось, что Хабаровский край обладает мощной авиастроительной отраслью экономики. Ее эпицентр расположен в Комсомольске-на-Амуре, где находится авиационный завод имени Ю.А. Гагарина, который выпускает как гражданские самолеты «Sukhoi Superjet 100», так и военные истребители, включая новейший самолет Су-35С. Фактически, комсомольский завод поделен на два предприятия.
Первое производит военные самолеты, а второе, принадлежащее «Корпорации «Иркут», специализируется на выпуске гражданских лайнеров. Военный завод работает в рамках гособоронзаказа, обеспечивая Военно-космические силы ВС РФ боевыми самолетами, а гражданское предприятие выпускает «Суперджеты» и поставляет их как российским, так и некоторым иностранным авиакомпаниям.
В частности, недавно Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина произвел и передал министерству обороны России несколько партий новых истребителей Су-35С. Эти самолеты успешно прошли все заводские испытания, после чего были приняты техническим составом. Отметим, что каждый из этих истребителей был тщательно проверен в воздухе в различных рабочих режимах.
Вообще, надо сказать, что на сегодняшний день все мощности комсомольского завода полностью загружены, предприятие по максимуму обеспечено заказами от министерства обороны России. И коллектив КнААЗа выполняет свои обязательства перед государством, поставляя новые самолеты в войска точно в срок, прописанный в контрактах.
А параллельно на заводе ведется техническое перевооружение установка современного оборудования. Такая масштабная модернизация и постоянное увеличение заказов требует и грамотных сотрудников, поэтому руководство завода постоянно расширяет свой штат. Так, только в прошлом году на работу в КнААЗ были приняты более 500 рабочих и инженеров. Примерно столько же новых специалистов планируется трудоустроить на это предприятие и в 2023 году.
А что касается гражданского авиазавода, являющегося филиалом «Корпорации «Иркут», то на нем долгие годы выпускаются самолеты «Sukhoi Superjet 100», а в прошлом году там началось производство его практически полностью «импортозамещенной» новой версии «Sukhoi Superjet New», которая почти на 100% состоит из российских комплектующих и запчастей. Его производство обусловлено необходимостью избавить российское авиастроение от зависимости от импортных запчастей, которые теперь не доступны в России из-за санкций.
— Если смотреть на всю нынешнюю санкционную политику с положительной точки зрения, то для нас в этом есть определенный плюс, так как у нас теперь открываются новые рабочие места, а это, в свою очередь, зарплаты людям и налоги в бюджет. Дело в том, что у нас теперь отсутствует доступ к импортным подшипникам, в связи с чем нам приходится развивать производство шарикоподшипниковых изделий в России. Опять же, герметик, жгуты и лакокрасочные покрытия нам теперь нужны свои, а не импортные. Все это обеспечит нас большим объемом работы. Более того, для нас это новые вызовы, а это всегда интересно. Так что нам теперь есть над чем работать, — заявил начальник технологического бюро цеха №5 Виктор Конышев, который является обладателем Гран-При научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «ОАК».
В июле прошлого года был готов первый опытный образец корпуса нового «Суперджета», а в текущем году комсомольские авиастроители произвели первые части фюзеляжа и крылья будущего российского самолета. Его первые летные испытания запланированы уже на март-апрель 2023 года, а уже на 2024 год намечен старт серийного производства этого самолета.
— В сентябре 2006 года мы начали выпуск первых самолетов «Sukhoi Superjet 100». Тогда у нас была всего одна бригада, которая этим занималась, куда отобрали всех лучших мастеров, и я входил в эту бригаду. И уже в декабре того же года мы отправили первую собранную нами статическую машину в Москву. У нас были тогда очень сильные технологи, плюс нам все помогали, все возникающие вопросы решались элементарно. Хотя поначалу было достаточно много разных нестыковок. Допустим, сделали какую-то деталь немного не так, как надо. Тут же ее отвозили в другой цех и поправляли. Ну сперва всегда так, пока все процессы не будут отлажены, а сейчас уже, конечно, все намного проще. Сейчас мы отошли от чертежей, везде применяется электронная модель, взяли запчасть и поставили ее на место. То есть сейчас стало намного проще, чем было раньше, — рассказал герметизаторщик Александр Николаев, заслуженный машиностроитель России, который работает на КнААЗе с 1976 года.
В частности, только один «Аэрофлот» в ближайшие семь лет должен получить 89 новых «Суперджетов», что закреплено в подписанном на полях Восточного экономического форума соглашении. Кроме того, новая Единая дальневосточная авиакомпания «Аврора» в 2024-2025 годах планирует получить восемь новых самолетов «Sukhoi Superjet New» от их производителя.
К слову, эта же авиакомпания станет первым покупателем нового многоцелевого легкомоторного самолета «Байкал», производство которого также начнется в районе Дземги в Комсомольске-на-Амуре в 2025 году. В частности, «Аврора» заказала 10 таких самолетов.
А вообще, с 2025 года в Комсомольске-на-Амуре будет выпускаться до 20 «Байкалов» в год, и к 2030 году планируется произвести свыше 150 таких самолетов. Планируется, что они будут использоваться для нужд лесоохраны, санитарной авиации и в коммерческих авиаперевозках.