Найти тему
Пикабу

Экономика штрафов и клиентской любви/ненависти в каршеринге

В этой статье мы очень хотели обойтись без морали и укоров, но как обычно, получился винегрет безумия, приправленный кровавыми слезами клиентов и ссылками на всякие полезные ништяки. Для любителей встать на защиту каршеринга сразу оговоримся, что мы тоже любим все бизнесы, понимаем их непростые будни и полезность. Но только пока они любят своих клиентов.

Писать про каршеринг легко и приятно, ибо нет второй такой отрасли, где бизнес неотделим от садомазохизма. Эти люди просто ежедневно делают полезный бизнес, пьют кровь, а потом просматривают заголовки газет и пабликов?

1. Ничего личного, просто есть такой бизнес - штрафовать клиентов

Как и любой сатанинский ритуал, выход на IPO (призыв денег частных акционеров) требует хорошей подготовки и соблюдения ряда неприятных формальностей. Например, публикацию более-менее честных и полных сведений о своих расходах и доходах. Именно благодаря этому мы знаем, на чем зарабатывает каршеринг. (Кстати провал сделки широко обсуждали аналитики, даже на Пикабу).

Так, у Делимобиля на втором месте после платы за поездки в выручке компании стоят штрафы, которые собираются с пользователей за нарушение договорных заповедей, повреждение машин, курение, превышение скорости и другие прегрешения. На штрафах компания разбогатела на 682 млн рублей за первую половину 2021 года. Это 13, 8% от всей выручки «Делимобиля» за этот период.

Отказ от штрафов означает глубокую убыточность бизнеса. Поэтому...

2. Меню людоеда

Отключение или повреждение следящего оборудования - от 300 000 рублей.

Несанкционированная передача авто другу - до 200 000 рублей.

Парковка на газоне - от 100 000 рублей.

Пьяная езда - до 150 000 рублей.

Выезд за пределы разрешенной оператором зоны - от 10 000 рублей.

Незакрытые окна и двери машины после вашей поездки - около 10 000 рублей.

Это штрафные санкции от Делимобиля. У других операторов каршеринга не сильно хуже. Вот ссылка на статью, где юрист разбирает договор с Делимобилем и там же есть ссылка на СитиДрайв.

За ДТП клиент тоже будет расплачиваться и удивляться. Можно попасть и на 70 и на 160 и на 250 тысяч рублей несмотря на ОСАГО. Небольшой разбор темы про ДТП по разным компаниям от блогера здесь.

А вот еще аналитика и советы, что делать при совершении ДТП от большого юридического портала. Табличка штрафов, правда от 2020 года, поэтому не ручаемся за то, что собачка не подросла за время в пути.

.
.

Кстати, деньги спишут автоматически с карты (у некоторых для этого особая карта, с которой много не спишешь), тогда можно ждать коллекторов или повестку в суд. Штрафы по суду почти всегда можно уменьшить, но ведь это целый квест и нервотрепка (об одном примере читайте ниже).

Выглядит так, что компания пытается максимально отпугнуть раздолбаев, проводя публичные казни неудачников? Нет, Однажды Делимобиль брал штраф за ДТП до 500 000, а потом в знак доброй воли снизил до 150 000. Правда после скандала и турбовентилятора у навозной грядки.

Один из самых громких скандалов с завышенными ценами в случае аварии на каршеринге произошел в 2016 году. Тогда водитель на арендованном авто попал в ДТП, проехав на красный свет. После этого компания выставила ему счет почти на 600 000 руб.

-3

Чтобы немного унять тремор в руках, посмотрим бегло на экономику.

Новости и факты (для ЛЛ - каршеринг дорожает на 30%).

За девять месяцев 2022 года средний чек в каршеринге вырос на 17–29%, онлайн-оборот сегмента за год вырос на 7%. Большинство опрошенных пользователей каршеринга отметили, что в среднем тратят на услуги сервисов 3–5 тыс. руб. в месяц.

Продажи автомобилей в России упали в 2022 году почти на 60%, а количество поездок в каршеринге упало на 20%. Налицо сокращение потребления в денежных сферах. Люди пересели на трамвай.

Каршеринг в цифрах (для ЛЛ - каршерингом пользуется 1 млн. москвичей, в других городах развитие сервиса очень туманно)

Парк московского каршеринга остается самым большим в мире (это нам бальзам вместо хоккея). 48% пользователей каршеринга имеют личную машину, но все равно пользуются сервисом.

Москва

Поездки: 48 млн. Пользователи: больше 1 млн человек. Парк: 30 тыс. автомобилей. Количество операторов: 4. Средняя поездка: 15 км/61 мин. (источник).

В 2022 году россияне потратили на каршеринг более 26 миллиардов рублей.

Но многие аналитики сходятся во мнении, что каршеринг дешевле такси, дешевле личного авто, но зарабатывать на этом рынке крайне тяжело. Поэтому и приходится... штрафовать.

3. Проколол колесо? Заплати 3300 рублей.

Поучительная история от девушки, которая проколола колесо и погнула диск. Со штрафом все понятно, нечего наезжать на гвозди и дискогнутели. Но клиент расстроился по другому поводу. Делимобиль посчитал, что прокол колеса, это ДТП. Авто не влетел ни в кювет, ни в буфет. Сотрудник ГИБДД тоже был в шоке, приехав на место, как того требовал оператор каршеринга. Так вот, за ДТП клиента лишили права снизить тариф и экономить на поездках, поскольку по правилам компании виновники ДТП недостойны.

4. Угон аккаунта = угон авто

Инспекторы ГИБДД напоминают, что попытки приобрести поддельный аккаунт в каршеринге заканчиваются уголовной ответственностью за угон транспортного средства. В таких ситуациях автоинспекторы задерживают такого водителя и вызывают на место сотрудников службы безопасности оператора каршеринга, которые пишут заявление об угоне. И не забудьте про меню людоеда: несанкционированная передача авто другу - до 200 000 рублей штрафа.

По этой теме в 2022 году проехался Верховный Суд РФ. По фабуле клиент «Яндекс Драйв» посадил за руль не какого-то укуренного девианта, а собственного сына. За что и получил штраф в 150 000 рублей (списали с карты). Клиент подал в суд, попросив уменьшить штраф до 10 000 руб., так как вреда иномарке не причинили. И началось судебное ралли!

Первый суд снизил неустойку в три раза (до 50 000). Следующие два суда вообще унизили «Яндекс Драйв» отменив штраф. Каршеринг обратился в самую высокую инстанцию и... В суде председательствующий судья Сергей Асташов. Это очень мудрый судья, он много раз спасал потребителей всей страны своими беспристрастными решениями. Но в этот раз не смог. Ктстаи Яндекс проговорился в суде и признал, что если они могут списать деньги с привязанной карты, это означает согласие клиента на штраф. Также судей заинтересовал вопрос, почему передача аккаунта наказывается в три раза строже, чем передача управления другу.

Возражая портив снижения штрафа, «Яндекс Драйв» заявил, что суды обычно уменьшают штраф до 100 000 руб. Это бы их устроило. В итоге тройка судей отменила акты Кировского областного суда и 6-го КСОЮ и направила дело на новое рассмотрение в апелляцию - видимо, снижать штраф до 100 000 рублей. В общем, во всей красе тезис - обидь Яндекс и проведи пару лет в судах.

5. Мы пришлём к тебе коллекторов просто пообщаться

Что может быть хуже, чем общение с коллекторами? Иногда среди них попадаются забавные персонажи и достаточно разговорчивые. Штраф 2 тысячи рублей (у некоторых сейчас - 5 тысяч) за пятно в салоне (как установил позже доморощенный Скотланд-Ярд, клиент вообще был непричастен к происхождению сомнительного пятна) обернулся для одного из клиентов каршеринга заочной беседой с выбивателями долгов. История была бы банальной по если бы не пара нюансов. Приложение с формой обратной связи и контактами колл-центра автоматически блокируется до уплаты штрафа, что делает его обжалование менее комфортным. Зачем запрещать доступ к обратной связи, если клиент хотел бы узнать, как быстрее заплатить и за что он должен сервису? Мнимый долг ушел в работу коллекторов уже на четвертый день со дня неуплаты, в то время как апелляция у оператора каршеринга закончилась отменой этого штрафа только через 2 недели.

-4

6. А если ехал-ехал и нечаянно дрифтанул?

Тут тоже есть свежая история из города Екатеринбурга.

-5

7. Платиново-золотая сушилка в бриллиантовом салоне.

Провезти в салоне автомобиля легкую сушилку для белья, казалось бы, что в этом преступного? Но волгоградский каршеринг "Би-Би.Кар" готов поспорить. И выставить клиенту штраф на 50 000 рублей за эту вольность а точнее, за перевозку крупногабаритного багажа в салоне.

8. Борьба со штрафами.

Не так страшны штрафы, как методика их применения. Компании буквально сходили в средние века за юристами из области инквизиционного права. Напомним, штрафы списываются с карт автоматически, у кого не смогли - подключаются коллекторы или собственные службы выбивания и напоминания о долгах (у многих стахановцев данного труда почему-то обнаруживаются быдло-манеры и это неизлечимо). Еще один момент - многие нарушения просто вменяются без явных доказательств. За пятно или царапину заплатит тот, кто просмотрел в темноте этот изъян. Те, кто поопытнее, внимательно снимают на видео тачку каждый раз, когда садятся за руль. Но это никогда не панацея от того, что будучи где-нибудь на отдыхе оператор каршеринга не облутает твою карточку в ноль.

Кстати, Роспотребнадзор почти с момента новообразования каршеринга проявлял к нему повышенный интерес. Количество разных нарушений, которые вменялись операторам, измерялось десятками. Тут и правомерность свободного списания любых сумм с карточки, и обоснованность размера штрафов, и вменение клиентам любого рода нарушения без доказательств со сложной системой обжалования, и повышенные пени за просрочку оплаты услуг и штрафов (в 25 раз выше законной неустойки). Отдельной битвы удостоился также вопрос о допустимости штрафовать клиентов дважды. Один раз нарушение ПДД от имени государства и второй раз - за то же самое, но уже в кассу предприятия. Интересовал контроллеров также и вопрос о том, почему штрафы за нарушение ПДД оператор каршеринга списывает в полном размере, а сам платит их со скидкой 50%.

Многие эпизоды судьи решили в пользу клиентов, но вот за безумные штрафы и свою безубыточность операторы бились насмерть. И пока что отстояли это право.

Пост автора StopCorp.

Больше комментариев на Пикабу.