Музей "Дом станционного смотрителя" был создан в 1972 году в здании сохранившейся почтовой станции, расположенной в деревне Выра. Уникальность музея "Дом станционного смотрителя" состоит в том, что он посвящен ни человеку, ни событию, а литературному герою. Музей является прообразом дома Самсона Вырина- станционного смотрителя из одноименной повести А.С. Пушкина. Также на территории музея размещается экспозиция, посвященная почтовой станции XIX века. При создании музея для него свозились аутентичные деревянные постройки, которые сохранились в Псковской области. С годами музейные постройки пришли в аварийное состояние, потребовалась реставрация. Реставрационные работы были начаты в 2018 году и проходили на протяжении четырех лет. Музей был вновь открыт для посетителей в конце декабря 2022 года. В ходе реставрации были перебраны бревна деревянных построек. Гнилые бревна заменили новыми. Когда разбирали шорную, обнаружили бревна, на которых были вырезаны надписи: «Здесь сидел русский гражданин...», «Сидел ни за что» и другие. Это говорит о том, что скорее всего, дом когда-то использовался как кутузка. По одной из версий, изолятор или бревна от него привезли в музей из Псковской области. Музейщики решили сделать надписи частью экспозиции шорной, теперь они доступны для всеобщего обозрения. Во время моего визита в музей шорная была закрыта, также не работал и выставочный зал. Но во все остальные помещения музея мне удалось заглянуть. Но обо всем по порядку. Начнем с истории.
Повесть "Станционный смотритель" была опубликована в 1831 году. Почему же события повести связали с Вырой? Все просто. Александр Сергеевич неоднократно бывал на Вырской почтовой станции. Согласно архивным исследованиям на Вырской станции долгое время служил смотритель, у которого была дочь. Фамилия главного героя, Самсона Вырина, могла быть образована от названия деревни. Часто можно услышать про ныне существующую почтовую станцию: "это та самая станция, на которой не менее 13 раз останавливался Пушкин". Давайте разберемся, так ли это.
Деревня Выра с давних времен исторически располагалась на старинном почтовом тракте. Этот тракт в разные исторические периоды имел самые различные наименования: Большой тракт, Порховская дорога, Белорусский тракт, Смоленская дорога, Динабургское шоссе. Почтовая станция изначально находилась в городе Рождествено. В 1796 году город был упразднен и переименован в село. В 1800 году почтовая станция из села Рождествено была перенесена на окраину деревни Выра.
Первым смотрителем Вырской почтовой станции был Федор Андреевич Рылеев- отец поэта Константина Рылеева. Отец принадлежал к столбовому дворянству, имел родовое имение Батово, которое располагалось в селе Рождествено, но злоупотреблял спиртным. Смотрителем он прослужил недолго. Почтовая станция тогда не отличалась добротностью. Она состояла из крестьянской избы, разделенной пополам и сарая для лошадей, в то время станция еще не имела «чистой половины» для проезжающих. Смотрители на станции менялись неоднократно. На соседних почтовых станциях, находящихся в городе Гатчине и в деревне Ящера, дела обстояли не намного лучше.
В 1839 году на Белорусском тракте началось строительство новых типовых почтовых станций. Эти станции состояли из: "двух каменных, отдельных, одноэтажных строениях, соединяющихся по фасаду каменным забором с воротами, деревянными по обе стороны, во дворе: конюшнями с сенниками, сараем, навесом, забором, навозным ящиком и отхожим местом, устройством по середине двора колодца, постановкою на воротах герба, против здания 2-х столбов с фонарями, сделанием 2-х мостов и вымощением во дворе ровно как и под навесом булыжного камня мостовой...".
Почти одновременно со строительством станций начались работы по прокладке нового , более прямого, тракта, который сокращал расстояние от Петербурга до Пскова на 65 верст. Тракт получил название Динабургский.
Динабургский тракт связывал Петербург и Варшаву. Он представлял из себя настоящее шоссе того времени. Такие дороги называли "макадамы". Нижний слой состоял из крупных камней, а верхний- из мелкого щебня. В обоих сторон дорога ограничивалась бордюрам. По краям дороги тянулись водоотводные канавы, за которыми были расположены полосы земли для прогона скота (обочины). На протяжении десятилетий он был одной из важнейших государственных трасс. Ни раз по Динабургскому тракту путешествовал Николай I. Чаще всего трактом пользовались фельдъегеря, военные или правительственные курьеры. Но уже в 1850 году по дороге стали ездить, говоря современным языком маршрутки. От Исаакиевской площади раз в неделю отправлялся кабриолет с двумя местами для пассажиров и восьмиместная карета. А два раза в неделю- четырехместная карета. Зимой, конечно, пересаживались на сани.
Каждый пассажир мог везти до 20 футов поклажи (8-9 кг.) Остановок на ночлег не делали, движение осуществлялось и днем и ночью. Стоимость проезда была высокой, сопоставимой со стоимостью лошади. Проезд в крытых экипажах стоил 30 рублей серебром, в открытых- 20 рублей. Конечно не каждый смог себе позволить такое дорогое путешествие. Эта дорога существует и сегодня. Вдоль нее кроме почтовой станции в Выре сохранились почтовые станции в Литве и Латвии.
В районе деревни Выра трасса прошла чуть западнее прежнего Белорусского тракта. Поэтому, для строительства почтовой станции было выбрано новое место. Она заработала в 1841 году. Именно на ее территории находится сейчас Музей "Дом станционного смотрителя". Конечно же Александр Сергеевич Пушкин никак не мог останавливаться на новой почтовой станции. А в своей повести он упоминал старую Вырскую почтовую станцию. Впрочем, в музее этот факт не отрицают.
Осмотр музея начинается с литературной экспозиция «Читая “Станционного смотрителя”. В первом помещении воссоздано жилище Самсона Вырина, "его смиренную, но опрятную обитель". В комнате стоит "кровать с пестрой занавескою", на стене располагаются картинки, которые "изображали историю блудного сына". Правда на окнах нет "горшков с бальзамином" . Аккуратная обстановка в комнате свидетельствует о том, что дочь Дуня еще не уехала. Ведь во время второго визита рассказчика комната предстала ему совсем в другом свете, в ней "все кругом показывало ветхость и небрежение".
Стоит рабочий стол хозяина жилища, за которым он переписывал подорожные. Сейчас в этой комнате можно послушать отрывок из повести, он длится 18 минут, так называемый светозвуковой спектакль по повести А.С.Пушкина. Его могут включить по вашей просьбе вне зависимости от того, с экскурсией вы посещаете музей или самостоятельно.
Рядом с комнатой станционного смотрителя находится комната его дочери Дуни. Комнатка очень узкая, маленькая.
В ней с трудом помещается кровать, комод и небольшой столик.
В следующей комнате стоит большая русская печь. При реставрации старая печь была переложена. Кирпичи, отслужившие свой век, были заменены новыми.
На печи лежат различные плетенные кузовки и лапоточки.
А на противоположной стене комнаты расположен отрывок из произведения Александра Пушкина. Тут предлагается пройти своеобразный квест, поработать с текстом. Есть потайные дверки, за которыми спрятаны интересные вещицы.
Например, по карте можно посмотреть адреса, упомянутые в повести "Станционный смотритель"
Или узнать размер жалования станционного смотрителя.
"Три года назад, зимним вечером, приехал на станцию гусар, он поднял было на смотрителя нагайку из-за отсутствия лошадей, но, увидев Дуню, успокоился и заказал себе ужин".
В следующем помещении создан кабинет Ивана Петровича Белкина. Экспозиция рассказывает о том, кто такой писатель Иван Петрович, как и почему он появился в истории русской литературы.
"Станционный смотритель"- одна из пяти повестей, написанных Пушкиным, объединенных общим названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Александр Сергеевич присвоил авторство вымышленному человеку, представил его жизнеописание. «Повести Белкина» были опубликованы без упоминания имени истинного автора. Современники прохладно приняли повести Белкина. Например, Белинский назвал повести "прозаическими бреднями".
В кабинете писателя можно прочитать повести Белкина в копии первого издания 1831 года. При повторной публикации в 1834 году Пушкин изменил последовательность повестей, расположив их не по дате написания, а чередуя тексты с благополучным и неблагополучным финалом.
В отдельном шкафу находится экспозиция с выдержками из текстов повестей Белкина.
Из кабинета писателя двери ведут в конюшню. В помещении конюшни показано, как выглядели стойла. Экспозиция рассказывает о том, как в литературе XIX века отражалась тема дороги. Можно послушать звуки дороги.
В конюшне вы узнаете , как запрячь лошадь. Правда, ни одной лошадки там нет. Потренироваться нет возможности.
Кроме колокольчиках на почтовых тройках, на русских дорогах можно было услышать ожерёлки. Так называли ремни с бубенцами, которые привязывали на шею лошади. В конюшне можно позвенеть в современные колокольчики. Они были сделаны в старинном центре колокольного мастерства, расположенном в городе Валдае.
Чтобы развеять дорожную скуку, ямщики пели. Самой популярной песней ямщика была "Степь Моздокская". В конюшне можно прослушать современную реконструкцию песни в исполнении Вячеслава Дусенко.
В конюшне проводят интерактивные занятия для детей. В каждом стойле есть свои задания. Например, предлагают покормить вымышленную лошадь, ребенку надо выбрать,какой пластмассовый овощ или фрукт понравится лошади, а какой она есть откажется. Мы покидаем конюшню и переходим в кузницу. Кузница деревянная, поэтому не действующая.
Раньше кузница располагалась в отдалении от всех деревянных построек и была каменной. Кузнец был незаменимым работником на почтовой станции.
В 1905 году на территории Вырской почтовой станции разместилась Добровольная пожарная дружина. Пожарных в те годы называли "охотники". Для них на пожарной станции была возведена пожарная каланча. По сигналу пожарного колокола "охотники" срочно собирались на сборном пункте. Пожарная дружина просуществовала на Вырской станции до 1930 года. Рядом с каланчой находится деревянный колодец.
При реконструкции пожарная каланча была возведена заново. Наверху обустроена смотровая площадка. Подъем на смотровую площадку сопровождается рассказом о Вырской почтовой станции.
Справа и слева от пожарной каланчи расположены амбары с красивыми резными перилами.
В одном из помещений почтовой станции размещена историко-этнографические экспозиции «Почтовое сообщение в России первой половины XIX века» и «Путешествие по Динабургскому тракту». Тут можно услышать звуки Динабургского тракта- современные записи, сделанные в населенных пунктах бывшей Псковской губернии. В углу примастился шкаф-чемодан.
Дворяне, чьи поместья находились в Псковской и Витебской губерниях, использовали Динабургский тракт несколько раз в году. Многие семьи проводили летние месяцы в усадебном доме, а зимние- в Петербурге. На экспозиции представлены предметы быта XIX века.
Скромное место в экспозиции отведено почтовому отделению. До реконструкции музея почтовое отделение занимало отдельное каменное здании. Можно было написать пером письмо или открытку, наклеить марку и отправить. Теперь в этом здании располагается касса, а почтовое отделение стало лишь скромной частью экспозиции.
Предметы почтового отделения XIX века.Марки для смачивания прокатывали на специальном приспособлении.
Представлена небольшая коллекция марок.
Небольшая экспозиция посвящена торговли. В городах и селах, расположенных вблизи Диабургского тракта, торговля шла бойко. На крестьянских ярмарках стали появляться не только товары местных жителей, но и товары европейского производства.
Рядом с музеем находится часовня святых мучеников бессребреников Космы и Дамиана. Построена в 1892 году на пожертвования крестьян в память спасения семьи императора Александра III во время крушения поезда в 1888 году. В 1946-47 годах часовня была разобрана, восстановлена была в 1987 году.
Рядом с музеем установлен памятный крест. На месте почтовой станции в 1942 году был организован концлагерь. Лагерь отличался жесточайшими условиями. В доме станционного смотрителя располагалась начальство лагеря.
Адрес: Ленинградская область, деревня Выра, Большой проспект, дом 32 А.
Режим работы: со вторника по воскресенье с 10.00 до 18.00
Стоимость посещения: полный билет -200 рублей.
За музеем есть парковка. В навигаторе надо указать "Каретный сарай". Рядом с музеем "Дом станционного смотрителя" находится трактир "У Самсона Вырина". Машину можно поставить и рядом с ним. Цены в трактире не высокие, обстановка уютная.