Тотьма для меня - это храмы, лисы, мореплаватели, лисы, Форт-Росс, индейцы, много лис, Лисий остров и желтый велосипед. Но обо всем по порядку.
Припарковав машину, мы направились к месту нашей встречи с экскурсоводом.
Забегая вперёд, скажу, что если вдруг вы соберётесь в Тотьму, то обязательно пригласите личным гидом Анатолия Пахнина - заведующего музеем мореходов и домом-музеем Ивана Кускова. Интересно, с юмором и доверительными подробностями он знакомил нас с людьми и историей города с такой лёгкостью, будто речь шла не о "делах дней минувших", а о событиях, которые происходили вчера у соседей или хороших знакомых.
Так вот, в ожидании экскурсовода задрав голову мы рассматривали утончённые картуши украшающие изящную архитектуру церкви Входа в Иерусалим, а по совместительству Музея мореходов.
- Тотемское барокко, - с гордостью сказал наш гид. - Выступающий декор - это не лепнина, а часть стены. Такие свитки - завитки картуши изображались на мореходных картах. В 1962 году тотемское барокко признали самостоятельной архитектурной школой.
Мы одобрительно покивали и восхищенно поцокали. Вот так-то вот! А то барокко - Италия, Италия, Рим...- Тотьма!
И снова забегая вперёд, скажу, что здесь все церкви невозможной красоты, а формой напоминают парусники бороздящие моря и океаны. Тотемские купцы строившие эти храмы - корабли рисуясь щеголяли друг перед другом, чей роскошнее, богаче и краше.
Так, минуточку! При чем здесь сухопутная Тотьма, корабли и мореходство? А притом, что тотемские купцы "лёгких" и близких путей заработка вроде торговли с Москвой или строительства Санкт-Петербурга не искали. Они настолько суровые, что отправились за десять тысяч верст сквозь тогда еще девственно-непролазные леса и оленьи тропы, горные хребты и сибирские реки на промысел пушнины через Пермь, Екатеринбург, Тобольск, Томск, Иркутск, Якутск к Охотскому морю.
Просто посмотрите по карте где Тотьма, а где Охотское море, а они строили на берегу корабли и шли дальше. С ума сойти, к Аляске, Алеутским островам, Лисьим островам и дальше. За каланом (если что, это зверь такой водоплавающий, не путать с колонком) и черной лисой, опять просьба не путать с чернобуркой!!!
Обманывали, конечно алеутов, но и алеуты не лыком шиты: рассказывали чужакам страшные истории, что во-о-от на тот остров (где скорее всего много черной лисы водилось) не ходите, там народ опасный живет - половинчатый, с одним глазом, одной рукой, одной ногой - будто из-за угла выглядывают. Брррр-рр страшно!
Меня просто сразил нереальный факт - тотемский мореход основал на побережье Калифорнии Форт-Росс, о котором я когда-то в детстве читала в книжках про индейцев. Он выкупил земли у представителей местных племен за три одеяла, три рубашки, трое штанов, два топора и бусики!!! В музее Ивана Кускова можно увидеть этот договор. А еще в Тотьму совсем недавно приезжали настоящие индейцы - потомки тех индейцев, у которых Иван Кусков землю купил. Просто так приезжали, познакомиться, а не для того, чтобы сатисфакцию получить.
Так, в какой момент что-то пошло не так и мы Калифорнию упустили?
После основания Форт-Росса, я уже была готова принять любые исторические факты и поверить в них, но... оказывается, в 1733 через Тотьму проходила экспедиция Витуса Беринга, который тогда открыл Берингов пролив. А уже в сегодняшнее время в Тотьму наведывается современный романтик-мореплаватель Федор Конюхов и ... ведет у детей кружок, конечно же мореплавания.
В память о том, что весь город держался на добыче черной лисы, лИсы здесь по всюду! На гербе города, на скамейке, на камне, на столбе, на окнах и рекламных щитах, в кафе и гостиницах.
Даже птицы тотемские, если присмотреться летают стаей в виде лисы. Такая уж милая городская особенность.
Кстати, Тотьма как Санкт-Петербург, Магадан, Осло и Хельсинки находится на шестидесятой параллели. Об этом говорят белые ночи летом и возвещает памятный знак установленный в восьмидесятых годах Географическим обществом СССР.
Небольшая викторина - какие ассоциации вызывают у вас велосипед, лето, букет полевых ромашек? Две секунды на раздумье. И при чем здесь опять Тотьма?
Та-дам, время вышло! Это же песня Барыкина "...Я буду долго гнать велосипед, в глухих лугах его остановлю..." Автор стихов - тотемский поэт-шестидесятник Николай Рубцов! Семьдесят лет назад, он написал стихи для девушки, которую любил. А двадцать пять лет назад, мой тогда еще будущий муж исполнял эту песню в подъезде, выкупая меня у подружек перед ЗАГСом. Вот такая крендельбобина.
И еще, велосипед-то желтый, притороченный к березе - бывшая собственность нашего гида-экскурсовода. На нем еще его папа катал маму в поля за ромашками. Потом велосипед долго лежал на чердаке, пока наконец не превратился в узнаваемый арт-объект.
День был насыщенный, окончание следует))))